Иран, Россия и арабский треугольник
Недавнюю демонстрацию готовности российского
министра иностранных дел Сергея Лаврова выступить в качестве посредника
между Ираном и Саудовской Аравией можно воспринимать как продолжение
ближневосточной политики Москвы, которую она проводит с момента прихода к
власти президента Владимира Путина. После распада бывшего Советского
Союза, а особенно со сменой лидера в 1999 году, Ближнему Востоку и всем
связанным с ним проблемам в Москве стали придавать особое значение.
Заняв президентский пост, Путин имел три варианта выбора политики Кремля в отношении Ближнего Востока:
1) игнорировать ближневосточный регион;
2) установить связи с обеими сторонами регионального порядка, одной
из которых являлись Соединенные Штаты, а другой – разнообразные силы,
выступавшие против США;
3) как и Советский Союз, сформировать стратегический альянс с одной или несколькими странами региона.
Именно такую политику проводил Советский Союз, когда укреплял
отношения с бывшим египетским президентом Гамалем Абдель Насером,
президентом Сирии Хафезом Асадом, ливийским лидером Муаммаром Каддафи и
президентом Ирака Саддамом Хуссейном с целью стимулировать
противодействие влиянию Соединенных Штатов в этом регионе.
Для Путина, мечтавшего о возвращении былой мощи России, было
невозможно игнорировать такой стратегически важный регион как Ближний
Восток. В то же время, Россия не имела возможности сформировать
стратегические альянсы в регионе. После смерти Нассера в Египте правил
проамериканский режим, Саддам Хуссейн подвергался атакам со стороны
Соединенных Штатов из-за вторжения в Кувейт, а режим Каддафи стал
объектом американского давления из-за его активности в ядерной сфере.
Режим Асада оставался единственным надежным союзником России, и Москва
пыталась не только сохранить остающихся друзей, но и использовать свой
политический и экономический потенциал для формирования новых
союзнических связей в регионе.
Именно тогда Россия начала обращать внимание на Исламскую республику
Иран, занимавшую антиамериканские позиции. С одной стороны,
политические и экономические интересы требовали от страны формирования
новых связей с другими региональными силами, в том числе даже арабскими
союзниками Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. С другой стороны,
связи с исламским миром, особенно Саудовской Аравией, как хранительницей
Двух Святых Мечетей (в Мекке и Медине), могли помочь Путину
восстановить свою репутацию, испорченную притеснениями мусульман в
Чечне. Исходя из этого, Москва стремилась к улучшению отношений с
Эр-Риядом и его арабскими союзниками. К моменту массового, подобного
эффекту домино, краха арабских режимов, который начался в 2011 году,
России удалось установить вполне приемлемые отношения, как с
антиамериканскими режимами, так и с союзниками США в ближневосточном
регионе.
Так или иначе, начало событий так называемой «арабской весны» было
связано одновременно с рисками и новыми возможностями для России.
Вступив в сделку с Соединенными Штатами, Россия проголосовала за
резолюцию ООН против Каддафи и даже не пыталась противостоять политике
Саудовской Аравии и США в Бахрейне и Йемене. Впрочем, когда начался
кризис в Сирии, Москва увидела в нем угрозу своим интересам, поэтому в
своей политике защиты режима Башара аль-Асада она зашла столь далеко,
что начала военную кампанию в этой стране. С технической точки зрения,
сравнение подходов России и Соединенных Штатов показывает, что стратегия
Москвы пока приносит ей значительные преимущества. С одной стороны,
возник глубокий раскол между США и их арабскими региональными
союзниками, а с другой – Россия привлекла к себе внимание всех игроков
ближневосточного региона.
Однако, новая роль, которую приняла на себя Россия на Ближнем
Востоке, привела к некоторым ограничениям для Москвы. Во-первых,
Соединенные Штаты как наиболее влиятельная мировая держава больше не
желают играть свою прежнюю роль гаранта безопасности в ближневосточном
регионе. При этом, чрезвычайно сложная обстановка и отсутствие
необходимого политико-экономического потенциала не позволяют России
устойчиво заполнить брешь, образовавшуюся между США и их союзниками. В
то же время, традиционные связи между Америкой и Саудовской Аравией, а
также другими союзниками нельзя назвать полностью разорванными.
Во-вторых, в силу своих исторических связей с Сирией, а также
благодаря поддержке со стороны Ирана и ливанского движения «Хезболла»,
Россия вступила в военный конфликт в Сирии и смогла приобрести статус
влиятельного игрока в регионе. Хотя Россия, возможно, не считает Иран и
«Хезболлу» своими стратегическими союзниками, у нее нет особых
возможностей диктовать свою волю, не разыгрывая их карту.
Другими словами, недавние замечания Сергея Лаврова можно воспринимать
как дипломатический маневр, поскольку русские осознают, что не обладают
необходимым влиянием и условиями для посреднической миссии между
Тегераном и Эр-Риядом, в силу следующих причин:
1) из соображений религиозного достоинства и престижа, исламские
страны не могут принять посредничества от немусульманской страны;
2) арабы не считают Россию непредвзятым посредником из-за ее отношений с Ираном;
3) изменение внешней политики Соединенных Штатов все же не означает,
что Вашингтон готов полностью отдать контроль в регионе на откуп
России.
Впрочем, заявление российского министра можно воспринимать и как
«зеленый свет», посылаемый Кремлем арабам. В течение последних двух лет
арабские лидеры пытаются улучшить отношения с Россией, переживающей
тяжелое время из-за низких цен на нефть и экономических санкций,
связанных с украинским конфликтом, чтобы достичь ряда собственных целей.
Во-первых, они хотели бы вбить клин между Ираном и Россией по сирийской
проблеме. Во-вторых, они стремятся послать негативный сигнал
Вашингтону, дать ему понять, что «если вы бросаете нас, мы найдем нового
союзника».
Разумеется, необходимо также отметить, что растущая напряженность в
регионе не отвечает интересам России по двум причинам. Во-первых,
обострение отношений между Тегераном и Эр-Риядом приведет к росту
экстремизма и насилия на всем Ближнем Востоке, а это в свою очередь
вызовет усиление региональной нестабильности, которая может
распространиться в направлении границ России и ее сфер влияния.
Во-вторых, именно Соединенные Штаты, а не Россия, является единственным
игроком, способным повлиять на большинство разногласий между Тегераном и
Эр-Риядом.
Источник перевод для MixedNews — molten Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|