Триумф геополитики: дракон в российских транспортных коридорах
Фото: Politrussia.com
Пока кто-то идёт да никак не дойдёт в Европу, кого-то отгоняют
от британских унитазов, а еще кто-то не знает, куда пристроить свои шпроты,
большие страны тихо занимаются делом. Западная Европа каждый день принимает по
несколько железнодорожных составов с китайскими товарами, доставленными российскими
транспортниками. Пекин этому сотрудничеству нарадоваться не может и явно
намеревается его расширять.
Концепция "Нового шёлкового пути" была четко
сформулирована Китаем в 2013 году. Тогда председатель КНР Си Цзиньпин совершил
ряд поездок в государства Центральной Азии и заявил о намерении привлечь их к созданию
гигантских транспортных коридоров: через Центральную Азию и Россию в Европу,
через Центральную и Западную Азию в Средиземноморье, через Юго-Восточную Азию к
берегам Индийского океана. Два основных заявленных "морских коридора"
вели в Южную часть Тихого океана и в Европу (через Южно-Китайское море и
Индийский океан).
Однако время внесло в инфраструктурные планы Пекина свое
коррективы. Путь через Центральную и Западную Азию оказался не актуален в виду
непрекращающихся боевых действий в Афганистане, Ираке и Сирии. Вместо этого
пошла усиленная разработка сразу двух "российских вариантов": с
использованием Транссиба и с заходом в Россию через территорию Казахстана.
Усилился интерес Пекина и к перспективам использования Северного морского пути.
Россия уверенно становится одним из главных инфраструктурных партнеров КНР.
Согласно обнародованнойнедавно в СМИ информации, за 8 месяцев 2016 года только Объединенная
транспортно-логистическая компания (ОТЛК) отправила из Китая в Западную Европу
600 контейнерных поездов.
АО "ОТЛК" (Евразийский железнодорожный
альянс) - оператор железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении
Китай/Юго-Восточная Азия - ЕС, созданный железнодорожными администрациями
Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
И это только по транспортному коридору Достык/Алтынколь
(граница Казахстана с Китаем) - Брест. Доставка конкретно по нему получается в
2-3 раза быстрее, чем морским путем. 5,43 тысячи километров грузы
преодолевает всего за 5,5 суток. Функционирует коридор с февраля 2015 года.
Сегодня по нему в среднем отправляется 20 составов в неделю.
Останавливаться на достигнутом в инфраструктурном
сотрудничестве с Россией Китай не собирается. Разноплановые железнодорожные
маршруты между КНР и РФ появляются один за другим.
28 августа между китайским Гуанчжоу в провинции Гуандун и
российским Ворсино в Калужской области был запущенновый железнодорожный маршрут. 11,5 тысяч километров поезд по нему проходит за
14 дней. Использование данного пути позволит сэкономить 30 дней по сравнению с
традиционными путями доставки и в 5 раз снизить затраты, если отталкиваться от
стоимости авиаперевозок.
14 августа стартовало движение по железнодорожному
туристическому маршруту «Великий чайный путь», проходящему через
Манчжурию, Внутреннюю Монголию, Читу, Улан-Удэ и Иркутск. Уже в текущем году
маршрут будет продлен до Красноярска, Новосибирска и Томска. Китайцы открывают
для себя Россию с использованием железной дороги с большой радостью. В первую
же поездку по РФ отправились сотни граждан КНР.
В августе новый железнодорожный маршрут связал и китайский Иу с российским
Челябинском. Выбор начала пути - не случаен. В Иу находится самый большой в
мире оптовый рынок бытовых товаров. Чуть ранее был запущенжелезнодорожный маршрут Баодин – Забайкальск – Минск. 9500 километров по
нему поезда преодолевают за 12-14 дней.
В целом, все маршруты из Китая в Европу можно сгруппировать по трём основным
направлениям: западное (КПП Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе),центральное и восточное (КПП Эрэн-Хото и Маньчжоули в автономном районе Внутренняя
Монголия).
Ограничиваться одними только железнодорожными перевозками
через территорию России Китай не намерен. К
2020 году должна быть готова новая скоростная автотрасса
«Меридиан», проходящая через Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию и
страны ЕС. По ней грузы из Китая в Европу будут попадать уже просто в рекордные
сроки - ориентировочно за 11 дней. Российский участок «Меридиана»
будет строиться в 2017-2019 годах. Его протяженность составит около 2 тысяч
километров.
Российским маршрутам некоторые соседи пытались найти
экзотические альтернативы. Например, Киев в пылу русофобии попытался проложить
маршрут через два моря, Турцию, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Закончилось
это, как мы знаем, грандиозным провалом.
Первый состав, в отправку которого на Украине вложили немалые средства (нужно
понимать, из денег выделенных западными кредиторами, которые придется отдавать
всему народу), с грехом пополам добрался до Китая, но желающих загрузить его
чем-то в обратный путь не нашлось.
Вот
и выходит, что Россия для Китая в вопросах "скоростного" транзита в
Европу - вариант практически безальтернативный. Прогнозы алармистов,
говоривших о том, что Китай "подомнет" под себя всех, с кем будет
сотрудничать в инфраструктурных вопросах, не оправдались. Однако России
не стоит топтаться на месте и ограничиваться транзитными заработками.
Было бы очень неплохо, если бы маршруты Китай - Россия полноценно
заработали в двухстороннем порядке и по ним пошли бы из РФ в КНР
высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью.
Впрочем, на сегодняшний день транспортная инфраструктура,
которую Россия предоставляет Китаю, и так приносит нам двойную пользу.Во-первых, живые деньги, а во-вторых, усиление экономических связей внутри
Евразии и снижение зависимости государств континента (и в первую очередь европейских) от США. То, что мы
наблюдаем, - это настоящее торжество геополитики как науки. "Суша Хартленд"
одерживает уверенную победу над "морем". Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|