Тяжелая неделя для Дональда Трампа
Дональд Трамп, президент США: «Мы выходим из бесконечных войн. Мы должны. Кто-то когда-то должен был принять решение».
В представлении американского президента все очень просто: американцам в Сирии делать нечего. Американцы с самого начала попали туда по ошибке. Ошибку допустил, естественно, Барак Обама. Расхлебывать 45-му хозяину Белого дома не с руки. Ему не интересна эта Сирия, этот Ближний Восток, эти турки с их курдами, иракцы… Трампу не нравится, что на бессмысленную с точки зрения политического рейтинга войну США тратят большие деньги. А европейцы как обычно не тратят и только почивают на лаврах. Плохо. Bad.
Дональд Трамп, президент США: «С Европой нет взаимных обязательств. Вы знаете мое любимое слово — „взаимность”. Это все, чего я хочу. Это нечестная сделка для США. И когда президент Обама связался с Рабочей партией Курдистана… Это сложная сделка, потому что курды — заклятые враги Турции».
Когда Дональду Трампу позвонил президент Турции Реджеп Эрдоган и попросил освободить север Сирийской Арабской республики, лидер свободного мира согласился. Трамп не хотел этой войны еще в декабре прошлого года, когда заявил, что выводит свои войска из Сирии. Пентагон тогда пришел в ужас и попытался первое лицо отговорить, но не тут-то было. В результате ушел в отставку министр обороны Мэттис, а силы США… не сдвинулись с места. Получилось, что президент Америки не сдержал слово. Плохо. Особенно плохо стало теперь, в период ожесточенной предвыборной кампании. А значит, звонок Реджепа Эрдогана не вызывает в Овальном кабинете возмущения. Наоборот. Ну и тут же на голову первого лица американского государства сыпется неожиданное для него количество проклятий и критики. Кинули курдов, предали, турки начнут этническую чистку, Трамп бросает на произвол судьбы союзников — как теперь доверять США? Что делать в такой ситуации? Хозяин Белого дома берется за твиттер.
Дональд Трамп, президент США: «Если Турция посмеет сделать что-то, что я в своей великой и несравненной мудрости сочту выходящим за рамки, я полностью уничтожу и сотру в порошок ее экономику (как уже делал)».
«Я в своей глубокой и несравненной мудрости». Эту фразу запомнит твиттер. Эту фразу, пожалуй, запомним мы все. Потому что она гениальна своей непосредственностью.
В среду вечером Эрдоган начал операцию на севере Сирии, и она, по признаю американских военачальников, оказалась гораздо масштабнее заявленной. Тысячи мирных жителей бегут, бросая свои дома. Евросоюз осуждает действия Турции, требует прекратить операцию. Но в Анкаре давно не интересуются мнением ЕС.
Трамп в это время мечется. То он говорит, что требует от турков гуманного подхода и вообще эта атака — «плохая идея». То вдруг вспоминает о высадке союзников в Нормандии.
Дональд Трамп, президент США: «Они [курды] не помогли нам во Второй мировой войне, они не помогли нам в Нормандии, например».
Что? В Нормандии? Курды? Интересно было бы взглянуть на лица сотрудников Госдепа и Пентагона, когда глава американского государства выдвинул такой аргумент. Вообще, как передает Fox News, — подчеркиваю, консервативный Fox News, — Минобороны США в шоке: во время той самой телефонной беседы с Эрдоганом Трамп отступил от тезисов, предоставленных ему военачальниками. Трампа предупреждали о последствиях, но он дал туркам зеленый свет на операцию в Сирии. Как это вышло? Вероятно, так же, как с Зеленским. Президент США говорит с каким-то политиком и позволяет себе экспромт: давай-ка я разрешу Эрдогану делать что угодно в этой Сирии. Мне-то что с этого? Главное — увести американских солдат их зоны военных действий, заработать поддержку электората в предвыборный период, сделать фотки с военнослужащими США, которые вернутся домой к своим женам и детям. С военнослужащими, чью жизнь фактически сохранит Дональд Трамп.
Но ведущие любимого Fox возмущены. Курды чувствуют, что их предали. Так и есть. Теперь они легко могут оставить свои позиции на северо-востоке Сирии, где курдские формирования держат под контролем тысячи боевиков ИГИЛ. Представим, что террористов просто выпускают на волю.
А знаете, кто всех переиграл? И это не шутка.
Владимир Путин, президент России: «На наш взгляд, сирийское урегулирование может стать своего рода моделью разрешения региональных кризисов».
Перед началом операции Эрдоган консультировался с Путиным. Получил, вероятно, зеленый свет — как и от Трампа. Официальные лица в Москве говорят, что вмешиваться в ситуацию не будут.
Владимир Джабаров, первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам: «Это внутреннее дело Турции и внутреннее дело Сирии. Мы пришли туда бороться с международным терроризмом. Свою задачу мы выполняем».
Сухой остаток: Трамп фактически сдал Сирию Путину. Именно Россия принимает у себя турецкого и иранского лидеров, решает, что делать с сирийской конституцией, как страну делить и что делать с Асадом. И именно Россия получает от курдов, брошенных союзников Америки, просьбы оказать содействие, спасти их от танков Эрдогана. И теперь от Путина зависит, позвонит ли он в Анкару.