«Патриотизм — это служение, а ура-патриотизм — это карьера»
Историк, режиссер, общественный деятель Алексей Наумов о возможностях, которые дает столица, и перспективах малых городов России
Свою первую книгу, посвященную храмам родного Хвалынска — районного
центра Саратовской области, Алексей Наумов написал и издал, еще будучи
студентом исторического факультета Саратовского государственного
университета. Кандидатскую диссертацию защитил в 23 года. Четвертый
десяток разменял уже с пятью книгами и двумя документальными фильмами,
берущими приз за призом на различных международных фестивалях.
Проработав шесть лет в Москве, Алексей вернулся в родной город.
— Алексей, в Хвалынске проживает 12 тысяч, а в Москве —
образно говоря, столько же миллионов человек. Вам довелось жить и
работать на обоих полюсах этого диапазона, высшее образование получали в
850-тысячном Саратове. Каковы плюсы и минусы малого, крупного и
столичного городов применительно к вашей работе и жизни в целом?
— На самом деле численность населения в городе не так важна, как
динамика его убыли или роста. Эти факторы говорят сами за себя. Мои
наблюдения показывают, что для любого города важны традиция,
генетическая память о прошлых достижениях. Хвалынск — это родина многих
великих или просто выдающихся людей, начиная от художника Кузьмы
Петрова-Водкина и продолжая идеологами от лидера эсеров Виктора Чернова и
секретаря ЦК КПСС по идеологии Михаила Суслова до нынешнего первого
заместителя руководителя администрации президента РФ Вячеслава Володина.
Наши земляки были и среди послов, дипломатов, депутатов…
Так что, если мы берем Хвалынск как малый город, то должны сразу
сделать оговорку о его уникальности. Это признанное «место гения», в
сравнение с которым не идут более крупные и развитые соседние города,
такие, например, как Балаково, Энгельс и многие другие. Это обеспечило
создание здесь нескольких музеев с уникальными историко-краеведческими,
естественно-научными, художественно-мемориальными коллекциями и,
конечно, наличие определенной интеллектуальной прослойки населения.
В Хвалынске я вырос, полюбил этот город. Здесь увидел множество
бескорыстных и честных глаз, людей, которые в лихие и нищие 1990-е годы
меня учили, выдавали книги в библиотеках. А в музеях я вообще вырос —
ведь там хранилась история золотого времени моего города, которое,
кажется, безвозвратно ушло.
Провинция, конечно, может умилять, вдохновлять, но учиться нужно
ехать в большой город. И Саратов здесь стоит особняком. Это
университетский город с глубокими традициями. Я учился на факультете с
серьезной научной школой, которой в малом городе быть не может. Но вот в
основу своих дипломных и диссертационных исследований положил
хвалынский материал. К сожалению, в России не так популярна
микроистория, однако мне удалось через судьбу хвалынского дворянства
проследить судьбу русской элиты в ХХ веке. Хвалынск стал призмой,
концентратом, точкой, через которую я смотрел на судьбу России в ХХ
веке. История малого города дает уникальную возможность быть
первооткрывателем и внести заметный вклад в восстановление исторической
памяти народа.
Москва мне многое дала в профессиональном развитии. Здесь было много
важных и нужных встреч, здесь у меня появилось много друзей. Здесь я
смог заработать деньги на то, чтобы создать свои фильмы, издать книги. Я
успел полюбить Москву. Но была одна «проблема» — я не смог разлюбить
Хвалынск. Стремился сюда при каждой возможности и бескорыстно служил
ему, возвращая культурно-исторические ценности, саму историю.
В отличие от большинства, я не приехал в столицу делать карьеру — я
приехал делать дела для своего города. Добился определенного результата —
и пришло время создать семью и вернуться домой. Сейчас в Хвалынске
работаю над новой книгой, осваиваю программы для монтажа видео (экономия
времени, сил и денег для будущих картин) и занимаюсь фермерством для
поддержания благосостояния. Рядом любимая семья, могилы предков и родные
места. Это в русском языке «город» — от слова «городить», а исторически
в славянском языке значение слова «город» — «место». Для меня Хвалынск
не «огород» — это место, пространство безграничных возможностей для
созидательного труда, а не потребления.
Бывшее село Новоспасское Хвалынского района. Фото: Алексей Наумов/facebook.com
И еще важно понимать, возвращаясь в провинцию: не ждите благодарности
и признания за какие-либо заслуги. Служение провинции — это любовь,
терпение и смирение.
— Саратов называют столицей Поволжья. Отражает ли этот титул
реальность? Какими качествами должен, на ваш взгляд, обладать город,
чтобы исполнять столичные функции, хотя бы в масштабах региона?
— Саратов — самопровозглашенная столица Поволжья. И если в конце XIX
века этот термин и можно было применить к нему, то уже в начале ХХ века
Самара и Царицын (Волгоград) стали обгонять Саратов по многим
показателям. Такая же ситуация и сегодня. Думаю, что для процветания и
развития любого города важен человек, нацеленный на результат,
понимающий как пройти путь от А до В. Столичные функции — это уже
ответственность не только за центр, но и за каждое муниципальное
образование, его благосостояние и развитие.
— Антоним столичности — провинциальность. Применимо ли это
понятие к Хвалынску и Саратову, и с каким знаком? Что позитивного в
провинциальности, в чем ее минусы?
— Среди минусов — ограниченные транспортные возможности (из Москвы
можно быстро улететь куда угодно), низкий уровень жизни, концентрация
непрофессионалов, оптимизация медицинских, социально значимых объектов.
Например, в 2006 году в Хвалынске закрыли роддом, падает уровень
медицинского обслуживания. Русская провинция живет сама по себе, часто
по своим правилам. С другой стороны, в провинции гораздо больше открытых
душ и глаз, здесь люди более свободны, чем в крупном городе.
— Каковы главные проблемы российской провинции и малых городов на примере Хвалынска? Как их решать?
— Важно, чтобы провинция понимала, что ей делать и куда идти. Татары
поняли и идут, используя все возможные ресурсы, так же чеченцы. Другое
дело, куда они в конечном итоге придут. Складывается впечатление, что
федеральному центру на провинцию наплевать. Нужно отдать должно нашему
президенту Путину, благодаря личной инициативе которого подняли Сочи,
Владивосток, построили космодром «Восточный», строим мост в Крым, но
целостной программы развития провинции и малых городов не существует.
Что нам нужно, чтобы поднять провинцию (а то и страну)? Нам нужна
национально мыслящая элита. Все! Ресурсов у нас много, и они должны
работать на страну, на народ, на образование. Пока у нас чиновники не
научатся думать о государстве и людях, мы ничего нигде не вернем, а
будем держаться на отдельных людях, которые, безусловно, есть и в
чиновничьей среде. Система должна сберегать, воспитывать, принимать и
продвигать умных людей с государственным мышлением.
— Биографии современных нам святых поражают тем, что через
них воочию видно, как жизнь обычного человека становится житием святого.
В полной мере это относится и к вашему земляку, предводителю
хвалынского дворянства графу Александру Медему, которому вы посвятили
книги и фильм. Чему учит нас жизнь этого святого, почему о ней нужно
знать нашим современникам?
— Граф Медем — удивительный человек. Это подлинный пример легитимной
элиты, осознающей свою ответственность перед народом. На фронте Первой
мировой он увидел ужасы войны. Для него остро стал выбор духовного
определения, и он решил воссоединиться с русским народом. Спустя
несколько месяцев случилась революция, когда многие отвернулись от
Церкви, от Христа, Россия погрузилась в смуту, из которой до сих пор не
выберется. Легитимная элита уничтожалась, бежала, расплачиваясь за свои
огрехи и предательство Государя, но находились и те, кто отдал за правду
свою жизнь. Правда для православного человека — наивысшая ценность. И
этому мы должны учиться у наших новомучеников.
— Россия до революции и нынешняя наша страна, с одной
стороны, сохраняют историческую преемственность, с другой — многое
серьезнейшим образом изменилось. Как вы оцениваете эти качественные
изменения? Не грустно ли оттого, что многое ушло безвозвратно? Или такие
повороты истории — естественный процесс?
— Любые размышления о судьбах народов неизбежно приводят нас к
изучению и анализу деятельности политических и культурных лидеров или,
как принято говорить, элит. Это слово пришло к нам из латинского языка, а
дословный перевод означает «избранный, лучший».
Еще в начале ХХ века с русской элитой было все ясно: это был
исторически сложившийся правящий класс — дворянство с монархом во главе,
выступавшим гарантом политического и духовного суверенитета своего
народа. Как правило, в орбиту этой сословной группы попадали и
выдающиеся представители других сословий, становившиеся учеными,
музыкантами, писателями, художниками. К элитам стремились примкнуть и
отдельные представители торгово-промышленного класса — через получение
хорошего образования, расширение картины мира, стремление к наукам и
искусству, включение в систему городского самоуправления.
Дух «свободы» и «раскрепощения» общества вскружил голову многим
представителям русской элиты, предавшей императора и государство. В
конечном итоге это привело к кровопролитным революциям и гражданской
войне, развалу и упадку государства, русской цивилизации и утрате
легитимной элитой своего положения. Ликвидация легитимной элиты в России
после революций 1917 года позволила запустить процесс денационализации
государствообразующей нации. Была расстреляна царская семья,
подвергались репрессиям верные присяге генералы и офицеры, кадеты и
юнкера, духовенство и часть интеллигенции, было уничтожено и продано за
рубеж до 70% национального историко-культурного наследия. Страну
покинули около трех миллионов человек, грандиозный человеческий капитал:
Сикорский, Рахманинов, Зворыкин, Шмелев, Бунин и многие другие.
Власть была узурпирована маргинальными элементами, которые, осознавая
историческую нелегитимность, стремились к легализации и историческому
оправданию своего положения. Была объявлена мощная идеологическая
кампания по переименованию улиц и городов именами представителей новой
власти, уничтожались духовные основы общества. Уничтожение храмов стало
не просто частью борьбы с религией — нелегитимная элита стремилась
уничтожить главные архитектурные вертикали городов и сел, которые во
многом формировали их исторический облик. А как прокомментировать то,
что Ленин, Троцкий, Сталин — это не имена, а клички?..
Процесс легализации создал иллюзию легитимности. Постепенно появился
подход, позволяющий включить в элиту всех, кто по факту обладал влиянием
и властью вне зависимости от интеллектуального и духовно-нравственного
уровня. Понимание этого многое расставляет на свои места в истории
последнего столетия и в современном российском обществе. Но могут ли
индивидуумы, пренебрегающие национальными интересами, чьи дети и семьи
живут за рубежом, быть легитимной элитой?..
Сегодня формальная легальность играет более значительную роль в
обществе, чем традиционная легитимность. Например, воссоединение Крыма с
Россией — это исторический и закономерный акт, легитимность которого
неоспорима, но для его легализации в рамках существующего международного
права потребовалось провести референдум.
Система международного права, демократические институты во многом
сформированы под влиянием англосаксонского мира. Они направлены на
разрушение устойчивых общественных связей в государствах, постоянную
ротацию легальных элит, которые могут начать отстаивать национальные
интересы и приобретать признаки легитимности. Такие режимы рано или
поздно объявляются «диктатурами», и там развязывается война.
Мы как угодно можем трактовать понятие элиты, но есть незыблемые
основы, которые хранит флагман англосаксонского мира — Великобритания,
где легитимная элита на протяжении веков занимает первенствующее
положение в обществе. Легитимная элита, в отличие от легальной, всегда
руководствуется национальными интересами и находится в тесной
исторической связи с государством. Знаменитые слова известного
британского политика середины XIX века лорда Палмерстона можно считать
главным принципом легитимных элит: «У нас нет неизменных союзников, у
нас нет вечных врагов. Лишь наши интересы неизменны и вечны, и наш долг —
следовать им».
Исторические условия, в которых оказалась наша страна в ХХ веке, не
раз приближали её к полной гибели, но она выживала во многом благодаря
своему последнему легитимному иерархическому институту — Церкви.
— После фильма об Александре Медеме вы сняли ленту,
посвященную осмыслению трагических чеченских событий. Что далось
наиболее трудно?
— Любой нормальный человек, независимо от конфессии и этнической
принадлежности, понимает: сила России и благополучие ее народов в
единстве. Вынесем события 1990-х годов за скобки и окунемся в
действительность. Первый вопрос о взаимоотношениях чеченцев и русских:
как жить народам, между которыми пролита кровь? Мой фильм — о том, что
сближает, об очень тонкой и хрупкой части нашей действительности.
— Как изменилась с тех пор обстановка в Чечне? Можно ли считать эту республику органичной частью российского государства?
— Чечня не только находится в цивилизационном поле России, но
де-факто является ее частью. Язык, наука, культура этой страны
базируются на русском фундаменте. В условиях секулярных,
антирелигиозных, антисемейных ценностей Запада и радикальных движений с
Востока нахождение Чечни в составе России для все большего числа
чеченцев представляется органичным. Но ничто не постоянно в этом мире,
тем более человеческое мнение. Мы уже много лет находимся в состоянии
информационных войн, враг знает про наши «болевые точки», и он там
обязательно себя проявит. Важно, что в Чечне есть много думающих людей,
которые это понимают и делают все, чтобы простой народ не поддавался на
провокации.
— Чем отличается патриотизм от ура-патриотизма? Что следует
предпринять на государственном уровне, чтобы второе если не исчезло
окончательно, то отступило бы как можно дальше?
— Наравне с важностью того, что будут предпринимать, стоит другая
повестка — кто будет предпринимать, и насколько он будет мотивирован.
Патриотизм — это естественная потребность здравого общества, это дар
Божий. В этом и отличие: патриотизм — это служение, а ура-патриотизм —
это карьера.
Источник
Рейтинг публикации:
|