Строго говоря, у США несколько вариантов действий в
отношении Китая. И какой именно они выберут, пока сказать сложно –
думаю, и сами американские стратеги пока этого не знают.
Вариант первый, условно назовем его «щадящий».
Для
того, чтобы попытаться минимизировать риск утери военного и
геополитического лидерства, Вашингтону достаточно сделать две вещи –
обеспечить реальный промышленный рост в собственной стране и,
параллельно, максимально снизить рост Китая. В идеале, как только США
начинают расти быстрее Китая, угроза сводится почти на ноль, а вероятные
геополитические амбиции Пекина так и замирают где-то на уровне
претензий на Тайвань и архипелаг Спратли.
Инструменты
и для того, и для другого у США, безусловно, есть – будучи крупнейшим
импортером китайской продукции, Вашингтон может в любой момент до
крайности осложнить жизнь Пекину.
Но если бы все было так просто…
Понятно,
что любое государство мечтает о том, чтобы обеспечить своей
промышленности хороший рост. Но это не у всех и не всегда получается, и
простым росчерком пера успеха тут, как правило, не добиться. Ситуация
крайне осложняется ещё и тем, что мировая экономика очень взаимосвязана,
и резкие, не просчитанные решения, направленные против своих недавних
экономических партнеров, могут бумерангом ударить и по тем, кто их
принимает.
Возможности экономического давления на Китай
ограничиваются ещё и тем, что он является крупнейшим держателем
американских долговых обязательств. Их единовременный «сброс» Пекином
может нанести американской экономике тяжелейший удар, который должен
оказаться особенно болезненным именно в период реформ, на которые
нацелился Вашингтон.
Кроме того, слишком резкие шаги со стороны
США могут привести к банальному товарному голоду в этой стране. И, как
это не парадоксально, товарное наполнение доллара может ещё больше
снизиться, а американский потребитель столкнётся сначала с банальным
дефицитом, которого он не видел добрую сотню лет, а потом и инфляционным
всплеском, который может стать детонатором гораздо более серьёзных
процессов.
То есть, попытка слишком быстро «развязаться» с Китаем
может оказаться губительной для США. И процесс, включающий в себя
несколько этапов – а это и стимулирование внутреннего производства, и
перенос промышленных предприятий на территорию США, и строительство там
новых производств, и, собственно, запуск их в действие с последующим
замещением огромного американского импорта из Китая – наверняка займёт
добрый десяток лет.
Понятно, что десять лет для самих государств
– срок не такой уж и большой. Но ситуация за это время может
значительно измениться – Китай, разумеется, не сидит на месте и
прилагает огромные усилия для развития внутреннего потребления. Стать
независимым от экспорта своей продукции в страны Запада за десять лет у
него, конечно, не получится. Но весьма вероятно, что за это время он
добьется качественного скачка, после которого даже прямые санкции со
стороны США и их основных союзников (а это основные потребители
китайской продукции) не отбросят китайскую экономику на десятилетия
назад, а всего лишь замедлят её рост.
А это уже совсем другая
ситуация. И главным отличием от того, что мы наблюдаем сейчас, будет
именно возможность для Китая «обналичить» свои геополитические активы.
Введение каких-либо санкция против Китая через десять лет почти
наверняка станет спусковым крючком цепи локальных конфликтов, которые
вполне могут перерасти и в глобальное военное противостояние Китая и
США.
То есть, за десять лет может сложиться ситуация, когда
Китаю, в случае резкого обострения отношений с заокеанским «гегемоном»,
будет особо нечего терять и нечего бояться. А значит, исчерпав
экономические выгоды от сотрудничества с Западом, он может попробовать
получить все возможные военные выгоды от конфронтации с ним.
Откровенно
говоря, этот «щадящий» вариант чрезвычайно сложен для просчета и нет
никакой возможности дать какой-то четкий прогноз относительно того,
сочтут ли американские стратеги его для себя приемлемым. Поэтому скажем
осторожно – вероятно, да. Но только если никаких других вариантов уже не
останется и если будет хоть какой-то шанс успеть трансформировать
Соединенные Штаты и подготовить их к экономическому противостоянию с
Китаем до того, как Китай обретет экономическую устойчивость за счет
роста своего громадного внутреннего рынка.
Вариант второй, «агрессивный».
Наилучшим,
с точки зрения США, решением китайской проблемы стало бы, вероятно,
полное устранение этого гиганта с политической карты и геополитической
арены. Примерно так, как это произошло с Советским Союзом.
Но для
того, чтобы достигнуть такого результата, вряд ли достаточно будет
просто создать Китаю экономические трудности – для этого понадобится
весь арсенал средств, который Запад использовал против СССР.
Предпосылки
для подобного исхода, конечно, есть – Китай не является
мононациональным государством, и игра на национальных, религиозных,
языковых различиях может привести к желаемому противниками Пекина
результату. В конце концов, огромный Синьцзян и сейчас, в относительно
спокойное время, периодически дестабилизируется силами экстремистского
уйгурского подполья. А ведь возможностей для его поддержки извне сейчас
очень мало, тогда как китайская армия и спецслужбы сильны, как никогда
прежде.
Агрессивный план по расчленению Китая выглядит довольно
просто – организовать открытое политическое противостояние с Пекином,
задушить его санкциями, окружить военными базами, центрами подготовки
террористов, радиостанциями и начать медленную, но неуклонную работу по
расшатыванию его политических устоев. Этот вариант уже более-менее
доказал свою эффективность в случае с СССР, так что вероятность его
применения против Поднебесной, после некоторой адаптации и модернизации,
можно предполагать с высокой степенью вероятности.
Но для того,
чтобы это стало возможным, нужна такая "малость", как контроль
территорий, прилегающих к Китаю. В том числе непосредственно российских,
а также среднеазиатских, которые Москва считает своей вотчиной и
проникновению куда любых иностранных государств она будет препятствовать
всеми возможными средствами.
Формально эта проблема решается
довольно просто – нужно лишь «купить» политическое руководство России,
пообещав ему что-то ценное. Что именно, вопрос открытый – никто не
знает, что именно потребует Москва и каковы окажутся её аппетиты. И это
первая проблема – далеко не на любые жертвы Запад согласится, особенно,
когда речь идет о Москве. Путина вряд ли получится обмануть политической
«конфеткой» вроде снятия санкций и похлопывания по плечу на очередной
встрече в верхах. Членство в каких-нибудь политических или военных
организациях тоже, в общем, выглядит спорно, хотя это уже и может стать
предметом торга.
Но ничего существенного, вроде возвращения
России утраченных ею русских территорий, например, Юго-Востока Украины,
или протектората над Прибалтикой, Вашингтон Москве не уступит. Почему,
просите вы? Ведь цена вопроса такова, что…
А хотя бы потому, что
игра в сдержки и противовесы кое-чему научила и Запад. Начиная
политическое и экономическое сближение с Китаем, который должен был, по
замыслу западных стратегов, стать гирей на ногах СССР, они и думать не
могли, что закончится это превращением уже самого Китая в мощнейшего
геополитического противника США. Вашингтон, я уверен, не повторит
подобной ошибки, и постарается «купить» лояльность Москвы чем-то, что
отнять так же легко, как и дать. В частности, это может быть членство в
НАТО, налаживание торговых отношений и тому подобное.
Но, повторюсь, ни Киева, ни Одессы Вашингтон по доброй воле не уступит.
США
в последние годы доказали свою низкую договороспособность, при первой
же возможности выходя из ключевых договоров, на которых построена
европейская и мировая безопасность.
Более того – ради отработки
технологий «цветных революций» Вашингтон пожертвовал даже весьма
лояльным президентом Египта Мубараком, а такие предательства
политический мир помнит долго. Эта ошибка, вероятно, ещё десятилетия
будет влиять на внешнюю политику США, фактически закрывая для них легкий
путь договоренностей и заставляя биться лбом там, где они ещё совсем
недавно могли бы решить вопрос с помощью нескольких нулей на электронном
счете.
Именно поэтому я довольно скептически отношусь к
возможности реализации такого плана. И Москва вряд ли будет очень уж
заинтересована, и возможности Вашингтона ограничены, и тень вероятного
(весьма вероятного, так точнее) обмана и предательства всегда будет
маячить за спиной американских дипломатов.
А если добавить к
этому тот факт, что сотрудничество с Китаем само по себе весьма ценно
для Москвы, а от его ослабления она, в общем, ничего не получает, а
всего лишь оказывается на более комфортном положении в той же
однополярной англосаксонской клетке, я и вовсе не поставил бы на это
вариант и ломанного гроша.
Но попытка, конечно же, будет…
Самое
же главное, почему Вашингтон вряд ли станет осыпать Москву жемчугами и
бриллиантами – для него гораздо выгодней воспользоваться политическими и
экономическими сложностями в России и попытаться её добить. Это не
только развяжет руки США против Китая, но и исключит саму Россию из
числа соискателей возможного геополитического доминирования. Кроме того,
Китай может позариться на какой-то из осколков распадающейся России, а
это стало бы отличным поводом для резкой эскалации отношений между
Вашингтоном и Пекином. Настолько резкой, что американский электорат с
пониманием отнесся бы к некоторым элементам военной экономики, а мировой
бизнес – к идее обнуления долговых обязательств США, находящихся на
балансе китайских банков.
И тогда финансовая бомба, которую Пекин может кинуть в США, рванула бы у него в руках…
Я
был абсолютно уверен в том, что именно этого плана придерживается
администрация президента Обамы и именно его будет реализовать спешившая
ему на смену администрация Х. Клинтон. Но у них не получилось, и победа
другого кандидата сулит нам чуть большую вариативность геополитического
геймплея.
Итак, второй вариант – инициированный извне распад
России и рассаживание на её осколках марионеточных правительств, после
чего началась бы длительная и, скорее всего, успешная осада Китая.
Первая
часть этого плана должна быть реализована в течение трех-пяти лет, что,
конечно же, выглядит слишком оптимистично для США и их союзников.
Очевидно
и то, что Путин не имеет суицидальных наклонностей и вряд ли станет
форсировать события, прекрасно понимая, что геополитические часы сейчас
тикают в его пользу. У него достаточно возможностей, чтобы тянуть время с
минимальными (хотя и ощутимыми) для себя издержками, постепенно выводя
Россию из фокуса американского внимания. И вероятность того, что события
вдруг резко ускорятся, и через три года счастливые американские
стратеги будут расписываться на развалинах Кремля, крайне мала.
А
значит, и этот вариант, при всей его крайней привлекательности для
главного геополитического игрока, может быть либо полностью отложен в
сторону, либо сильно скорректирован.
Продолжение следует...
Данная статья является отрывком из книги В. Кузовкова "НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРЕЗИДЕНТОВ или... Геополитика для "чайников"