Соединенные Штаты уходят из Центральной Азии и Ближнего Востока и всё более пристальное внимание оказывают Азиатско-Тихоокеанскому региону. Вашингтон делает ставку на усиление мощи союзных держав: Японии, Южной Кореи, Филиппин и Австралии. Ярким примером роста военного и внешнеполитического потенциала является Австралия. В среднесрочной перспективе, при полной поддержке США, Австралийский Союз может значительно укрепить свой оборонный потенциал и стать одним из ключевых региональных игроков, сдерживающих Китай.
Канберра и стратегическая обстановка в АТРАвстралийское правительство придает большое значение вопросам национальной безопасности и старается оперативно реагировать на меняющуюся мировую обстановку. В 2000 году австралийское правительство разработало «Белую книгу» — обширный, регулярно обновляемый комплекс стратегических документов. В ней изложены приоритеты Сил обороны Австралии (так называются вооруженные силы АС). Первый приоритет: ВС должны иметь возможность защитить австралийскую территорию от любых возможных нападений, без помощи войск других стран. Вторая приоритетная задача: вооруженные силы должны иметь возможность обеспечить безопасность непосредственных соседей Австралийского Союза во взаимодействии с другими государствами и участвуя в миротворческих операциях. Третий приоритет: иметь возможность поддержать международную коалицию за пределами ближайшего окружения АС, в тех регионах, которые затрагивают стратегические интересы Канберры.
Последними стратегическими документами являются: Стратегия национальной безопасности 2013 года, Белая книга «Австралия в век Азии» 2012 года и Белая книга по вопросам обороны за 2013 год. В Канберре осознают, что ключевым фактором, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет определять стратегическую обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе и непосредственно влиять на национальную безопасность, будут отношения между США и КНР. Признавая серьёзность американо-китайских противоречий, Канберра в открытую не признает вероятность конфликта между двумя глобальными игроками, но де-факто делает всё, чтобы поддержать Вашингтон. Белая книга 2013 года в отличие от предыдущей версии образца 2009 года более нейтральна в оценках развития китайских вооруженных сил и внешнеполитических амбиций Пекина. Однако стратегический американо-австралийский союз 2011 года, тенденции развития Силы обороны Австралии и последний шпионский скандал, когда выяснилось, что австралийские спецслужбы при поддержке американских коллег занимаются электронным шпионажем в азиатских странах, используя для этого инфраструктуру посольств, говорят о том, что Австралия — это огромный плацдарм Пентагона.
Белая книга по обороне Австралии 2013 года исходит из нескольких основных положений:
— произошел перенос глобального «центра тяжести» в сфере стратегии, экономики и военного потенциала в АТР;
— Соединенные Штаты переориентируют главные силы на Тихоокеанский регион, ослабляя своё присутствие в Западной Европе, Ближнем Востоке и Центральной Азии;
— укрепление союзнических отношений с США;
— глобальный кризис продолжит оказывать негативное влияние на политику и экономику.
В австралийской военно-политической стратегии подчеркивается, что в связи с увеличением роли морских коммуникаций в Индийском океане, ростом мощи Индии, а также более сильным вовлечением государств Юго-Восточной Азии в дела АТР формируется новая подсистема международных отношений в рамках Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). В результате роста морской мощи и внешнеполитических амбиций Индии, Индо-Тихоокеанский регион был включен в список основных положений военно-политической стратегии Австралии. В австралийских стратегических документах наряду с США КНР и Индией также отмечают ключевую роль в АТР и ИТР таких держав как Япония, Южная Корея и Индонезия. Именно эти державы будут определять будущее этой огромной территории.
При этом роли Российской Федерации как тихоокеанской державы в Канберре практически не уделяют внимания. Видимо, это связано с тем, что Тихоокеанский флот России давно не обновлялся, и Москва в 1990-2000-е годы фактически ушла из региона. Отмечаются только обширные и разносторонние связи России с Индией и Китаем, её роль как поставщика энергоносителей, ядерных технологий и вооружений. Кроме того, РФ упомянута в контексте роста индийского военного потенциала. Так, Республика Индия в обозримом будущем получит разработанный в РФ в рамках совместной программы FGFA истребитель пятого поколения. За счёт поддержки России выросла и военно-морская мощь Индии (авианосец, поддержка строительства национального авианосца, развитие подводного флота, новые фрегаты).
Согласно текущей версии Белой книги по вопросам национальной обороны, Силы обороны Австралии имеют четыре ключевые задачи: 1) создать потенциал для сдерживания и отражения внешней агрессии, угрозы непосредственно Зеленому материку; 2) обеспечить зону стабильности и безопасности в южной части Тихого океана и Восточном Тиморе; 3) иметь возможность принимать участие в операциях в Индо-Тихоокеанском регионе, в Юго-Восточной Азии; 4) участвовать в операциях по обеспечению глобальной безопасности.
Морская стратегия является ключевым элементом обороны Австралии. Её основные элементы:
— сдерживание потенциального противника от попыток силового давления или нападения на АС;
— обеспечение локального превосходства на море и воздухе при необходимости;
— оборона основных коммуникаций;
— исключение возможности развертывания противником передовых баз у границ Австралийского Союза;
— возможность проецирования силы в Индо-Тихоокеанский регион, создание совместных оперативных соединений, поддержка операций союзных сил при необходимости.
Необходимо отметить, что оборонная стратегия Австралии не предусматривает пассивной обороны, наоборот, австралийские ВС должны проводить операции против баз и коммуникаций противника на максимально возможном удалении от Зеленого континента, с использованием всех ударных возможностей. Документ подчеркивает важность развития поддержания боевой готовности экспедиционных сил, необходимых для проведения операций в южной части Тихого океана и в Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, такие силы необходимы для решения четвертой задачи сил обороны Австралии — участие в обеспечении глобальной безопасности. Примером такой операции служило участие австралийского контингента в Афганской кампании (операцию сворачивают). При этом авторы Белой книги подчеркивают, что сама Австралия имеет важное преимущество — любая операция против неё столкнётся с серьёзными проблемами в силу географической удаленности континента. Потенциальному противнику придётся потратить огромные усилия по проецированию силы на большое расстояние и на защиту своих коммуникаций от контрударов обороняющейся стороны.
Универсальный десантный корабль «Канберра».
Союз с Соединенными ШтатамиАвстралийская оборонная стратегия строится на создании самодостаточного военного потенциала, который обеспечит национальную безопасность. Однако австралийские власти хорошо осознают пределы такой самостоятельности. В одиночку Австралии не устоять. Союз между Канберрой и Вашингтоном предусматривает наличие американского «ядерного зонтика», который является гарантом безопасности от тех угроз, с которыми Силы обороны Австралии не смогут справиться самостоятельно. Отдельно и прямо (п. 3.41 «Белой Книги») говорится: «Наконец, до тех пор, пока существует атомное оружие, мы полагаемся на ядерные силы США, как средство предотвращения ядерного удара по Австралии. Австралия убеждена в эффективности ядерного сдерживания в широком его понимании, и одновременно с этим поддерживает меры, направленные на глобальное ядерное разоружение».
Ещё в 2003 году австралийское правительство выразило готовность принять участие в американской программе разработки системы противоракетной обороны. Это должно обезопасить Зеленый континент от баллистических ракет, оснащенных ядерными, химическими или бактериологическими боеголовками. Канберра, стремящаяся к увеличению своего влияния в регионе и самостоятельному решению некоторых вопросов безопасности в сопредельных странах, признаёт приоритет «старшего брата». В Австралии рассчитывают, что США окажут гарантированную военную помощь в случае появления какой-либо серьезной угрозы национальной безопасности.
В ноябре 2011 года американский президент Барак Обама и австралийский премьер-министр Джулия Гиллард заключили соглашение, в котором было объявлено о планах размещения подразделений морской пехоты и армии США общей численностью до 2,5 тыс. бойцов. Их планируют разместить на базе неподалеку от города Дарвина (это столица Северной территории). Здесь же будут дислоцированы американские боевые и вспомогательные самолеты, корабли и службы тылового обеспечения. В 2012 году первая группа американских морпехов (около 200 солдат) прибыла в Дарвин. К 2014 году их число должно вырасти до 1,1 тыс. человек.
В Вашингтоне также заявили о возможности создания американо-австралийской военно-морской базы на Кокосовых островах в акватории Индийского океана. США имеют возможность разместить авианосные соединения и ударные атомные подлодки в районе Перта. В 2012 году минобороны Австралии сообщило, что американские разведывательные самолеты смогут выполнять вылеты с австралийского острова Килинг (Кокосовые острова). Кроме того, американцы будут оказывать помощь в формировании и подготовке особой «амфибийной группы постоянной готовности», её создают на базе 3-го полка австралийских ВС (бывшей парашютно-десантной части). К 2016 году Канберра планирует сформировать соединение, аналогичное по составу и решаемым задачам американскому Корпусу морской пехоты. Новое подразделение должно будет проводить операции по захвату плацдармов на занятом противником берегу с использованием новых универсальных десантных кораблей, десантно-высадочных средств, с применением боевых вертолетов и тяжелой бронетехники.
Взаимодействие с другими государствамиНадо сказать, что Канберра не готова так открыто конфликтовать с Китаем, как, скажем, Япония. КНР с 2007 года крупнейший торговый партнер Австралии: на Китай приходится около 30% австралийского экспорта и около 18% австралийского импорта. Поэтому, конфликт с Китаем серьёзно ударит по экономике Зеленого континента. В то же время нельзя забывать, что этот вопрос решается не в Канберре. Стратегические интересы стоят выше торговых. Если США вступит в прямое противостояние с Китаем, Австралия будет вынуждена поддержать американцев. Это в её же интересах. Полное доминирование Китая в АТР противоречит жизненным интересам Австралии.
Большое внимание Канберра уделяет ситуации на ближайших подступах к ее границам, обширным островным территориям. Австралийский Союз однозначно расценивает южную часть Тихого океана в качестве сферы своих жизненных интересов. Это принадлежащие Австралии острова, ближайшие подступы к её границам, обширные территориальные воды, исключительная экономическая зона и линии морских коммуникаций. Канберра ставит целью не допустить превращения своих непосредственных соседей в источник угрозы и появления там баз потенциальных противников.
Особое беспокойство австралийцев вызывает т. н. «арка нестабильности» — процесс «балканизации» в южной части Тихого океана. События вроде дестабилизации на Соломоновых островах, нестабильности в Восточном Тиморе и переворота в Фиджи, приковывают пристальное внимание австралийского военно-политического руководства. Канберра фактически придерживается режима «мягкого протектората» над островными государствами в южной части Тихого океана. Помогает слабым островным государствам поддерживать безопасность на морских коммуникациях. В том числе и с помощью передачи вооружений. Такую политику полностью поддерживают союзники Австралии — США и Великобритания. Так, Канберра стала организатором первой встречи министров обороны островных государств, расположенных в южной части Тихого океана. Конференция прошла в Нукуалофе, столице государства Тонга. На конференции была поставлена задача обеспечения безопасности в регионе, с Австралией в роли неформального лидера.
С учётом огромного значения линий морских и воздушных коммуникаций, которые проходят через Малайский архипелаг, и его экономического и военно-стратегического значения для Австралии, Канберра большое внимание уделяет развитию отношений с ведущей державой региона Индонезией. Роль Индонезии во внешней политике Австралии противоречива. С одной стороны, Индонезия долгое время рассматривалась в Канберре как главный потенциальный противник. С другой стороны, Индонезия один из ключевых стратегических партнеров АС, что признано на официальном уровне. В 2012 г. между двумя державами было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Канберра и Джакарта активно сотрудничают в сферах борьбы с международным терроризмом, пиратством, обмениваются разведданными и т. д. К тому негласно учитывается тот факт, что рост военного могущества Китая является угрозой и для Индонезии и для Австралийского Союза.
С учётом китайского фактора, Австралия стремится к осторожному сближению на двусторонней и многосторонней основе и с другими странами АТР: Японией, Южной Кореей, Вьетнамом и Индией. В 2012 году Канберра подписала с Ханоем соглашение о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере обороны. В этом же году Япония, США и Австралия провели совместные военно-морские учения у Японских островов. Развивают австралийцы военные связи и с Филиппинами, которые также являются союзниками США.
Откровенными союзниками Австралии являются члены оборонной «пятерки», связанные многочисленными много- и двусторонними соглашениями в оборонной сфере. Это Великобритания, Новая Зеландия, Малайзия и Сингапур. Особо в числе партнеров выделяется Испания, с которой Австралию связывают программы модернизации ВМС.
Продолжение следует…
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 197
Рейтинг поста: