Рогозин в Ираке переписывает ближневосточные отношения
10 февраля в Ирак прибыла представительная российская
делегация во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. С учетом
непростых отношений, которые складывались между нашими странами в
«постсаддамовский период», событие это, безусловно, значимое.
Причем
не только для России и Ирака. За визитом пристально следят как из-за
океана, так и непосредственные соседи нашего ближневосточного партнера. И
далеко не все из них радуются наметившимся положительным тенденциям в
отношениях двух стран. Давайте разберемся, кому мы можем наступить на
больную мозоль и как в межгосударственных хитросплетениях соблюсти
баланс собственных интересов.
С учетом «специализации» Дмитрия Рогозина в кабмине, накануне визита высказывались предположения,
что важное место в переговорах займут вопросы военно-технического
сотрудничества. Впрочем, и экономическая составляющая, особенно в
нефтегазовой отрасли и в сфере энергетики, не исключалась. Неспроста в
состав делегации помимо чиновников федерального уровня вошли почти
девяносто крупных бизнесменов, в числе которых, к примеру, председатель
правления ПАО «Газпромнефть» Александр Дюков, гендиректор компании
«Интер РАО-Экспорт» Максим Сергеев, руководитель «ЛУКОЙЛ Оверсиз
Холдинг» Сергей Никифоров и др.
Россия не скрывает, что ей
интересно развивать политическое, экономическое и торговое партнерство с
Ираком. Конечно, оно уже вряд ли будет столь теплым, как в период советской «нерушимой» дружбы, которая связывала СССР с Саддамом Хусейном. Но и
времена, когда после убийства «кровавого диктатора» новые иракские
власти попали было под жесткий американский контроль, похоже, проходят.
Вашингтонское
кураторство по большому счету не устраивает страны арабского мира, и
они все более охотно используют Россию в качестве противовеса
Соединенным Штатам. Нынешние иракские власти не исключение.
Опять
же с Америкой у этой страны свои давние счеты. В 90-е годы прошлого
века, когда Багдад жил под санкциями ООН, именно Москва, к слову,
оказывала ему политическую поддержку и осуждала США и Великобританию,
бомбивших иракские объекты. Только операция «Буря в пустыне» в 1991 году
унесла жизни более 200 тыс. иракцев. А режим санкций, введенный после
первой войны в Персидском заливе, по некоторым оценкам, привел к гибели
от 500 тыс. до 1 млн детей. Такое не забывается даже в период
потепления.
Если мнение Белого дома по поводу российско-иракских
отношений Кремль особо не волнует, то чувства ближайшего багдадского
соседа, Ирана, нужно учитывать и нам, чтобы не нанести ущерб собственным
интересам.
Тегерану вряд ли выгодно укрепление связей между РФ и
Ираком. У иранцев свои планы насчет последнего. Географическая близость
двух этих стран (общая граница между ними составляет более 1,5 тыс. км)
никогда не перерастала в искреннюю дружбу. Напротив, история знает
немало конфликтов между Ираком и Ираном, включая вооруженные.
Из недавних это восьмилетняя война,
вызванная территориальными притязаниями, религиозными противоречиями, а
по сути, непомерными политическими амбициями с обеих сторон.
Кровопролитие, изрядно подорвавшее экономики обоих государств, приведшее
к многочисленным человеческим жертвам и международным санкциям,
закончилось ничем.
Как всегда бывает, однако, после любой войны
наступает мир. Сейчас Ирак и Иран пребывают в режиме добрососедства и
налаживают взаимовыгодные торговые и экономические связи. Инициатором
потепления выступает Тегеран.
Конечно,
о его бескорыстии тут говорить не приходится. Делается все это в том
числе и для собственной выгоды. Иран заинтересован в расширении своего
экономического и политического влияния в стране, где проживает немало
шиитов. Возможность отхватить кусок нефтегазового иракского «пирога»
тоже пробуждает аппетит ближайшего соседа.
В такой ситуации
появление других претендентов как на ресурсы, так и на политическое
влияние, неизбежно воспринимается как покушение на собственную
монополию, даже если речь идет о России, поддержку которой Иран не раз
получал на международной арене и в дружбе с которой заинтересован.
Быть
может, именно эта ревность и нежелание пускать потенциального соперника
в свой огород побуждают Тегеран к неоднозначным заявлениям. Так,
незадолго до визита российской делегации в Ирак командующий сухопутными
войсками Исламской Республики Ахмад-Реза Пурдастан отказался закупать наши танки Т-90, хотя сделка уже казалась делом решенным.
Впрочем,
не зря говорят «Восток — дело тонкое». Показывая иной раз зубы, Тегеран
не спешит снимать маску дружелюбия с лица. Приглашение наших инвесторов
с обещанием налоговых льгот, особенно в сельскохозяйственной отрасли, доказывает, что контакты с Россией этой стране нужны и важны.
Особенно не стоит обострять отношения с Москвой сейчас, когда сразу после снятия международных санкций Саудовская Аравия при поддержке Судана,
Бахрейна, Джибути и Коморских Островов запалила бикфордов шнур нового
конфликта с Ираном. С учетом нежных отношений Саудовской Аравии и США,
Тегерану в этой ситуации стоит держаться поближе к Москве. Поэтому-то
Ирану не стоит принимать близко к сердцу закрепленное Россией в ходе
визита Рогозина экспортное преимущество в Ираке.
Сегодня
самый лучший момент для взаимодействия между Ираком и Россией. Ирак
заинтересован в диверсификации экономики, в промышленном развитии. А
Россия с ее огромным опытом в Ираке еще с советских времен, сегодня
имеет огромное экспортное преимуществом по сравнению с нашими западными
партнерами. Вот формула очень простая.
Россия
обладает полезным опытом, который позволит найти компромисс в
треугольнике «Россия - Иран - Ирак». Совместная коалиция в борьбе с ДАИШ
(запрещенная в РФ террористическая организация) – лишнее тому
подтверждение.
И лишь выписывая подобные политические орнаменты,
Россия (а в данном конкретном случае возглавляемая Дмитрием Рогозиным
делегация) сможет органично вписаться в ближневосточный ковер.
Дмитрий Пскезин Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|