Иран пытается
«реанимировать» старый проект: строительство судоходного канала длиною
почти в 700 км, который соединит Каспийское море с Персидским заливом.
Для запуска проекта требуется примерно 10 млрд. долл. Проект окупится в
пределах пяти лет эксплуатации (по другим данным, не ранее чем через 7
лет). Этот проект интересен и России, поскольку новый путь к Индийскому
океану окажется вдвое короче, чем маршрут через турецкие проливы и
Суэцкий канал и станет альтернативой существующему пути через Босфор —
Дарданеллы — Суэцкий канал и Красное море. Надо помнить и о том, что
отношения России и Турции переживают не лучший период.
Кандидат экономических наук Алексей Чичкин на сайте «Военно-промышленного курьера» напоминает, что проект судоходного канала Каспий — Персидский залив был
разработан русскими инженерами в 1889-1892 гг. Предполагаемый маршрут
обеспечил бы кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, а
турецкие проливы Босфор и Дарданеллы стали бы для этого ненужными.
«Появлению
проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции,
Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в
отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и
размещении вдоль их побережья его военных баз.
Дело в том, что
свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путём.
И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно
проникали в Чёрное море и соответственно к берегам империи».
В
1908 г. переговоры были приостановлены: в числе прочего этому
способствовало давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона. Потом
была Первая мировая война.
Далее, при Сталине и позднее, обеими
сторонами было предпринято несколько попыток реанимировать проект, но
реализации планов мешало то одно, то другое. Кроме того, США и НАТО
создавали помехи на пути к строительству. Запад никогда не радовался
возможному появлению такого канала и до сих пор ему не рад. В 1997 году
антииранские санкции США не случайно распространились и на указанный
проект.
Сегодня, добавим к этому, когда Турция испортила
отношения с Россией, когда президент Эрдоган ведёт себя как «неосултан»,
чего не одобряют даже в НАТО, России важна водная альтернатива турецким
проливам. После снятия санкций Иран может в полной мере вернуться к
старому проекту. Нужны лишь инвестиции.
С другой стороны, эксперты отмечают вероятность экономических проблем.
Полковник запаса Олег Антипов в 2012 г. сказал ИА «REX»,
что тема канала очень интересна для России и Ирана, а также для стран
региона: Индии, Китая, Пакистана и других. Однако, помимо давления США,
надо помнить и об экологии:
«…надо помнить и
об экологии. Ведь Каспий ниже уровня моря, и обязательно засорят его не
свойственными ему видами водорослей или даже рыб. Тогда осетрам и
белугам придёт конец. И традиционная русская чёрная икра перестанет нас
радовать даже по большим праздникам. Так что надо всё взвесить, прежде
чем строить этот канал. И конечно Ирану надо заручиться согласием всех
стран Каспийского бассейна перед строительством такого канала.
Для
меня тема родная, всё-таки вырос в Баку на берегу Каспия, и хотелось
бы, чтобы эта жемчужина природы продолжала радовать наших потомков, а не
превратилась в сточную канаву».
В том же 2012 году политолог Ильгар Велизаде на сайте «Иран.ру» напоминал, что Иран «не перестаёт удивлять своими планами». Среди
последних эксперт назвал проекты по переброске опреснённых вод Каспия в
центральные районы страны и строительству судоходного канала,
соединяющего Каспийское море с Персидским заливом.
Велизаде
отмечает, что именно в Тегеране в ноябре 2003 года была подписана
Рамочная конвенции по защите морской среды Каспийского моря
(«Тегеранская конвенция»). В числе приоритетных направлений документа
присутствует тема сотрудничества государств в сфере разработке
согласованных мер по смягчению последствий колебаний уровня Каспийского
моря. «Не думаю, что Тегеран отступит от своей практики тщательного
взвешивания всех плюсов и минусов и примет безответственное решение», —
сказал эксперт.
Иранский эколог, профессор Исмаил Кахром
скептически относится к этому проекту. По его словам, в 1 литре воды
Каспийского моря содержится 13 граммов соли. Использование подобной воды
для сельскохозяйственных нужд невозможно, а опреснять её невыгодно.
Как
сообщил эколог, в иранской провинции Симнан и центральных регионах нет
земельных угодий, пригодных для сельского хозяйства. Почва там
преимущественно песчаная и глинистая, и при обильном её орошении
возможно возникновение солончаков и активизация процесса засоления почв,
то есть их окончательного их вывода из сельскохозяйственного оборота.
Иное мнение имеет упомянутый выше Чичкин.
«Судоходный
канал Каспий — Персидский залив, целиком проходящий по Ирану, способен
обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной
Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и
Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим Ирану не только
как транспортный коридор, но и как источник обеспечения пресной водой
центральных засушливых районов страны», — цитирует его портал «Вести. Экономика».
Протяжённость
судоходного пути по проекту составит около 700 км, в том числе по
руслам рек северо-западного и юго-западного Ирана, в том числе
пограничному с Ираком международному руслу реки Шатт-эль-Араб (порядка
450 км). Инвестиций требуется на сумму порядка 10 млрд. долл. Новый
канал мог бы обеспечить и России, и Ирану транзитные доходы
(соответственно 1,2-1,4 млрд. долл. и 1,4-1,7 млрд. долл.) уже с
третьего-четвёртого года эксплуатации.
В Азербайджане считают,
что идея предлагаемого канала технически неосуществима. Эксперт в
области водного хозяйства Ибрагим Мамедзаде утверждает что использование
реки Шатт-эль-Араб в проекте весьма сомнительно. «Эта река далека от
того, чтобы быть судоходной артерией, как и другие реки, указанные в
проекте», — приводит его слова «Утро.ру».
Что
касается российских политиков и экспертов, то от них комментариев по
поводу «реанимации» канала пока не поступало. В принципе, молчание
властей понятно: в условиях низких цен на нефть и санкций бюджет отощал,
а экономика страны переживает плохие времена. В таких условиях крупные
инвестиции для Москвы едва ли подъёмны. К тому же, как бы ни было
«соблазнительно» обойти Анкару с её «султаном», речь не идёт о быстрой
окупаемости. Надо также помнить и о давлении Запада, давно возражающего
против такого проекта.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин Источник: topwar.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+