Как ни странно, но большинство экспертов без какого-либо критического
осмысления считает, что антироссийские санкции преследуют именно
официально заявленные цели. Отчасти это правда.
Так, по примеру
Ирана санкциями пытаются раскачать внутреннее положение в России.
Например, ожидалось, что введение запрета на поставку российских товаров
вызовет недовольство фермеров (ограничение на вывоз той же пшеницы из
России) или запрет международной деятельности некоторых корпораций
(санкции против Газпрома, ВТБ и т.д. или прекращение поставок
оборудования в страну) вызовет недовольство бизнеса.
Одним словом, одна из целей санкций — это снижение жизненных
стандартов определенной части населения страны, то есть стимулирование
протестных настроений в обществе или, попросту говоря, «раскачивание
лодки». По этому пункту можно приводить множество примеров, например, в
Крыму не работают такие сервисы, как eBay или Steam, все это вызывает
некоторое недовольство у людей.
Кроме всего этого, эксперты
отмечают, что есть еще одна задача — это борьба за сферы влияния и
ослабление России как игрока в европейском регионе. Тут можно привести
несколько примеров — создание проблем со строительством «Южного потока»,
замораживание экономических связей с целью замедления промышленного
роста или еще один шаг — прекращение совместных проектов по разработке
или созданию чего-либо нового, тут можно привести пример с компанией
«Рено», которая прекратила совместную разработку военной машины пехоты.
Еще один ожидаемый способ ослабить Россия — это лишить ее союзников.
Примеров очень много — это и уничтожение Югославии, и то, что случилось с
Грузией и Украиной, и то, что происходит сегодня в Белоруссии.
Также, выполняя задачу по ослаблению России как игрока в европейском
регионе, нужно было лишить ее некоторых рычагов силы. Например, Россию
лишили право голоса в ПАСЕ или отменили саммит ЕС — Россия. Полностью
остановлено все военное сотрудничество с Россией.
Как писалось
выше, большинство экспертов считает, что именно эти цели и преследуются
антироссийскими санкциями, но это не совсем так.
Антироссийские санкции стали формальным поводом для уже давно готовившихся реформ и преобразований в Европе.
Шаги, о которых мы расскажем дальше, не могли быть приняты спонтанно, а
то, как они реализуются, наталкивает на мысль, что истинная, если даже
не сказать главная, цель санкций была совсем не Россия.
Необходимо оговориться, что «цель» в нашем понимании — это итог
выполнения глобальной программы, а задача — тактическая сею минутная
необходимость, и если длительность «сею минутной необходимости» для
геополитики и геоэкономики измеряется двумя, тремя — пятью годами, то
достижение «цели» измеряется десятилетиями.
Цели и задачи
антироссийских санкций можно разделить на несколько групп в соответствии
с главными действующими лицами — США, НАТО, Европейским союзом. Цели и
задачи этих групп могут пересекаться, дополнять друг друга или быть
самостоятельными.
Начнем с блока
НАТО, одна из главных целей которого — собственное усиление.
НАТО создавалась с целью защиты своих членов от какой-либо угрозы и
коллективному противодействию своим противникам. На момент создания
военной (и идеологической) угрозой был Советский Союз, сегодня
геополитической и геоэкономической (но, безусловно, не военной в прямом
смысле этого понимания) угрозой представляется Китай и Россия.
Нужно принять во внимание, что из 28 стран, входящих в НАТО, реальными
геополитическими и геоэкономическими интересами обладают лишь несколько,
а следовательно, НАТО в смыслах достижения «целей» реализует интересы
лишь нескольких крупных игроков.
Итак, для усиления блока НАТО
необходимо было предпринять несколько шагов, которые и были реализованы
под ширмой антироссийских санкций и максимально информационно
раздуваемой военной угрозы.
Во-первых, был увеличен военный
бюджет НАТО. Так, 17 февраля 2017 года каждая из стран — участниц блока
увеличила свой военный бюджет до 2% от своего ВВП. Но только увеличение
военного бюджета недостаточно для усиления блока, и поэтому был
предпринят второй шаг — увеличение контингента НАТО в Европе.
В
рамках задачи по увеличению контингента в Европе дополнительные
контингенты войск НАТО появились в Польше и Прибалтике. Но любой
здравомыслящий человек понимает, что нескольких батальонов,
переброшенных в Польшу и Прибалтику, явно недостаточно не только для
эффективного, но даже для любого, даже просто демонстративного отпора
России, и тут возникает вопрос: зачем они нужны тогда?
Ответ до
боли прост и очевиден: задача этих батальонов совсем не защита от
внешнего врага, их задача — обеспечение полицейского присутствия, в том
числе на демографически проблемных территориях.
Так, недавно
закончился общеевропейский саммит в Риме, и на нем было принято решение,
что тот, кто больше платит в «копилку» ЕС, тот и имеет больше прав.
Многие страны возмутились (например, Польша), но никаких конкретных
действий не предприняли. Возможно, что выше упомянутые войска НАТО в
Польше сыграли здесь не последнюю роль.
Также этот контингент
может помочь сохранить прежний курс и других стран, которые постепенно
начинают понимать, что антироссийские санкции невыгодны прежде всего им
самим.
Но, кроме увеличения контингента и бюджета, НАТО нужны
новые члены, которые могут добавить если не финансирования, то живой
силы, ну и плюс полный контроль над европейским регионом никому не
повредит. Так, в НАТО придумали статус «Участника ускоренного диалога», в
который входят Украина и Грузия, и «План действий по членству»,
включающий Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину.
Следующим крупным санкционным игроком рассмотрим
Европейский союз, который безусловно, вводя санкции, преследовал свои внутренние цели.
Например, в последние три-четыре года появилось очень много
евроскептиков, которые не только утверждают, что ЕС долго не проживет,
но и предпринимают шаги в направлении ослабления ЕС, и поэтому одна из
главных задач, стоящих перед ЕС — сплочение.
Вопрос: а что
сплачивает людей лучше всего? Ответ: так называемая «теория осажденной
крепости», которая исторически существует уже очень давно, и доказала
свою жизнеспособность, например, для Советского Союза. Все очень просто:
необходимо найти врага, для борьбы с которым нужно сплотиться. Итог — у
Европы сегодня таких врага два: Россия и ИГИЛ (запрещена в РФ).
Сплотился Европейский союз не очень хорошо, но санкции единогласно
ввел. Еще одной задачей, выполняемой в рамках цели «сплочение», можно
назвать проверку на жизнеспособность всего ЕС. Мы имеем в виду то, что
мигранты, санкции против России, постоянные теракты, экономические
трудности — все это проверяло Европейский союз на живучесть, и пока, на
удивление, он эти испытания проходит, доказывая, что сегодня ЕС
жизнеспособен.
Еще одной целью антироссийских санкций является
организация на их волне попытки привести к власти в странах Европы
европоцентристов. Например, в Австрии, Германии, Голландии, а сейчас это
же пытаются сделать во Франции. На самом деле это не очень получается,
но явно видно, что все европоцентристы являются сторонниками санкций, и
они пытаются заработать как можно больше «очков популярности»
рассуждениями о них.
Важнейшей не только экономической, но и
социальной целью ЕС является стратегическая необходимость избавиться от
российской энергетической зависимости. Так, в 2014 году ЕС предпринял
ряд мер, чтобы заморозить строительство «Южного потока», также ЕС не
участвовал в энергетическом саммите с Россией, ввел санкции против трех
топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти»,
«Газпромнефти». Запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком
обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг.
Также под предлогом российских санкций ЕС закрыл все проекты
Европейского инвестиционного банка в России и Европейского банка
реконструкции и развития, следовательно, средства были перенаправлены на
решение европейских вопросов.
Но есть и еще одно очень
необычное и интересное мнение: Европейский союз под предлогом российской
угрозы начинает возвращаться к разговору о создании единой
общеевропейской армии, а создание такой армии однозначно качнет чашу
весов в Европе — как противовес не только России, но и США.
Говоря о примере пересекающихся интересах ЕС и НАТО, упомянем так
называемые «зоны безопасности». Одной из таких зон в Европе было и есть
Черное море, и возвращение в состав России Крыма — для всех мировых
геополитических игроков заветного непотопляемого авианосного
полуострова, — резко нарушил баланс сил в этом регионе в пользу
последней. Именно поэтому ЕС и НАТО вводят так много санкций конкретно
против Крыма, российских компаний, работающих в интересах развития
полуострова, и крымчан.
Теперь перейдем к основному организатору антироссийских санкций —
США,
который вводом санкций преследует в первую очередь свои собственные
геополитические и геоэкономические цели, и одна из важнейших — не
допустить сближения Германии и России и, если не более — Европейского
союза и России. Отчасти, возможно, США и организовывал переворот на
Украине, чтобы создать равные проблемы для ЕС и России, столкнуть их
лбами, а санкции просто формально оформили и закрепили эти проблемы.
Кстати, в этой связи необходимо задать и в ближайшем будущем
исследовать вопрос: насколько Германия в политике санкций является лишь
участником (может быть и основным) ЕС? Не играет ли она фактически свою
собственную игру со своими целями и задачами, лишь прикрываясь маской
Европейского союза?
Безусловно, США полностью устраивают
экономические сложности, возникшие у их европейских союзников в связи с
санкциями. Кстати, интересно проверить, в какую сторону изменились
торговые обороты между Россией и США за санкционный период?
В
том числе тем же целям не только ослабить Россию, но и не допустить
сближения ЕС и России, служит попытка вывода иранских нефтепродуктов
(были сняты санкции с Ирана) на европейский рынок. Отметим, что этому
предшествовало введение США санкций против ведущих российских
нефтегазовых компаний, крупного бизнеса и некоторых банков.
Еще
одной важной целью для США является борьба за рынок сбыта вооружения.
Всем известно, что сегодня российская техника и вооружения является
одними из самых востребованных в мире, а в условиях антироссийских
санкций продукция США сможет потеснить российскую.
Итак, мы
видим, что у любого из рассмотренных трех крупных геополитических и
геоэкономических игроков были и есть свои цели и задачи для ввода
антироссийских санкций. Цель ослабления России лишь выдается за
основополагающую и главную, но на самом деле она просто вытекает из
ключевых интересов ЕС, НАТО и США.
Антироссийские санкции — это
некая обертка, в которую «заворачивают» реализацию своих интересов
основные санкционные игроки, а также это большой повод для реализации
тех проектов, которые в условиях «мирного сосуществования» невозможно
было бы воплотить в жизнь. А изоляция России, требующая от нее большое
количество ресурсов, дает ЕС, НАТО и США время для решения своих
собственных проблем.