В индийской и международной прессе появились многозначительные высказывания о новом индийском премьер-министре Нарендре Моди, пришедшем к власти в мае 2014 года. Самое громкое из них приписывает ему инициативу коренного перелома, фактически начала новой эры во внешней политике Индии. В основе внешнеполитической доктрины Моди лежит отказ от прежней концепции неприсоединения, базирующейся на идеях Неру. Кроме того, вопреки ожиданиям, Нарендра Моди проявил себя как энергичный, активно перемещающийся по всему миру дипломат.
Одним из наиболее любопытных аспектов новой внешней политики индийского премьера являются отношения с Россией. Наряду с активизацией международных связей Индии с ее соседями в Южной Азии, Китаем, Японией, Соединенными Штатами и даже ассоциацией АСЕАН, в конце года появились признаки перемен во взаимоотношениях с Россией. Общеизвестно, что ушедший год был для России насыщен судьбоносными событиями в сфере международных отношений. Российское вторжение в Крым и последовавшая поддержка антиправительственных восстаний на востоке Украины привели к широкой международной изоляции и санкциям против России, введенных западными державами. В последнем квартале российская экономика пережила драматический спад, сопровождавшийся взрывом инфляции и резким снижением экономического роста в связи с падением мировых цен на нефть. Индию связывают с Россией особые отношения, зародившиеся еще в начале 70-х годов прошлого столетия, когда две страны сблизились на фоне холодной войны (несмотря на провозглашенную Индией доктрину неприсоединения во внешней политике), расколовшей мир на две враждующие между собой группировки на основе идеологического антагонизма. В чем же суть сегодняшних перемен?
Обозреватель японского журнала «The Diplomat» аналитик Анкит Панда пишет: «Я наблюдал за поведением России на международной арене в течение последнего года, а также за состоянием российской экономики и политики. Мне было очень интересно, какова же будет реакция Индии. Визит российского президента Владимира Путина стал важнейшим событием, во многом ответившим на этот вопрос. Специалисты сошлись во мнении, что визит Путина был довольно результативным, несмотря на проблемы, с которыми столкнулась его страна. Особую важность имеет тот факт, что, как многие и предсказывали, Нарендра Моди встречал Путина с распростертыми объятиями, он даже сделал один лишний шаг ему навстречу, нарушив стандартный дипломатический протокол, а также провозгласил неизменную и практически безусловную поддержку России в эти трудные времена испытаний».
«Времена изменились, но наша дружба – нет», откровенно заявил Моди и добавил, что «сейчас мы стремимся вывести наши отношения на новый уровень, и настоящий визит является шагом в этом направлении». Моди даже сказал, что Индия и Россия «стояли друг за друга всегда, несмотря ни на что», имея в виду нынешние экономические трудности России и возможно также отказ Москвы присоединиться к международному осуждению и изоляции Нью-Дели, последовавшими за испытаниями ядерного оружия в конце 1990-х.
Недавний визит Путина продемонстрировал, что помимо риторики, обе страны действительно могут извлечь значительные выгоды из укрепления двусторонних связей. Россия является крупнейшим источником оборонного импорта Индии после окончания холодной войны (хотя, следует отметить, эту роль могут в ближайшее время занять США). Кроме того, для динамичного развития индийской ядерной энергетики потребуется продолжительное сотрудничество между двумя странами в энергетической сфере. Для России Индия крайне важна как стабильный партнер в сфере поставок вооружений. Кроме того, немаловажным фактором является готовность Индии если не напрямую поддержать Россию в период международной изоляции, то, по крайней мере, продолжать экономическое сотрудничество не взирая на сложившиеся обстоятельства. В связи с этим стоит подчеркнуть, что к удивлению многих в состав делегации, сопровождавшей Путина в ходе визита в Нью-Дели, был включен 42-летний русский националист Сергей Аксенов, лидер оккупированного Крыма, что вызвало «обеспокоенность» в Соединенных Штатах Америки. Нью-Дели едва отреагировал на это, заявив, что индийская сторона не была «официально поставлена в известность» об участии Аксенова в предстоящем визите. Судя по всему, Индия и Россия продолжают развивать устойчивые взаимовыгодные двусторонние отношения. Взаимные интересы признаются обеими сторонами, что было зафиксировано в ходе дипломатических сношений на высшем уровне. Все это обещает принести в будущем существенные выгоды для обеих стран.
Разумеется, во многих аспектах главный вопрос заключается не в том, готов ли Нарендра Моди вывести Индию из эпохи неприсоединения. Вообще этот термин уже с семидесятых годов прошлого века не вполне корректно характеризует внешнюю политику Индии, учитывая ее партнерские отношения с Россией. С момента подписания в 1971 году индийско-советского Договора о дружбе и сотрудничестве, неприсоединение стало означать скорее поддержание разумной дистанции в отношениях с Соединенными Штатами. Разрушая эту традицию, триумфальный тур Нарендры Моди по Соединенным Штатам в сентябре 2014 года показал, что он при определенных обстоятельствах, готов к более близким отношениям между Индией и США. Учитывая широкую поддержку обеих политических партий Америки и многочисленные призывы к упрочению связей с Индией, Моди возможно удастся добиться расположения в США, не отказываясь при этом от связей с Москвой. Впрочем, Вашингтон может этому серьезно помешать, потребовав от Индии осуждения России или официального присоединения к международным санкциям, на что Индия не согласится.
Так или иначе, пишет Анкит Панда, чтобы более точно предсказать развитие отношений между Индией и Россией в 2015 году понадобится некоторая дополнительная информация. Пока известно только то, что наступивший год будет определять общую траекторию. Первым событием наивысшей важности станет визит президента США Барака Обамы в Индию в конце января для участия в праздновании Дня Республики. Этот визит несомненно вернет американо-индийские отношения в центр внимания мировой политики. В течение года США и Индия будут находиться в некотором роде под давлением, им придется активизировать свои партнерские связи. Сможет ли Индия сделать это, не нанеся ущерба своим отношениям с Москвой? Станут ли США связывать Индию какими-либо условиями относительно ее сотрудничества с Россией по принципу «око за око»? Прелесть неприсоединения в глазах тех, кто поддерживал эту политику в ее лучшие времена, была в том, что двусторонняя дипломатия Индии не испытывала этой мучительной необходимости балансировать между двумя полюсами в рамках стратеги нулевого баланса. Если доктрина Моди на самом деле существует, она проявит себя в полной мере в 2015 году. Возможно, настоящей лакмусовой бумажкой, которая укажет на то, что Индия действительно рассталась с доктриной неприсоединения времен холодной войны, станет именно развитие отношений между Москвой и Дели в наступившем году.
Источник
Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Редакция
публикация 8101
комментариев 1035
Рейтинг поста:
--------------------