В любом федеративном государстве существует вопрос о неоднородности социально-экономического развития регионов. На это влияют множество факторов, среди которых традиционными можно назвать исторический, географический и природно-ресурсный факторы. Так или иначе, с развитием государства-федерации среди его регионов выделяют более и менее развитые территории. При этом некоторые регионы развиваются собственными силами, другие – за счет субсидирования из федерального бюджета. Со временем это проявляется и в количественных показателях отчислений в федеральный бюджет, и в обратных дотационных перечислений в сторону бюджетов субъектов. По этим признакам ученые-экономисты выделяют два типа регионов – регионы-доноры и регионы-реципиенты. К первым относятся территории, за счет отчислений, доходов которых в своей основе формируется государственный бюджет, ко вторым относят регионы, которые нуждаются в дополнительной финансовой поддержке центра. Ярчайшим примером такого государства является Российская Федерация. Однако и другие территориально крупные страны, независимо от государственного устройства, подвержены вышеуказанным процессам.
Республика Казахстан, являясь унитарным государством, тем не менее, занимает 9-е место по площади территории в мире. В административно-территориальном отношении Казахстан делится на 14 областей и 2 города республиканского значения (Астана и Алма-Ата). Ввиду обширности территорий, в Казахстане возникают те же проблемы, что и в федеративных государствах. И проблемы отношения регионов и центра в формате донор-реципиент Казахстану также не чужды.
Основными регионами-донорами Казахстана называют оба города республиканского значения (Астана и Алма-Ата) и две области: Атыраускую и Мангистаускую область. Ничего удивительного в таком подходе нет, так как города республиканского значения традиционно являются финансовыми центрами государства, где сосредоточена большая часть государственных ресурсов. В пример можно привести российские Москву и Санкт-Петербург, где процессы идентичны. В свою очередь Атырауская и Мангистауская области славятся своим природно-ресурсным потенциалом. Стоит отметить, что до 2015 года количество изъятий из местных бюджетов регионов-доноров росло. Однако с этого года власти Казахстана пересмотрели взаимодействие с местными бюджетами регионов-доноров. Не исключено, что это связано с принятым недавно решением об использовании средств Национального фонда.
Так или иначе, из 14 областей Казахстана, пока только 2 области можно назвать достаточно конкурентоспособными, чтобы они являлись регионами-донорами. В масштабах Республики этого недостаточно. Верно будет предположить, что специализация Атырауской и Мангистауской областей и дальше будет представлена добывающей отраслью. Тем более что в регионе существуют перспективные неразработанные месторождения (например, проект «Евразия»). Однако для достижения высоких показателей социально-экономического развития, Казахстану придется развить отрасли специализации остальных 12 областей.
Для сравнения, среди 85 субъектов Российской Федерации, назвать донорами можно не более 10 регионов. Логично предположить, что в случае перехода всего 3-4 областей Казахстана из статуса «реципиент» в статус «донор», Астана закроет многие проблемы в вопросе формирования государственного бюджета. На сегодняшний день наиболее перспективным фактором развития ряда областей Казахстана являются внешнеэкономические инициативы руководства страны. Речь идет о евразийских интеграционных процессах, а также о концепции формирования транспортно-логистического хаба государственного масштаба. При таком подходе статуса доноров государственного бюджета могут достигнуть приграничные регионы Казахстана.
Фактор приграничья по своей природе представляет собой конкурентное преимущество региона-субъекта в рамках административной структуры государства. Однако на современном этапе социально-экономического развития Казахстана, фактор приграничья не может конкурировать с природно-ресурсным фактором. В случае дальнейшего продвижения торгово-транспортных проектов Астаны на евразийском пространстве, количество регионов-доноров государственного бюджета вырастет. Конечно, для этого Казахстану придется заметно увеличить объемы финансирования дорожного строительства, а также строительства сопутствующих транспортно-инфраструктурных объектов. Тем не менее, вышеуказанный фактор приграничья является конкурентным фактором повышения уровня экономического развития региона, и перевода его в статус региона-донора.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Не в этом дело.
Сама страна, чтобы торговать с внешним миром использует доллары, а не тенге.
Доллары не дают бесплатно, их можно либо заработать за границей (кредит), либо занять за границей, потому что Казахстан не печатает доллары.
Так вот Алматы не зарабатывает доллары, доллары зарабатывают регионы, которые продают что-то за границу, а взамен получают доллары. Таким образом в стране появляются доллары, под которые уже печатается тенге, для внутреннего пользования.
Бюджет страны формируется в тенге (пенсии, детские площадки и т.д), соответственно когда приток долларов резко падает (цена на нефть упала), тенге на исполнение бюджета вдруг начинает не хватать. А как сделать, чтобы хватало? Девальвировать валюту по отношению к доллару. Т.е. долларов-то поступает меньше, но под них теперь можно напечатать больше тенге. Не 150 под каждый доллар, а 185. Оп, бюджет сошелся...
Упрощенно:
Поступало далларов - 100, курс - 150. Итого бюджет - 15 000.
Стало поступать долларов - 81, курс 150. Итого бюджет - 12 150.
Стало поступать долларов - 81, курс 185. Итого бюджет 14 985.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 71
Рейтинг поста:
Чтобы что-то купить за границей - станки, машины, зубные щетки, нужны доллары, тенге не принимают.
Тенге можно поменять на доллары, а доллары на тенге...проблемы пока нет большой...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Чтобы что-то купить за границей - станки, машины, зубные щетки, нужны доллары, тенге не принимают.