Соединенные Штаты не могут определиться в своей политике по отношению к ирано-саудовским противоречиям. В результате под вопросом оказалась реализация нынешней американо-иранской ядерной сделки.
Конфликт остается экзистенциальным
Формально США просят всех жить дружно. Обама призвал Саудовскую Аравию и Иран прекратить соперничество, «подпитывающее войны на периферии в Сирии, Ираке и Йемене», и «прийти к добрососедским отношениям через выработку некой формы холодного мира». В ином случае, по словам президента, пожар войны на Ближнем Востоке будет разгораться, «наши партнеры среди стран Залива не смогут его потушить своими силами, как и самостоятельно не смогут выиграть конфликт с Ираном. В результате нам придется использовать наши военные возможности для того, чтобы решить вопрос, и это будет ни в интересах США, ни в интересах Ближнего Востока».
Теоретически Обама конечно, прав. Саудовско-иранское противостояние является одним из двух (наряду с арабо-израильскими противоречиями) осевых конфликтов Ближнего Востока, и переход к «холодному миру» между КСА и Исламской республикой резко снизит интенсивность целого ряда региональных конфликтов и противоречий, спасет тысячи жизней арабов. Опять же теоретически это примирение возможно - Саудовская Аравия уже заявила о том, что готова пойти на «холодный мир» с Тегераном. «Если Иран изменит направление, в котором идет, и свою политику, ничего не будет препятствовать тому, чтобы перевернуть страницу и строить наилучшие отношения, основанные на добрососедстве, невмешательстве в дела друг друга», - заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Абдель аль-Джубейр.
На практике же никакого холодного мира не будет как минимум по трем причинам. Во-первых, саудовские «дела», в которые министр призывает не вмешиваться иранцев, распространяются на Ближний Восток. КСА считает своей зоной влияния всю территорию от Марокко до Ирака включительно, и от иранских властей требуется отказаться от участия в йеменских, иранских и сирийских делах. Требования иранцев признать за ними достойную сферу влияния попросту игнорируются, а возможность мирного сосуществования на периферии не видится возможным в силу того, что Иран поддерживает в странах залива шиитские общины. Во-вторых - и это куда более важно - КСА видит конфликт с Ираном как экзистенциальный. Саудовцы уверены в том, что иранцы ставят своей целью территориальную дезинтеграцию Саудовской Аравии, и не исключено, что они правы (а какой еще выход остается Ирану при нынешней абсолютно антииранской политике саудовского руководства)?
Да, теоретически КСА (которое откровенно проигрывает иранцам на всех фронтах их холодной войны) могло бы пойти на какие-то серьезные компромиссы с Тегераном в том случае, если бы у нее были серьезнейшие американские гарантии в плане собственной безопасности. Однако - и это в-третьих - таких гарантий нет. В Эр-Рияде не верят Обаме. Еще в 2002 году нынешний президент назвал КСА «так называемыми союзниками США», и саудовские власти считают, что американский президент придерживается этой же точки зрения вплоть до сегодняшнего дня. А учитывая последствия саудовской политики на Ближнем Востоке, создавшей американцам столько проблем, не исключено, что аналогичной точки зрения будет придерживаться и следующий американский президент.
Иран за что?
Одной из немногих действенных антииранских стратегий, которые реализует КСА, является игра на негативном имидже Ирана. И на днях Эр-Рияд получил новый инструмент - Окружной суд в Нью-Йорке признал Иран частично ответственным за теракты 11 сентября. Судья Джордж Дениэлс обвинил Тегеран в «активной поддержке» террористов и выставил иранцам счет в 10,5 миллиардов долларов (7,5 для семей жертв, 3 миллиарда для страховщиков).
Решение, мягко говоря, очень странное. «Иран никогда не принимал участие в заседаниях суда по делу 11 сентября, - пояснил советник спикера иранского парламента Хоссейн Шейхолеслам. - Эти обвинения не несут под собой никаких оснований, поскольку Иран ни разу не упоминался ни на одной стадии расследования и судебных процессов». Если уж и судить кого-то, то Саудовскую Аравию, поскольку а) ее паспорта имели 15 из 19 террористов и б) именно КСА финансировала международные суннитские террористические организации, в том числе и Аль-Каиду.
Весь вопрос в том, какие мотивы стояли за этим решением (о котором, кстати, сами американские СМИ не очень-то и пишут). На ум приходит лишь две мысли. Во-первых, внедрение в сознание американцев идеи о причастности иранцев не просто к региональному терроризму (той же Хезболле), а к глобальной террористической угрозе. Ряду американских политиков нужно, чтобы Иран продолжали бояться, и чтобы разговоры о том, что американо-иранское сближение сможет успокоить весь Ближний Восток, поутихли. И не только потому, что это сближение на сегодняшний день труднореализуемо - сами американские власти к нему не готовы. «Мы заключали ядерную сделку с Ираном не ради открытия новой эры американо-иранских отношений - эта цель никогда не была первоочередной в наших отношениях с этой страной. Наша задача была более прагматичной и конкретной: мы хотели сделать опасную страну гораздо менее опасной. Никто не надеется на то, что Иран станет добрее или вежливее на международной арене», - говорит помощник Обамы по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс.
Второй причиной решения суда может быть стремление определенных сил в Соединенных Штатах осложнить или даже сорвать реализацию американо-иранской ядерной сделки. Напомним, что сделка эта крайне чувствительная - стороны не верят друг другу и постоянно ищут подвох. И поскольку частью этой сделки является постепенная разморозка иранских активов, находящихся на территории США, в Тегеране могут посчитать, что решение суда принято для того, чтобы заблокировать часть этих активов. Ну и, соответственно, обвинят Обаму и Белый дом в срыве этой сделки. В итоге под ударом окажется как сам президент, так и американские интересы на Ближнем Востоке (в той же Сирии, например, если Иран решит ответить на американский обман вводом войск). Что полностью устроит КСА.