Буквально на днях генсек ООН Антониу Гутерреш заявил о «возвращении холодной войны». Прозвучало это заявление в качестве «вишенки» после утверждения о неработоспособности Совета безопасности ООН. А завершился спич констатацией: ООН не выполняет свои функции и нуждается в реформировании.
С генсеком ООН трудно не согласиться. Особенно если не вчитываться (или не вдумываться) в детали. ООН свои функции если и выполняет, то процентов на десять и с большим скрипом. Совет безопасности действительно не соответствует современным реалиям и не отражает баланс сил в мире.
А ООН и правда нуждается в реформировании. Об этом даже Путин говорил — после того, как Совет безопасности не поддержал российскую резолюцию по прекращению агрессии против Сирии. И американцы жаждали реформы ООН, поскольку денег организация требует всё больше, а эффект от неё всё меньше.
Да, велик соблазн согласиться с генсеком ООН.
Однако есть нюансы.
Я не могу согласиться с генеральным секретарём Организации Объединённых Наций, который совершенно спокойно констатирует: «Холодная война вернулась».
Это всё равно, что согласиться, например, с министром внутренних дел, который выступает с заявлением: «В стране разгул преступности».
Может быть, заявление и соответствует реальному положению дел. Но министр внутренних дел не имеет права выступать с таким заявлением. За исключением одного случая: если это — заявление об отставке.
Ровно то же самое с генсеком ООН. Что значит «вернулась холодная война»? Что значит «ООН не способна остановить конфликт в Сирии»? Что значит «Совет безопасности не отражает баланс сил в мире»? Кто это говорит? Генеральный секретарь? Но если он прав, то почему он всё ещё генеральный секретарь?
То, что ООН не выполняет свои функции, я знаю давно, и говорил, и писал об этом ещё лет десять назад, а то и больше. Да и до меня писали многие. Вот только генсек говорит не о том же, о чём говорю я.
Его, генсека, как и американцев, занимает лишь применяемое Россией право вето в Совете безопасности.
Помнится, просто и незатейливо эту позицию выразил глава украинского МИД Климкин, назвав применение Россией вето в Совете безопасности «фундаментальной проблемой». И даже предложил решать эту «проблему» через международный суд, поскольку возможную реформу ООН Россия «блокирует».
Мне, безусловно, интересно было бы узнать, почему применение вето Россией в Совбезе — это «проблема», а применение вето США, например, или Китаем, или Великобританией — это не «проблема». Мне, безусловно, интересно было бы узнать, каким может быть судебное решение, лишающее Россию права вето в Совете безопасности, если это право (как и аналогичное право других постоянных членов Совета безопасности) заложено в Уставе ООН.
Но я этого не узнаю.
Зато я прекрасно понимаю, что в тот момент, когда кто-либо из постоянных членов Совета безопасности будет лишён права вето, ООН прекратит своё существование. Лига наций развалилась потому, что право вето было у любого члена Совбеза.
Придание исключительной значимости негативному голосованию каждого постоянного члена Совбеза — единственный механизм удержания этих постоянных членов от действий против интересов других постоянных членов.
Вместе с тем этот механизм (правом вето его называют просто по факту, ни о каком вето в Уставе ООН не говорится) стимулировал постоянных членов Совбеза к поискам компромисса.
Сегодня Совбез не работает потому, что ряд его постоянных членов не желают искать компромисса. И это — не Россия и не Китай.
Вето — единственное, что по-прежнему мешает США и присным отказаться от компромиссов в принципе.
Плохо мешает, надо отметить. С дискретным успехом. И это — настоящая причина, по которой ООН нуждается в реформировании. Но это реформирование вовсе не должно касаться права вето. Поскольку право вето существует с момента создания ООН. И активнейшим образом используется всеми постоянными членами Совбеза.
А проблемы с функционированием Совбеза и ООН в целом — продукт относительно свежий. В девяностые годы двадцатого века эти проблемы зародились и обострились. К началу двадцать первого стали отчётливыми. К концу нулевых приобрели характер неразрешимых.
Реформа, заключающаяся в «лишении России права вето», безусловно, никакой реформой не является. При первой же попытке всерьёз нечто подобное провернуть России останется только выйти из ООН, что приведёт, ещё раз подчёркиваю, к окончательному распаду этой организации. И это России тоже ни к чему.
Да, ООН почти беспомощна сегодня. Да, на первое время можно будет действовать на международном уровне в рамках ШОС и других организаций России и её союзников.
Однако проблемы не в самой ООН, а в том, как ведут себя условные страны Запада в ней. Прежде всего — США.
Почему Гутерреш не заботится о том, что США и их союзники нашли эффективные способы обходить ООН? Почему генсек не говорит о том, что неработоспособность ООН — следствие отнюдь не российской приверженности Уставу, а пренебрежения им со стороны США и присных?
Это риторические вопросы, однако их можно задать так, что они станут ответами. Я максимально критически отношусь к ООН со времён уничтожения Югославии. Однако я не вижу, чтобы организация исчерпала себя. Я вижу проблему в том, что США и прочие игнорируют ООН тогда, когда это им удобно и когда не получается использовать её в своих интересах. Эту проблему нужно решать. Решится эта проблема — перестанет быть проблемой применение права вето. Кем бы оно ни применялось.
Каковы возможные пути решения? Трудно сказать. Может быть, и нет этих путей. Но мне представляется, что выполнение двух условий облегчит поиск таких путей.
Во-первых, максимально плотное сотрудничество РФ с государствами-союзниками, в первую очередь с Китаем, для выработки консолидированной позиции в Совбезе (параллельно активизировав развитие той же ШОС, ОДКБ и так далее).
Это сотрудничество есть и сейчас, но его необходимо выразить однозначно, более чётко. Чтобы любой разговор о злоупотреблениях России, о её «изоляции» даже звучал бессмыслицей.
Во-вторых, сама позиция России должна стать более агрессивной. Залогом неэффективности ООН является не только нарушение Устава американцами, но и вялая в целом позиция России. Мы почти двадцать лет говорим о том, что некоторые государства понимают только язык угроз. И все двадцать лет говорим с ними на каком-то другом языке.
Я не говорю о том, что необходимо прекратить соблюдение Устава и прочих правил, нет. Но нужно использовать максимально оскорбительные и агрессивные инструменты из всех доступных. Никаких подковёрных игр и скрытых договорённостей. Риторику «вот вы у нас попляшете» необходимо срочно изъять из российских телевизоров и перенести в ООН.
В-третьих, необходимо выработать систему однозначных реакций на провокации США и присных. Не вальяжное «пусть балуются», не невнятное «мы обеспокоены», а чёткое: вы нарушили вот это правило — получайте прямой и понятный ответ.
Нет, я не о войне. Я, например, о снабжении оружием тех противников США, Великобритании и так далее, которые нуждаются в этом оружии. Советский подход в этом смысле вполне эффективен. И поскольку реальными противниками США и прочих являются отнюдь не бармалеи-террористы, то ничего предосудительного в таком снабжении не будет.
Эти условия могут вынудить США считаться с Россией и отказаться от мысли загнать её назад в девяностые. Тем более, что Трамп вопреки своей эксцентричности совершенно не заинтересован в таком «загоне».
Не говоря уже о континентальной Европе. С учётом этого выполнение указанных условий может и вернуть работоспособность ООН, и стимулировать Запад к активному пересмотру своей политики по отношению к России.
Может быть, тогда и потребность в реформировании ООН отпадёт сама собой. Но отказаться от ООН совсем — это всё-таки проиграть. Потому что ООН, конечно, инструмент ненадёжный и сломанный.
Но прежде чем выбрасывать этот инструмент, нужно применить его везде, где он ещё работает. Попытаться отремонтировать. И только если это не удастся (если, например, США вынудят руководство ООН запустить в действие «корейскую» резолюцию 50-го года, позволяющую девяти членам Совбеза выносить вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи вне зависимости от позиции остальных, в том числе и постоянных, членов) — выбросить его ко всем чертям.
Константин Долгов для «Русской Весны»
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Арамида, ну что вы. Афганистан, Ирак, Югославия... Вот тогда они и делали что хотели. А сейчас им приходится бледные провокации устраивать в обход ООН, где наши заблокировали уже нечётное количество вторжений в Сирию.
Такого никогда и не было. Разница в том что лет 10 тому назад это была Американская частная лавочка. А теперь оголтелая критика ООН поднимается именно когда наши там начинают Американцам на пятки наступать. Это-жжжж неспроста.
Тем более запрашивается упразднение права ВЕТО, что автоматически передаёт всю силу США ввиду количества их марионеток.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
была.. отличной площадкой...
Каталония, вы разве не заметили, что она уже не ограничивает враждебные действия разных держав, потому что оказалось, что некоторые державы, просто чихали... на эти ограничения, из рук ООН выпал инструмент сдерживания (вопрос, а был ли вообще этот инструмент)
Я не говорю, что ООН не нужна, но нужна такая ООН, которая смогла бы защитить/реализовать все заявленные цели (см. Устав ООН)
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Успокойтесь. ООН является отличной площадкой для переговоров которая морально и наглядно ограничает враждебные действия разных держав. То что США теряет позиции происходит в том числе и от того что Западный обыватель свято верит в ООН и видит что вытворяют Американцы в обход "воли всей планеты".
Все эти демарши нам на руку. Наказание - утрата власти, что и происходит.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------