Советский Союз, даже будучи изнуренным, ослабленным и измотанным непрерывной гонкой вооружений, продолжал опираться на военные структуры, пронизывающие всю ткань социалистического лагеря. И прежде всего на Варшавский пакт. Могучий воинский союз просуществовал недолго, уступив все завоеванные позиции главному конкуренту и сопернику - Североатлантическому Альянсу.
Противостояние двух блоков было жарким, яростным, на грани открытого военного конфликта. Все системы вооружений непрерывно вращались в орбите друг друга, как жернова в ручной мельнице. Естественный и предсказуемый конец - социалистический лагерь рухнул. Держава утратила главное оружие в борьбе с империализмом. Советского Союза не стало. Вместе с ним исчез с политической арены великий народ.
Солнце демократии так и не взошло в советских небесах, даже когда упразднена была абсолютная монархия в лице генерального секретаря ЦК КПСС. Могучая страна все еще пыталась по инерции перетянуть военный канат, даже не подозревая, что эта бесшумная, бесконтактная «холодная война» беспощадно добивает нацию и истощает последние ресурсы.
Не так давно, в конце 70-х, мир заговорил об «арабском нефтяном оружии». Проявляя солидарность с воюющим Египтом, арабские нефтедобывающие монархии, поддержали республику, значительно сократив добычу нефти. Цены на сырье резко подскочили, и европейцы увидели конец света с очень близкого расстояния.
Арабскую нефтяную политику незримо поддерживал Советский Союз. Уже тем, что не был членом никаких сырьевых организаций и четко вел свою нерыночную экономику, четко осуществляя и плановую, не взирая ни на какую погоду, откачку нефти. Он не собирался играть на ценах и спасать мир, и арабы платили ему за это искренней признательностью. Вознаграждение было щедрым - на Страну Советов пролился золотой дождь «нефтедолларов». Второе знаковое слово, вошедшее тогда в политический лексикон. Получается, мы волею политической судьбы оказались в одном окопе.
Конец 90-х уже не был столь радужным. Однополярная система. Владычество США надо всем. Нет прежней дружной семьи советских народов. Противостояние в одиночку всему враждебному миру, который лицемерно рукоплескал «перестроечным реформам». За открытостью и гласностью явились - кто бы мог подумать! - жесточайшая коррупция, сводившая с ума россиян стремительно нарастающими темпами, острый дефицит продуктов питания, недоедание, голодные обмороки. На бряцание оружием сил не осталось - надо было заново учиться выживать.
Первая декада нового столетия. Иные времена, иные нравы... У России уже совсем другая доктрина противостояния страху и угрозам, исходящим из-за океана. На внешнеполитической арене Москва растеряла потихоньку все знаковые позиции и утратила национальные интересы. Единственное оружие, действенное и эффективное - нефть. Не оружие, а сырье определяет сегодняшний день страны. Да и завтрашний тоже.
Наличие «русской нефти» остужает американский пыл, не позволяет Штатам, как принято сегодня неверно полагать, быть единственной супердержавой. Хозяева Белого дома относятся к этому весьма болезненно, потому и пытаются сжать Россию в кольце военных баз. Москва в ответ на это проводит политику поощрений, предоставляя послушным соседям «нефтяные преференции» в обмен на их неучастие в военных договорах с Америкой.
Показательно, что недавние переговоры американской высокопоставленной делегации с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым, предметом которых были двусторонние отношения и положение в Афганистане, проводились в обстановке скрытности и строгой секретности. Подальше от света юпитеров и досужих СМИ. Бакиев хорошо понимает, что с Америкой стоит, конечно, заигрывать, но Москву гневить - себе очень дорого обойдется. А так, вроде бы, ничего и не произошло.
В своих отношениях с Киевом Москва немало преуспела в «разогревании атмосферы» вокруг Ющенко в восточных регионах, исторически тяготеющих к России. Нужен был свой и крайне правый человек. Ловко орудуя газовым вентилем, перекрывая поставки «голубого топлива» соседу, русским удалось представить президента перед людьми в весьма невыгодном свете - «персоной нон грата». Все оказалось на руку: и лютые морозы и скачущие цены. Бывшие «младшие братья», недовольные всем на свете, быстро смекнули, что уповать на Запад - не самый удачный способ выкарабкаться из бедственного положения.
История развела нас. Перестроечные лидеры сгоряча заявили, что намерены повернуть страну курсом на Запад. Погорячились. В чем сами потом с опозданием, но все же, признались. Целое поколение выросло, по сути, насильственно оторванным от Востока, не любя его, не зная, и не стремясь постичь. И все же времена меняются. Восстанавливает ли Москва свои позиции на арабском Востоке, в чем пытаются убедить нас российские журналисты? Не знаю. Не уверен.
Мы стали более бережно относится к своему оружию - арабской нефти. И уже никогда не сможем повторить «нефтяной штурм» 70-х годов. Да и нет в том никакой необходимости. Не станем сравнивать, чье «нефтяное оружие» более разрушительное. Поскольку в этом смысле мы с русскими снова в одном окопе, и никогда не хватаемся за нефтяной вентиль, чтобы угрожать, шантажировать, внедряться в сопредельные земли, заявлять о своей гегемонии.
Применение «нефтяного оружия» оправдано лишь национальными государственными интересами. Во благо народов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+