Корпорация монстров. Как США собираются разжигать в России социальную рознь
Международные институты развития, особенно создаваемые при поддержке и
финансовом участии Соединённых Штатов, уже давно стали инструментом
продвижения необходимых Западу ценностных установок. Практика
показывает, что в реальности никакие серьёзные инфраструктурные,
образовательные или экономические проекты в рамках такого сотрудничества
не реализовываются, а вся деятельность специализированных ведомств
западных стран состоит в создании пропагандистского антуража и получении
подробных сведений о социальной структуре общества, национальной и
региональной проблематике и выявлении болевых точек
социально-экономического характера.
Наряду с печально известным Агентством США по международному
развитию, на постсоветском пространстве действует и другая американская
правительственная структура, ответственная за продвижение американских
интересов — корпорация "Вызовы тысячелетия", которая позиционируется как
более эффективный и инновационный инструмент Правительства США в
вопросах международного развития.
Корпорация "Вызовы тысячелетия" собирается активизировать программы
по продвижению демократии, инвестиций в человеческий капитал, социальное
и гендерное равенство — в рамках программы будут рассматриваться
проекты из так называемых "компактных" стран — государств, которые по
специальной системе оценок корпорации соответствуют определённым
социальным, гендерным, экономическим и институциональным критериям. На
территории постсоветского пространства до недавнего времени корпорация
работала в Грузии, Армении, Молдавии и на Украине.
В связи с запуском программы корпорация ищет человека на позицию
директора по вопросам социального равенства и гендерным вопросам, причём
в списке критериев для отбора в качестве обязательных значится
гражданство США, наличие допуска к секретной информации и знание
русского языка. Следует отметить, что программы корпорации на Украине
датируются 2006 годом, в Армении программы завершились в 2011–2012 году,
и только в Грузии, по данным сообщений СМИ, имеется несколько проектов,
которые актуальны до сего дня, однако они в большей степени относятся к
вопросам межуниверситетского сотрудничества и не затрагивают проекты в
области социальных и гендерных вопросов.
Как отмечают эксперты, желание руководства американской
правительственной корпорации нанять специального директора по социальным
и гендерным вопросам со знанием русского языка свидетельствует о
решении активизировать политическую составляющую в работе корпорации и
запустить проекты, прямо направленные "демократизацию" остающихся на
постсоветском пространстве стран-союзников России. Только за 2016 год на
страны постсоветского пространства было потрачено 151,4 миллиона
долларов — и это только по линии USAID, без учёта соответствующих
бюджетов Госдепартамента, а также многочисленных фондов, аффилированных с
Госдепом и иными американскими правительственными ведомствами.
Если говорить о тратах специализированных американских организаций,
занимающихся "содействием международному развитию", то в зоне
стратегического интереса России — на постсоветском пространстве — они
имеют довольно однобокую динамику и демонстрируют ряд особенностей. Если
судить по официальным данным самого американского правительства, то в
2016 году продолжился тренд на сокращение сотрудничества в оборонной
области с переносом активности в сферу "поддержки демократии, прав
человека и эффективного правительства".
Это обусловлено в основном тем, что сотрудничество в военной сфере с
одной стороны налагает определённые обязательства, в том числе и на США,
а с другой — пониманием правительства той или иной страны того факта,
что при росте объёма сотрудничества в военной сфере и подготовке личного
состава вооружённые силы страны довольно быстро из опоры государства
превращаются в рассадник заговорщиков и кузницу кадров для хунт и
путчей.
При этом Агентство США по международному развитию, несмотря на
выдворение из России, продолжает завуалированно работать в стране —
прежде всего, по линии продолжения и завершения старых проектов, а также
посредством выделения опосредованного финансирования своим партнёрским
НКО и медиапроектам. К ним, в частности, относятся такие фонды, как New
Eurasia Foundation, ARD, Национальный демократический институт.
Среди подрядчиков агентства есть и офшорные компании, такие, как
Development Alternatives, зарегистрированная в Мьянме. Эта организация
является партнёром Агентства по специализированному проекту Russia,
целью которого является "экономическая реструктуризация". По одному из
проектов USAID сотрудничало с нежелательной иностранной организацией
International Republican Institute (международный республиканский
институт) из списка Минюста, любая деятельность которой на территории РФ
запрещена.
Стоит отметить, что параллельно с завуалированной работой в России
USAID уже непосредственно Государственный департамент выделил на 2017
фискальный год около $ 780 000 на спонсирование радио- и телепрограмм по
всему миру с целью "противодействия российской пропаганде" не только в
странах, окружающих Россию, но и в самой России.
Марк Эндрю Грин.
В этой связи крайне примечательным выглядит тот факт, что буквально
накануне, 3 августа, Конгресс США утвердил нового администратора USAID,
которым стал Марк Эндрю Грин. Грин до того, как возглавить USAID, был
послом США в Танзании, а также членом палаты представителей от
Висконсина. Но интереснее другое — Грин является членом совета
директоров той самой корпорации "Вызовы тысячелетия", а также возглавлял
Международный республиканский институт, деятельность которого в России
официально запрещена.
Это знаковое назначение свидетельствует о росте интереса текущей
администрации в более агрессивной политики на постсоветском пространстве
— в том числе и через раскачивание социально-политической обстановки
как в самой России, так и на её стратегической периферии. Эта парадигма
прямо вытекает из должностных обязанностей нового директора корпорации,
который должен заниматься координацией между усилий различных ведомств
Правительства США в вопросах интеграции социальной и гендерной
проблематики в инфраструктурные, энергетические и образовательные
проекты.
Евгений Емельянов
Рейтинг публикации:
|