Тимофей Бордачёв: «Меняется наша философия отношений с важнейшими региональными партнерами на Востоке»
Важнейшей частью «поворота» и национальной задачей является
стабилизация курса на подъем экономического и политического значения
Сибири и Дальнего Востока. Меняется вся философия отношений с важнейшими
региональными партнерами. Китай, Россия, другие государства региона
инициировали создание целого ряда новых институтов международного
экономического управления (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций,
Банк развития БРИКС, Фонд Шелкового пути). Так за последние 2 — 3 года
отношения между Китаем и Россией приобрели принципиально новое качество.
Их отличительные черты — это доверительность, внимательное отношение к
интересам партнера и все большая экономическая открытость.
Но не отстают и
другие региональные партнеры. Хотя их возможности существенно меньше по
сравнению с китайскими. Активна Республика Корея. В конце прошлого года в
Сеуле состоялось 2-е заседание «диалога высокого уровня» в рамках
консорциума по содействию развития Сибири и Дальнего Востока, научных
институтов и университетов России, Сингапура, Китая, Южной Кореи,
Норвегии. Целью диалога было прояснение позиций ключевых региональных
партнеров по вопросам «поворота России на Восток», текущих отношений
между Россией и странами Запада, прогресса в мерах по привлечению
иностранных инвесторов в Сибирь и на Дальний Восток. В целом, зарубежные
участники, особенно и стран Азии, подтвердили заинтересованность в
активизации российского присутствия в АТР, интенсификации экономических
отношений и диалога на экспертном уровне.
Что касается перспектив собственно развития стран Азии, то сейчас
многие указывают в качестве важного фактора на возможность в будущем
изменения демографической ситуации не в пользу ведущих государств АТР
(Китая, Японии, Южной Кореи), старения населения и его относительного
сокращения в сравнении с прогнозируемым ростом населения в США. Также
обращается внимание на существование в регионе нескольких разновидностей
рыночной капиталистической модели, в зависимости от большего (Китай)
или меньшего (средние и малые государства) вмешательства государств в
экономику и непосредственного управления крупными предприятиями. Это
также может стимулировать внутрирегиональные различия в темпах
экономического развития.
Со своей стороны представители Южной Кореи указывают на власти КНДР
как на основное препятствие реализации совместных транспортных и
энергетических проектов с Китаем и Россией, сотрудничеству Южной Кореи с
Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и проектом Экономического пояса
Шелкового пути (ЭПШП). Тема роли южнокорейских властей в сдерживании
наиболее перспективных транзитных проектов с участием Северной Кореи
естественно не поднимается. Китайские же эксперты зачастую привлекают
внимание к целому ряду проблем, связанных с «сопряжением» ЕАЭС и ЭПШП. В
частности, они все более настойчиво призывают к расширению участия в
диалоге партнеров России по ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии
(ЕЭК), необходимости создания совместных рабочих органов Китая и ЕАЭС
(совместной комиссии) и других постоянных институтов.
На разных уровнях признается, что определенные проблемы в развитии
взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП связаны с экономическим кризисом в России и
проблемами в Китае. Одновременно китайские эксперты соглашались с
российской концепцией укрепления именно двустороннего взаимодействия
ЕАЭС и ЭПШП, а также придания нового измерения ШОС как, потенциально,
главного института безопасности и развития в Евразии. Пока же для
китайцев план развития ШОС не очевиден. Интерес в примыкании к ШОС
высказывают и корейские коллеги. Они считают, что в рамках ШОС можно
будет уравновесить мощь Китая другими сильными державами — Россией, а
также Индией и Ираном.
Отдельно обсуждается проблематика региональных финансовых институтов
(АБИИ, АБР, Фонд Шелкового пути, новый Банк развития БРИКС) и
сотрудничества в сфере энергетики. Китайскими участниками
подчеркивалось, что все эти институты направлены на совершенствование
системы международного экономического управления, но не представляют
собой жесткую альтернативу уже давно существующим организациям
(Всемирный банк, МВФ и ВТО). Одновременно китайцами подчеркивается
необходимость реформы квот распределения голосов в МВФ и Всемирном банке
в пользу новых растущих экономик. Также эксперты обращали внимание на
становление азиатского рынка как более самостоятельного и менее
подверженного возможным глобальным шокам.
Однако Соединенные Штаты, со своей стороны, фактически ставят под
сомнение жизнеспособность универсальных институтов, в первую очередь
ВТО, и ведут дело к созданию новых объединений регионального характера
(Транстихоокеанское партнерство), которые должны фактически подменить
собой не справляющиеся универсальные организации и навязывать правила
игры другим государствам. Об этом американские представители уже вполне
открыто говорят на других экспертных площадках.
Что касается энергетики, то полноценный выход России на азиатский
рынок газа может привести к изменению всей расстановки сил, усилению
конкуренции и снижению цен. В частности, снизится привлекательность
поставок на рынок АТР сжиженного природного газа от других поставщиков.
Региональные эксперты обращают внимание на уже происходящие
изменения в региональном энергетическом балансе в пользу России. За
последние десять лет экспорт энергоресурсов в страны АТР из России вырос
в 15 раз, а доля стран АТР в суммарном российском энергетическом
экспорте достигла 24 %.
В структуре российского экспорта энергоресурсов в АТР превалируют
сырая нефть и нефтепродукты — на них приходится 64 и 21 %
соответственно.
Ключевое значение для экспорта будут иметь энергоресурсы Восточной
Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах сосредоточено более 13%
российских запасов нефти (около 4 млрд. т) и 16,2% — природного газа (42
трлн. м. куб.). (По данным Министерства энергетики, геологическая
изученность ресурсов в данных регионах на суше составляет 8%, а на
шельфе всего 6%. В этой связи прогнозный объем добычи нефти и газа на
старых и на новых месторождениях к 2035 г. составит 118 млн. т и 135
млрд. куб м соответственно.)
Однако пока Россия далеко отстает от стран Ближнего Востока как
поставщик нефти и газа на азиатский рынок. Они обеспечивают 46 %
китайского нефтяного импорта, 58 — индийского, 83 — японского и более
80% — корейского. В китайском импорте газа на одну страну (Туркменистан)
приходится 46% поставок, а в индийском — 85% (Катар). Япония и
Республика Корея, являющиеся крупнейшими мировыми импортерами газа,
имеют более диверсифицированную структуру поставок.
Есть и объективные факторы, способствующие более активному выходу
России на энергетический рынок АТР — стагнация европейской экономики,
планы ЕС по диверсификации поставщиков, растущий спрос в Азии. Япония
также демонстрирует готовность инвестировать в проекты по добыче и
распространению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, в случае
если политические отношения это позволят. Отмечалось, что Япония уже
наращивает импорт российского угля. В 2014 г. он вырос на 20% и достиг
9,66 млн. т. Япония зависит от импорта угля из Австралии (на эту страну
приходится 74% японского импорта) и хотела бы диверсифицировать
источники поставок. А вот российские поставки угля в Китай в первые
месяцы 2015 г. сократились более чем на 40 %. Причиной послужило то, что
Китай с января 2015 г. запретил импорт угля с зольностью более 40 % и
содержанием серы выше 3 %, а также бурого угля с зольностью более 30 %,
содержанием серы выше 1,5 %.
При этом в долгосрочной перспективе спрос на газ в Европе не будет
подвержен значительным колебаниям, а рост будет наблюдаться в Китае и
ряде других стран Азии — как результат экономического роста и расширения
использования газа в электрогенерации вместо угля. Для самого Китая
экономически эффективным будет закупать газ за рубежом, а не вкладывать
деньги в производство собственного сланцевого газа.
Нельзя недооценивать при этом серьезность намерений США по выходу на
азиатский рынок СПГ. Известно, что уже сейчас на западном побережье США
строятся 6 заводов по производству СПГ, а в 2017 — 2018 гг. планируется
запуск строительства еще 3 аналогичных предприятий. Все они находятся на
западном побережье и ориентированы на азиатский рынок. Первые поставки
должны начаться в 2016 году. При этом на европейском направлении
аналогичная инфраструктура пока вообще не создается.
Отдельного внимания заслуживают вопросы привлечения азиатских
инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток при условии продолжения
санкционного давления на РФ со стороны США и их союзников. Насколько
велика угроза со стороны санкций?
Исходя из опыта общения с представителями региональных деловых кругов, можно смело предположить, что,
если условия деятельности на Дальнем Востоке и в Сибири для
малых и средних предприятий будут заметно улучшены, то азиатский бизнес
найдет способ обойти американские «радары».
Также достаточно часто высказываются идеи о том, что увеличение
объема собственно российских инвестиций в Сибири и на Дальнем Востоке
также будет рассматриваться компаниями из АТР как положительный признак.
При этом эксперты признают, что политика санкций США в отношении
России не может рассматриваться только с политической точки зрения. Они
распространяются на все виды деятельности в сфере энергетики и должны
ограничить способность России к выходу на региональные энергетические
рынки и к конкуренции там с США. Если санкции сохранятся, производство
газа и СПГ в России будет падать.
Есть, однако, и другие, скрытые, опасности, связанные с затягиванием
режима санкций. В первую очередь это касается предприятий малого и
среднего бизнеса, которые, не имея возможности привлекать средства на
международных финансовых рынках, постепенно сворачивают свою
деятельность в «подсанкционных странах». С перспективой того, что цена
возвращения на эти рынки будет для них выше потенциальных выгод.
Подчеркивалась вероятность того, что санкции приведут к ситуации, когда
трансграничные инвестиции будут все более и более ограничены. Это может
представлять угрозу для привлечения в российские Территории опережающего
развития средних и малых инвесторов из азиатских стран.
И, совсем сдержанно, оценивается в регионе пока потенциал развития на
современном этапе Северного морского пути. Многие считают, что
«северный» транзит имеет хорошие долгосрочные перспективы, но пока
использование СМП связано с крупными энергетическими проектами, которые
приостановлены в связи с санкционным давлением на Россию. Хотя
представители бизнеса и отмечают стратегическую заинтересованность в
участии в освоении российского Севера.
Подводя итог этому обзору можно сказать, что сама идея «поворота
России на Восток» уже достаточно прижилась в восприятии и дискуссиях
региональных экспертов и бизнесменов. Теперь необходимо долго и
кропотливо трудиться над ее практическим наполнением. И это может стать
предметом совместной заботы и сотрудничества России, и ее ведущих
региональных партнеров.
Восток России Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|