В любом федеративном государстве существует вопрос о неоднородности социально-экономического развития регионов. На это влияют множество факторов, среди которых традиционными можно назвать исторический, географический и природно-ресурсный факторы. Так или иначе, с развитием государства-федерации среди его регионов выделяют более и менее развитые территории. При этом некоторые регионы развиваются собственными силами, другие – за счет субсидирования из федерального бюджета. Со временем это проявляется и в количественных показателях отчислений в федеральный бюджет, и в обратных дотационных перечислений в сторону бюджетов субъектов. По этим признакам ученые-экономисты выделяют два типа регионов – регионы-доноры и регионы-реципиенты. К первым относятся территории, за счет отчислений, доходов которых в своей основе формируется государственный бюджет, ко вторым относят регионы, которые нуждаются в дополнительной финансовой поддержке центра. Ярчайшим примером такого государства является Российская Федерация. Однако и другие территориально крупные страны, независимо от государственного устройства, подвержены вышеуказанным процессам.
Республика Казахстан, являясь унитарным государством, тем не менее, занимает 9-е место по площади территории в мире. В административно-территориальном отношении Казахстан делится на 14 областей и 2 города республиканского значения (Астана и Алма-Ата). Ввиду обширности территорий, в Казахстане возникают те же проблемы, что и в федеративных государствах. И проблемы отношения регионов и центра в формате донор-реципиент Казахстану также не чужды.
Основными регионами-донорами Казахстана называют оба города республиканского значения (Астана и Алма-Ата) и две области: Атыраускую и Мангистаускую область. Ничего удивительного в таком подходе нет, так как города республиканского значения традиционно являются финансовыми центрами государства, где сосредоточена большая часть государственных ресурсов. В пример можно привести российские Москву и Санкт-Петербург, где процессы идентичны. В свою очередь Атырауская и Мангистауская области славятся своим природно-ресурсным потенциалом. Стоит отметить, что до 2015 года количество изъятий из местных бюджетов регионов-доноров росло. Однако с этого года власти Казахстана пересмотрели взаимодействие с местными бюджетами регионов-доноров. Не исключено, что это связано с принятым недавно решением об использовании средств Национального фонда.
Так или иначе, из 14 областей Казахстана, пока только 2 области можно назвать достаточно конкурентоспособными, чтобы они являлись регионами-донорами. В масштабах Республики этого недостаточно. Верно будет предположить, что специализация Атырауской и Мангистауской областей и дальше будет представлена добывающей отраслью. Тем более что в регионе существуют перспективные неразработанные месторождения (например, проект «Евразия»). Однако для достижения высоких показателей социально-экономического развития, Казахстану придется развить отрасли специализации остальных 12 областей.
Для сравнения, среди 85 субъектов Российской Федерации, назвать донорами можно не более 10 регионов. Логично предположить, что в случае перехода всего 3-4 областей Казахстана из статуса «реципиент» в статус «донор», Астана закроет многие проблемы в вопросе формирования государственного бюджета. На сегодняшний день наиболее перспективным фактором развития ряда областей Казахстана являются внешнеэкономические инициативы руководства страны. Речь идет о евразийских интеграционных процессах, а также о концепции формирования транспортно-логистического хаба государственного масштаба. При таком подходе статуса доноров государственного бюджета могут достигнуть приграничные регионы Казахстана.
Фактор приграничья по своей природе представляет собой конкурентное преимущество региона-субъекта в рамках административной структуры государства. Однако на современном этапе социально-экономического развития Казахстана, фактор приграничья не может конкурировать с природно-ресурсным фактором. В случае дальнейшего продвижения торгово-транспортных проектов Астаны на евразийском пространстве, количество регионов-доноров государственного бюджета вырастет. Конечно, для этого Казахстану придется заметно увеличить объемы финансирования дорожного строительства, а также строительства сопутствующих транспортно-инфраструктурных объектов. Тем не менее, вышеуказанный фактор приграничья является конкурентным фактором повышения уровня экономического развития региона, и перевода его в статус региона-донора.