Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и
Александр Лукашенко на встрече в Санкт-Петербурге 3 апреля обсудят
разногласия между странами в энергетической сфере. Накануне в
правительстве РФ сообщили, что премьер-министрам стран в ходе
переговоров в Москве договориться по этому вопросу не удалось. Однако
эксперты считают, что компромисс все-таки найден
Как заявил глава Минэнерго Александр Новак по итогам переговоров
премьер-министров России и Белоруссии, урегулировать спор по газу между
двумя странами пока не получилось, хотя «работа продолжается». По его
словам, Белоруссия не готова погасить долг перед Россией за газ без
предоставления преференций, на сегодня задолженность превышает 700 млн
долларов.
"Белорусская сторона не готова погасить накопленный долг без
предоставления российской стороной преференций как по цене, так и по
срокам, механизму формирования цены. Напомню, что на сегодня накопленный
долг составляет более $700 млн", - передает агентство ТАСС слова
Александра Новака, который добавил, что Белоруссия занимает
«недостаточно конструктивную позицию» по данному вопросу.
Эти разногласия обсудят президенты России и Белоруссии Владимир Путин
и Александр Лукашенко на встрече в Санкт-Петербурге 3 апреля. Об этом в
четверг сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий
Песков.
"Повестка переговоров - это двусторонние отношения", - сообщил
журналистам Песков. Лидеры обсудят, "безусловно, те разногласия, которые
имеют место и в плане разных нюансов в процессе евразийской интеграции,
и хозяйственные разногласия в плане двусторонних отношений", - также
сказал он.
"Все это будет главами государств проговариваться. И не только это", -
добавил пресс-секретарь российского лидера. При этом Песков уточнил,
что встреча президентов пройдет во время рабочего визита Лукашенко в
Россию, а не на заседании Высшего государственного совета Союзного
государства России и Белоруссии.
Чтобы понять возможную логику решения проблемы, следует вкратце
напомнить историю конфликта. Как напоминает аналитик Энергетического
центра бизнес-школы Сколково Александр Собко, с 2012 года Белоруссия
получала газ по очень близким к российским ценам (незначительно дороже),
так как формула цены была близка к внутрироссийской. Экспортной пошлины
для Белоруссии с тех пор не было. Но цена для Белоруссии рассчитывалась
в долларах (она составляет чуть более 130 долл. за тыс. кубометров), а
не в рублях как в РФ. Поэтому после резкого изменения курса рубль-доллар
в конце 2014 года, это привело к тому, что в долларовом эквиваленте
цены для Белоруссии оторвались от российских. Одновременно, вследствие
падения цен на нефть, упали цены на газ в Европе, и на этом фоне
белорусские цены также выглядели лишь немногим ниже европейских.
Минск почувствовал себя обманутым. Из этого видно, что решение
конфликта (на чём и настаивает Минск) - заменить долларовую составляющую
в формуле цены на рублёвую (по "старому" курсу или по внутрироссийским
тарифам), в результате цены для Белоруссии приблизятся к российским (для
Смоленской области) вне зависимости от колебания курса.
Давать конкретный прогноз по ситуации, говорит Александр Собко,
сложно, так как в этом торге велика и политическая составляющая.
Возможно, будет принято решение о постепенном выходе цен на
внутрироссийский уровень, в то время как долг придётся заплатить по
старым формулам. В целом же, по словам эксперта, этот ценовой спор
поднял фундаментальную проблему отношений с участниками интеграционных
инициатив в рамках Евразийского союза. Ведь к 2025 году должен быть
создан единый рынок углеводородов (этот аргумент и играет в пользу
Белоруссии), а значит, какие-то общие правила придётся вырабатывать.
Вообще, говорит, в свою очередь, партнер практики "Промышленность"
Консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ракша, ситуация выглядит
очень двойственной, с одной стороны участники двусторонних переговоров
заявляют, что все довольны, с другой – премьер РФ говорит о том, что
цена на газ не снижена и остается в прежнем размере 132 долл за 1 тыс
куб м., в то время как белорусы заявляют, что стоимость газа будет
снижена, если долги за предыдущие поставки будут выплачены. То есть
получается, либо кто-то что-то не понял, что маловероятно, либо просто
Белоруссия хочет продемонстрировать, что, несмотря на то, что не смогла
продавить собственные условия, все равно довольна переговорами, хоть для
нее это не принесло никаких выгод, кроме как возобновления поставок
безпошлинной нефти в прежнем объеме.
По сути, констатирует эксперт, белорусская сторона признала, что была
не права и обязалась погасить долг за газ до 20 октября, сумма выплаты
должна составить более 300 млн долл. При этом, как утверждает российское
правительство, дальнейшая цена газа пересмотрена не будет и составит
как и раньше 132 долл., в то время как в Белоруссии считают что она
будет снижена – конкретных цифр при этом не называют, но есть ощущение,
что «розовые очки» относительно цены в 73 долл./куб м – окончательно
сняты, подчеркивает эксперт.
Если подвести некоторые итоги переговоров, то, по словам Ракши, все
сводится к тому, что на деле стороны обсудили новый документ – отдельное
соглашение о сотрудничестве в энергосфере, а также скорректировали
индикативный план поставок нефти и нефтепродуктов – по которому Россия
будет поставлять как и прежде до 24 млн т нефти, и получать до 1 млн т
нефтепродуктов. Кроме того, скорее всего, в нем еще раз будет прописано
об ответственности Белоруссии за односторонние действия в области
принятия решений по ставкам за транзит российской нефти в Европу
(которые она подняла, как только обострились межправительственный
энергетический и продуктовый конфликты), а также Россия наверняка
ужесточила условия по бесперебойным объемам поставок нефти.
Иными словами – чтобы Минску было не повадно самовольно снижать цены
на газ, Россия подготовила ряд жёстких условий, разумеется, в обмен на
льготы и энергетическое благополучие Белоруссии в плане поставок нефти.
Что касается будущего, то Александр Ракша не исключает, что
Белоруссия, в случае возникновения новых конфликтов, как например, в
вопросе спора Россельхознадзора с производителями мясной и молочной
отрасли РБ, вновь может начать считать стоимость российского газа
завышенной и начать копить новые долги. Между тем как показывает
практика – визиты в Москву белорусского руководства позволяют быстро
пересматривать решения и идти на компромисс. Россия имеет явно больше
рычагов воздействия, чем Минск.
Интересно, продолжает эксперт, что нефть здесь все же играет
важнейшую роль – ведь от продажи нефтепродуктов формируется добрая часть
белорусского бюджета. Так в случае обострения политических споров и,
как следствие прекращения поставок российской льготной нефти, любая
другая альтернативная закупка нефти у другого поставщика для Белоруссии
была бы не выгодна. Так российская нефть поставлялась без учета
экспортной пошлины в размере около 90 долл. за тонну, что делало общую
закупочную цену для белорусов в размере не более 310 долл.,
альтернативные же закупки везде предусматривают пошлины плюс затраты на
транспортировку в результате чего цена тонны нефти превышала 440 долл.
Именно во столько можно оценить нефть из Ирана, которую Белоруссия
собиралась закупать еще в феврале, когда была категорически не согласна с
позицией России, «БелОйл» даже тогда заключила контракт с Иранской NIOC
на поставку 80 тысяч тонн нефти, но реальной информации была ли
поставлена эта нефть так и не поступило.
С другой стороны, добавляет Александр Ракша, возможно, и что, скорее
всего – это была разовая закупка, так как потребности белорусских НПЗ
гораздо выше, – только в первом квартале, в случае отсутствия
разногласий между союзными государствами, на территории Белоруссии
Россия должна была поставить 4,5 млн тонн, но как известно, сократила
поставки до 4 млн т – использовав меру «кнута» для подталкивания Минска к
компромиссу, к которому в итоге и пришли.