Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Рынок истребителей пятого поколения

Рынок истребителей пятого поколения


17-08-2011, 12:37 | Политика / Аналитика мировых событий | разместил: Jaref | комментариев: (7) | просмотров: (2 245)

Главным событием 2010 года в авиационной промышленности России стало начало летных испытаний прототипа истребителя пятого поколения. Однако это замечательное техническое достижение отечественных конструкторов, инженеров и рабочих само по себе еще не гарантировало успех программы.

Министерство обороны заявило о намерении приобрести порядка 50-70 истребителей в период до 2020 года. Вероятно, в дальнейшем это количество будет увеличено и достигнет 150 или даже 200 единиц. Но закупка такого относительно небольшого числа Т-50 слабо оправдывает многомиллиардные государственные и корпоративные вложения в НИОКР, технологическую модернизацию и подготовку серийного производства самолета.

И дело здесь не только в позиции военных, предпочитающих максимально дешевые решения. Основной ограничитель национальных закупок – скромные размеры российской экономики. В связи с этим критически важным фактором развития проекта стал поиск международного партнера, наличие которого позволяет разделить финансовое бремя разработки истребителя и увеличить объем гарантированного заказа. Кроме того, большое значение будет также иметь продвижение машины на экспорт.

Гарантией необратимости программы Т-50 стало присоединение к ней нашего давнего стратегического военно-технического и оборонно-промышленного партнера - Индии. Двадцать первого декабря 2010 года в ходе визита в эту страну президента России Дмитрия Медведева был заключен контракт стоимостью 295 млн долларов на эскизное проектирование индийской версии истребителя. Это событие можно считать формальным признаком вступления Индии в проект. Значение его, быть может, даже превосходит январский дебютный полет прототипа истребителя. Если 29 января стало убедительным доказательством технической зрелости программы, то 21 декабря обеспечивает ее коммерческое и промышленное будущее.
Существует зависимость между экономической мощью страны и ее способностью реализовать проект истребителя пятого поколения. На сегодня такие программы имеют США, ВВП которых достигает 14,3 трлн долларов, Китай (8 трлн.), Япония (4,4 трлн) и Россия (2,3 трлн долл.). Кроме того, заявку на создание истребителя пятого поколения сделала Южная Корея, причем имеется информация о присоединении к южнокорейскому проекту Индонезии. Совокупный ВВП этих двух стран составляет 2,3-2,4 трлн долларов.

Весьма симптоматично, что Франция (ВВП - 2,1 трлн) и Швеция (300 млрд долл), имеющие сильные самобытные национальные авиастроительные школы и великолепные истребители четвертого поколения, отказались от амбиций по созданию машин пятого поколения, что в перспективе пятнадцати-двадцати лет приведет к уходу этих игроков с рынка. Конечно, отчасти это объясняется отсутствием военно-политических угроз, но главной причиной отказа стали финансовые и экономические ограничения. Грубо говоря, размеры экономик этих стран недостаточно велики для реализации столь дорогих проектов.

Возможные закупки истребителя Т-50/FGFA странами-участницами программы

Участник
Минимальное количество
На весь период серийного производства
Россия 50-70 200
Индия 300 400-450
Всего 350-370 600-650
Размер экономики и проекты истребителей пятого поколения

Страна/объединение стран ВВП по паритету покупательной способности, трлн долл, 2009 г. Проекты истребителей четвертого поколения Проекты истребителей пятого поколения
США 14,3 да F-22, F-35
КНР Около 8 да J-20
Япония 4,4 лицензионное производство +
Индия 3,4-3,6 лицензионное производство FGFA
Россия 2,2-2,3 да T-50
Франция 2,1 да
Южная Корея 1,4 нет +
Индонезия 0,9-1,0 нет Совместно с Южной Кореей
Швеция 0,3 да

Военно-политическое положение России диктует необходимость иметь национальный боевой комплекс пятого поколения. Достаточно вспомнить, что на Дальнем Востоке Россия граничит с государствами, имеющими к нам формальные (Япония) или латентные (Китай) территориальные претензии, причем и КНР, и Япония, скорее всего будут обладать истребителями пятого поколения, в том числе, возможно, и тяжелого класса. На западном направлении и на юге некоторые лимитрофы, проводящие откровенно русофобскую внешнюю политику, например, Польша или Грузия, также, вполне возможно, получат от США истребители пятого поколения F-35.

Однако при наличии очевидных военных императивов для создания Т-50, Россия находится на самом нижнем пороге эмпирически определяемого размера необходимого для этого ВВП. Объем нашей экономики по паритету покупательной способности практически равен ВВП Франции, которая с большими трудностями закупает истребители даже четвертого поколения и уж тем более не ставит перед собой задачи создания комплекса пятого поколения. Практически это означает, что Россия в одиночку скорее всего была бы способна разработать истребитель, но вряд ли смогла бы закупить сколько-нибудь значимое их количество.
Между тем совокупный ВВП России и Индии достигает уже почти 6 трлн долларов, и на такой экономической базе реализация проекта уже не вызывает сомнений. Военные амбиции Индии растут едва ли не быстрее ее экономических и финансовых возможностей. Даже самые консервативные оценки потребностей индийских ВВС в истребителях пятого поколения составляют 300 единиц. Но вероятнее всего реальные закупки значительно превзойдут эту цифру. Учитывая необходимость сохранения превосходства над пакистанскими ВВС, достижения хотя бы минимального паритета с ВВС НОАК, а также закупки палубной версии FGFA общая численность этих машин в ВВС и ВМС Индии на периоде всего жизненного цикла программы достигнет 400-450 единиц.

Основные рыночные факторы

Т-50/FGFA будет предложен на мировой рынок не ранее 2018-2020 годов. Это означает, что любые прогнозы относительно перспектив его экспорта в третьи страны за пределами России и Индии по определению будут неточными в связи с невозможностью предсказать, каким будет мир в это время. Но уже сегодня вполне возможно описать ключевые факторы, определяющие экспортный потенциал Т-50/FGFA.

Важнейшими из них станут:
•    стоимость российско-индийской машины,
•    динамика китайского проекта истребителя пятого поколения,
•    динамика развития беспилотных авиационных комплексов,
•    такие базовые для рынка вооружений в целом факторы как уровень конфликтогенности и состояние мировой экономики.

Стоимость истребителя определит способность относительно небольших государств закупать эти машины. В настоящее время предполагается, что в ценах 2010 года цена Т-50 составит 80-100 млн долларов. В этом случае истребитель будет доступен всем современным покупателям российских Су-30, превзойдет по ценовому критерию американский F-35 и останется конкурентоспособен в отношении гипотетического китайского самолета. Принципиальное значение имеет контроль неизбежной эскалации стоимости, что, видимо, и станет одним из основных вызовов для разработчиков истребителя. Учитывая, что основной вклад в цену комплекса будет вносить электронное оборудование, в частности многофункциональная интегрированная радиоэлектронная система (МИРЭС), одним из методов снижения стоимости может быть предложение на рынок версии истребителя с упрощенным БРЭО. Например, вариант с одним носовым радаром без боковых и крыльевых антенных решеток.
Объемы экспорта Т-50 будут также зависеть от темпов создания китайского истребителя пятого поколения. Китайская машина, возможно, станет для Т-50 даже более опасным конкурентом, чем американский F-35. Российское оружие продается главным образом в страны с независимой внешней и оборонной политикой, которые, как правило, предпочитают закупки неамериканской техники. До тех пор пока у КНР не было серьезных предложений боевой авиационной техники, на рынках таких государств Россия имела либо квазимонополию, либо конкурировала с европейцами. Понятно, что появление у Китая комплекса пятого поколения приведет к прямой и непосредственной конкуренции Т-50 и будущего китайского самолета.
Наконец, объем рынка будет определяться новыми технологическими тенденциями, развитие которых может обесценить значение пилотируемой боевой авиации. На сегодня главным риском такого рода представляется прогресс в области ударных беспилотных авиационных систем. Остается надеяться, что к 2020 году этот фактор еще не успеет оказать негативного влияния на рынок пилотируемых истребителей.

Наиболее вероятными покупателями Т-50 априори являются страны-обладатели российских тяжелых истребителей Су-27/30 (естественно, за исключением КНР). Плохая новость состоит в том, что при замене Су-30 закупки Т-50 будут, скорее всего, осуществляться не в соотношении один к одному, а в лучшем случае 1:1,5. Самыми перспективными рынками представляются государства Юго-Восточной Азии, которые по политическим мотивам не будут рассматривать возможность закупок в Китае. Это прежде всего Вьетнам, а также Малайзия и Индонезия. Впрочем, на малазийском рынке возможна конкуренция с США, а Индонезия помимо возможных закупок американской техники имеет планы присоединиться к южнокорейскому проекту истребителя пятого поколения. Несмотря на эти риски вероятность покупки российско-индийской машины ВВС обеих этих стран весьма высока.

С высокой степенью уверенности можно предполагать, что верность российской технике сохранит и Алжир. В отношении такого традиционного покупателя советской техники как Ливия существует неопределенность, связанная с неясными перспективами политической ориентации этой страны. Из-за высокого риска смены политического режима и свертывания боливарианского революционного проекта нынешнего президента Уго Чавеса трудно прогнозировать после 2020 года и венесуэльские заказы. В случае же сохранения в этой стране левого правительства Россия столкнется с китайским авиапромом, который уже одержал здесь ряд побед. Наконец, можно надеяться, что естественным рынком для российской авиатехники станут и некоторые постсоветские республики, прежде всего, Казахстан и Белоруссия.

К сожалению, такие потенциальные российские рынки как Иран и Сирия вероятнее всего окажутся под контролем Китая. Во всяком случае российское политическое руководство, аннулировавшее контракты на поставку в Сирию ОТРК «Искандер-Э», а в Иран – ЗРС С-300ПМУ-2, активно работает в пользу именно такого сценария. С другой стороны, через десять-двадцать лет для России могут открыться рынки, которые сегодня кажутся невероятными. В одном шаге от покупки Су-30 однажды уже был Таиланд. Через двадцать-тридцать лет, быть может, раскроется спящий сегодня колоссальный экономический потенциал Мьянмы. Для Аргентины закупка Т-50 была бы отличным ассиметричным ответом на бразильские планы приобрести 36, а в перспективе – 120 Rafale. Гадать можно до бесконечности. Сегодня ясно одно – российско-индийский альянс обязательно будет одним из трех мировых игроков на рынке истребителей пятого поколения. А это значит, что Россия гарантировала себе статус мировой авиапромышленной державы на всю первую половину двадцать первого века.

 

Источники:

1. Статья Константина Макиенко из журнала "Авиаиндустрия" №1, 2011



Источник: Военный Информатор.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (7) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #7 написал: VP (18 августа 2011 08:56)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Редактор Князь
    Т-50 - это истребитель завоевания превосходства в воздухе, а не "рабочая лошадка" типа СУ-27.
     

     

    ну, ежели внимательно следить за словами ГК ВВС - то, "до 2015 года, Т-50 будет поставляться в одноместном варианте" - эт значит, что самолётка весьма перспективная, и на подходе (не зря обкатка будет сразу на 5 штуках) весьма более "сложные" варианты.


       
     


  2. » #6 написал: borei (17 августа 2011 23:41)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 113
    Рейтинг поста:
    0

    Редактор Князь,
     уклоняетесь от "вопросов-предложений"- это "ключевая" фраза была, а про "Осу"- в "догон".( не поленюсь,если,  "противоречие" найду и "укажу")


       
     


  3. » #5 написал: Князь (17 августа 2011 23:18)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: borei
    Ваше мнение о причинах отказа от продолжения испытаний "Беркута"
    "Беркут" есть не более чем испытательный стенд. По моему убогому мнению. Подробнее - к VP и navigator_у. Ибо они - летающие.

    Цитата: borei
    Хоть Вы, Князь, и уклоняетесь от "вопросов-предложений" и частенько приписываете ЗРК "Оса-АКМ" "избыточные" возможности
    Избыточных возмозмостей не бывает. Только конструктивно заложенные. А далее - как вопрос "что главное в танке"...

    Про Камасутру одному товарищу уже ответил. Могу повторить пост.  Есть цифры на бумажке и есть "суровая правда жизни пехоты". От этого все и исходит. То есть, от реальности боевого применения.

     


       
     


  4. » #4 написал: borei (17 августа 2011 22:32)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 113
    Рейтинг поста:
    0

    Редактор Князь,
    "...Для этих машин пока нет задач. Для "Раптора", вернее. Он то есть, а задач для него - нет.  Ну и стоит пока с формулировкой "проблемы с кислородной системой". 
    Вот...люблю разумные (грамотные) доводы-"сил нет" (серьёзно, кстати).
    Хоть Вы, Князь, и уклоняетесь от "вопросов-предложений" и частенько приписываете ЗРК "Оса-АКМ" "избыточные" возможности, но всё же не удержусь: есть мнение ("древнее",причём), что у самолётов с "обратной" стреловидностью лучшие ( в разы) возможности по маневру в обоих плоскостях (диапазон высот не помню..)даже по сравнению с упр.тягой.Так вот: Ваше мнение о причинах отказа от продолжения испытаний "Беркута"(ну или переход в вялотекущ. фазу)? Финансы? Конкуренция? или...? 


       
     


  5. » #3 написал: Князь (17 августа 2011 22:06)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: violettaru
    А то все чуть ли не с придыханием говорят про эти Т-50, а толком не понятно....
    Т-50 - это истребитель завоевания превосходства в воздухе, а не "рабочая лошадка" типа СУ-27.  Он не настолько многофункционален, и заточен именно под уничтожение себе подобных. Ну, в соотношении 1 к 10. По возможностям гипотетического воздушного боя на дальних дистанциях.  То есть, при конфликте Т-50 способен гарантированно очистить воздушное пространство от истребителей противника и более вероятно, чем остальные типы машин, подавить ПВО для прохода ударников, сам оставаясь целым.

    В таком аспекте, как пишу, до тех пор, как не станет массовым.

    Пока все в теории. Даже имеющиеся в наличии якобы 5-го поколения Ф-22 и которые, якобы, есжели вдруг подфартит и все пойдет правильно Ф-35... Для этих машин пока нет задач. Для "Раптора", вернее. Он то есть, а задач для него - нет.  Ну и стоит пока с формулировкой "проблемы с кислородной системой". В кондиционированных ангарах. На Аляске.  Если это - пятое поколение...

    Просто нужен следующий базовый самолет, на замену СУ-27. Отличный, спору нет. Но и прогресс не должен стоять на месте, нельзя вечно модернизировать одно и то же изначальное техническое решение, пусть и очень удачное.

    Пока база Т-50 не пойдет массово (новые движки, авионика, вооружение в фюзеляже а не на подвеске и т.д.) - это все будет уровень 80-х годов прошлого века. Пойдет - пойдут новые решения. Новые граничные условия для конструкторов того же оружия, новая тактика применения, новые возможности... 


       
     


  6. » #2 написал: Тот еще (17 августа 2011 13:42)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментарий 1181
    Рейтинг поста:
    0

    Заслуженный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев настроен скептически

    И кстати, говорит, что проблемы с "Витязями" упираются в продаваемую "Кубинку"


       
     


  7. » #1 написал: violettaru (17 августа 2011 13:00)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Хорошую статью разместили... Для тех, кто не "в теме", таких, как я, например. Мало что смыслю в авиации, в вооружениях. А то все чуть ли не с придыханием говорят про эти Т-50, а толком не понятно.... Теперь понятно. Спасибо. Многое прояснилось.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map