В «The Wall Street
Journal» появилась любопытная статья С. Боргерсона и М. Байерса — не
журналистов, но экспертов. Американец Скотт Боргерсон возглавляет
компанию «CargoMetrics», а Майкл Байерс — канадский учёный, заведующий
кафедрой мировой политики и международного права в Университете
Британской Колумбии (Ванкувер). Оба эксперта считают, что властям США
необходимо оценить шансы на появление у канадских берегов российских
военных кораблей: ведь стратегические приоритеты ненасытных русских
могут подразумевать «аннексию» не одного только Крыма.
Авторы сообщают о недавнем государственном визите премьер-министра Канады Джастина
Трюдо в Вашингтон, где он встречался с президентом Обамой. С иронией
эксперты отмечают, что из Трюдо сделали прямо-таки «кинозвезду»: тут вам
и «хороший внешний вид», и дух либерализма. Это всё замечательно,
однако главным в визите Трюдо должно бы стать совсем другое: президент
России Владимир Путин и его арктические устремления.
«В
дополнение к военному вмешательству Путина в гражданскую войну в Сирии и
его «аннексии» украинского региона Крым в 2014 году, — пишут соавторы, —
он считает глобальное потепление преимуществом, проявляющимся близ
северной границы России, и перестраивает стратегические приоритеты своей
страны, нацеливая их на Арктику».
Напряжённые отношения с
Россией дают США новую причину для разрешения спора с Канадой в
отношении Северо-Западного прохода. Канада утверждает, что судоходные
каналы между арктическими островами, которые соединяют Атлантический
океан с морем Бофорта к северу от Аляски, своими «внутренними водами».
США утверждают, что водный путь является «международным проливом», через
который корабли всех стран имеют право «непрерывного транзитного
прохода». То же касается и пролетающих в небе над «международным
проливом» самолётов.
США занимают всё более активную позицию по
вопросам Арктики по двум причинам: своего председательства в Арктическом
совете и того большого внимания, которое администрация Обамы уделяет
вопросам изменения климата. Таким образом, сейчас самое время
определиться с проблемой и поставить вопрос об общей «уязвимости» перед
угрозой появления в Северо-Западном проходе военно-морских кораблей «из
России и других недружественных стран». Могут пробраться в США этим
путём и разного рода террористы и контрабандисты.
В 1988 году,
напоминают соавторы, президент Рональд Рейган и премьер-министр Брайан
Малруни разрешили кризис, который был спровоцирован ледоколом Береговой
охраны США, вошедшим в водный путь без разрешения Канады. Рейган
согласился с тем, что все подобные суда будут спрашивать согласия
Канады, а господин Малруни в ответ пообещал, что согласие всегда будет
предоставлено.
Однако та договорённость была достигнута до
изменения климата. В результате последнего Северо-Западный проход
открылся и для других судов, не только для ледоколов.
По данным
научного центра «Polar» (Polar Science Center), объём морских льдов в
Арктике за последние четыре десятилетия уменьшился вдвое. Рост средних
температур в тех широтах, особенно в зимнее время, в скором времени
откроет новые арктические морские пути. Арктические проходы никогда не
могут в полной мере конкурировать с грузовыми маршрутами по Суэцкому или
Панамскому каналу, однако они гораздо короче для некоторых маршрутов,
представляющих интерес.
По мнению Боргерсона и Байерса, США и
Канада могли бы сейчас заключить «сделку» в отношении Северо-Западного
прохода, позволяющую защитить законную озабоченность ВМС США по поводу
свободы морей и признать наконец «внутренние воды» Канады. Начать
следует с двустороннего договора, а затем его можно расширить, заключая
соответствующие соглашения между Канадой и другими союзниками США. Такой
подход уже доказал свою эффективность: например, двусторонние договоры
заключены между США и странами Карибского бассейна и являются основанием
для перехватов наркотиков на море.
Правда, чтобы договориться таким образом, Канаде и США придётся решить кое-какие фундаментальные проблемы.
Вот
первейшая проблема: любой компромисс по Северо-Западному проходу может
создать прецедент в отношении других водных путей (например, Ормузского
пролива, куда выходят нефтяные танкеры из Персидского залива). США и там
претендуют на право непрерывного транзитного движения.
К
счастью, отмечают эксперты, юристы и дипломаты «могут легко отделить»
Северо-Западный проход от этих проливов на основе его значительной
протяжённости, часто встречающегося морского льда и низкого уровня
судоходства. Беспокойство по поводу прецедента может быть облегчено
также дополнительным соглашением о том, что договор не касается
правового статуса других водных путей.
Авторы напоминают о
«долгой истории сотрудничества США и Канады по вопросам безопасности», а
также о «взаимовыгодном сотрудничестве в области судоходства в водах,
находящихся под национальной юрисдикцией». Теперь же пришло время
договориться по поводу северо-западной части Канады («пока не стало
слишком поздно»). Морские льды тают, иностранные корабли то и дело
появляются, и, вероятно, осталось совсем немного до прибытия сюда
«военного корабля», который отправит в регион «напористая Россия».
* * *
Очевидно,
что под популярный шумок о «русской угрозе» канадское экспертное
сообщество продвигает идеи о канадской же территориальной экспансии.
Идёт самая обыкновенная борьба за Арктику, и передовые канадские
правоведы, связанные с крупным бизнесом, взялись отстаивать коммерческие
интересы родины.
Ничего в этом плохого, конечно, не было бы, не
расписывай досужие сочинители в тексте «военные корабли» русских,
дополняя их судами неких «террористов» и «контрабандистов» (должно быть,
ради убедительного художественного образа). При помощи столь
сомнительных определений вылепляется в арктических льдах целая
враждебная орда, нацелившаяся не только на Канаду, но и на беззащитные
США, измученные кремлёвскими «аннексаторами».
Мистеру Обаме
ничего не остаётся, как росчерком пера отдать Канаде все северные воды,
где только встречается лёд. Таким-то вот образом мудрая Америка сможет
раз и навсегда избавиться от «русской угрозы» в Арктике.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
0
Комментарий от редакции: На самом деле все эти территории входил в состав России, до самого Северного Полюса. Так что кто что аннексировал вернее пытается сие сделать, тут еще большой вопрос.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+