Москва, 26 июля - "Вести.Экономика".
Напряженное противостояние между Соединенными Штатами и Ираном сегодня как никогда высокое, из-за чего любая, даже самая незначительная провокация с одной из сторон, может привести к полномасштабному военному конфликту.
После выхода США из "Совместного всеобъемлющего плана действий" (СВПД) против Ирана были введены жесткие санкции, которые больно ударили по национальной экономике и усилили давление на иранское руководство.
Вместо того, чтобы признать поражение и объявить о готовности сесть за стол переговоров (к чему призывает администрация Дональда Трампа), Иран ответил серией провокационных действий - саботажем нескольких нефтяных танкеров, уничтожением американского беспилотника-разведчика, а также нарушением ключевых пунктов СВПД.
Многие в Вашингтоне хотят, чтобы Соединенные Штаты нанесли военный удар по Ирану, так как, с их точки зрения, перспектива войны, которую иранцы проиграют, заставит Тегеран в итоге подчиниться.
Однако военные действия с большей вероятностью приведут к обратному результату, поскольку война только узаконит ядерную программу Ирана и сделают ядерный арсенал необходимым для защиты от Соединенных Штатов, полагает The National Interest.
Иран не раз заявлял, что возобновит обогащение урана, если европейские союзники Америки, которые хотят сохранить СВПД, не откажутся соблюдать американские санкции и не продолжат импортировать иранскую нефть. Последние шаги Ирана - отчаянная попытка вернуть некоторые экономические бонусы от сделки в обмен на ее соблюдение.
До сих пор скромные европейские усилия в этом направлении не помогли ослабить экономический кризис в Иране. Недавний захват Ираном британского нефтяного танкера в Ормузском проливе - возмездие за захват королевским флотом иранского судна недалеко от Европы - вероятно, заставит европейцев еще меньше защищать Тегеран на международной арене.
Внешняя политика США в течение последних двух десятилетий в отношении Ирана только укрепило ядерные амбиции Тегерана. Лидеры, которые отказались от своих ядерных программ ради улучшения отношений с Вашингтоном - Саддам Хусейн в Ираке и Муаммар Каддафи в Ливии - были насильственно свергнуты с участием американских военных.
Иран, который помогал Соединенным Штатам свергнуть талибов, был причислен к "оси зла" и оказался под угрозой вторжения. Односторонний выход США из СВПД, несмотря на соблюдение Ираном всех условий соглашения, также породил скептицизм в Тегеране относительно целесообразности переговоров с Вашингтоном.
Недавний визит Дональда Трампа в Северную Корею показал Ирану резкий контраст между тем, как Соединенные Штаты относятся к фактическим ядерным державам, и теми, кто лишь стремится заполучить собственное ядерное оружие. Иран, который заморозил ядерную программу, находится на грани войны с Соединенными Штатами, в то время как Северная Корея, страна с примерно двадцатью-тридцатью ядерными боеголовками, ведет диалог с готовым на компромисс Вашингтоном.
Нападение США на Иран продемонстрирует лидерам и народу Исламской Республики, что единственный способ гарантировать безопасность страны - стремительное движение к ядерному оружию.
Сторонники ограниченных военных ударов ошибочно полагают, что Тегеран подчинится в случае нападения. Иран доказал свою стойкость, отбив иракское вторжение в восьмилетней войне, во время которой погибло от 300 тыс. до 1 млн иранцев. Кроме того, война с Америкой может на самом деле оказаться полезной иранскому режиму, так как народ поддержит руководство страны в противостоянии с иностранным агрессором.
Но самое важное то, что даже хорошо организованная воздушная кампания США не сможет уничтожить все ядерные объекты Ирана, а значит, и прекратить его ядерную программу. В итоге Иран направит все имеющиеся ресурсы на разработку средств ядерного сдерживания, а мир потеряет возможность мирного урегулирования проблемы.
Несмотря на свою враждебность, режим в Тегеране уже сорок лет сосуществует с Соединенными Штатами и даже готов сотрудничать там, где совпадают их интересы. Еще не поздно снизить эскалацию и двигаться к решению, которое бы сохранило безопасность в регионе и предотвратило войну между США и Ираном.