ГДЕ ВЫХОД? К ВОПРОСУ О РУССКОМ «НАЦИОНАЛИЗМЕ»
Естественно, что у человека, прочитавшего всё изложенное выше, возникает закономерный вопрос: что же делать дальше? В качестве ответа вновь процитирую книгу Валентины Чесноковой «О русском национальном характере» и фрагменты её лекции «Юзеф Халасинский. Формирование национального самосознания».
«В 1980-х годах - в начале и в ходе нашей перестройки - к нам приезжали различные учёные, в том числе и учёные-гуманитарии, чтобы помочь нам побыстрее включиться в общий процесс развития науки и культуры. Они, по-видимому, предполагали, что мы весьма отстали (вследствие "железного занавеса"). О тех "подводных течениях", которые постоянно присутствовали в нашей науке, они, наверное, очень мало слышали, поэтому они щедро делились с нами своими концепциями.
При этом было заметно, что они особенно боятся нашего национализма, то есть - обращения к своей нации и к своей культуре. Они стремились побыстрее ввести нас в европейскую культуру, доказывая, что процесс формирования наций - это исторический эпизод в жизни Европы, что он давно остался в прошлом. И вот, поглядите на нас - мы уже давно живём все едиными идеями единой культуры! На одном из таких собраний я присутствовала - оно как раз было посвящено национальным культурам, - и там всё это слышала.
Я выступила и сказала, что каждая культура обладает своими ценностями, а ценности - это именно то, что мотивирует людей. Мне что-то отвечали снисходительно об общечеловеческих ценностях, на которые, дескать, и нужно ориентироваться. На этом совещании я больше не выступала: я поняла, что они всё жаждут доказать нам, что национальную культуру давно пора сдать в музей. Человек должен как бы освободиться от неё, так как она затрудняет движение вперёд. Это такой современный штамп мышления [...].
Но ведь общечеловеческие ценности - это понятие отвлечённое, они получены именно процедурой отвлечения из различных культур и предопределяют собой набор, а вовсе не иерархию. В реальных культурах, от которых эти ценности абстрагированы, они занимают разное положение на шкале ценностей. В одной - одно, а в другой - другое, поскольку ценностные иерархии у всех культур разные [...].
Я даже уверена, что этот набор общечеловеческих ценностей люди разных культур подставляют в разные иерархии, то есть по-разному располагают их на шкале значимости. А каковы наши русские шкалы ценностей - ведь мы этого по-настоящему ещё не знаем. Но мы почему-то должны всё это забыть, отбросить и кинуться догонять и обгонять общеевропейский паровоз.
В этой связи мне хочется привести здесь некоторые места из статьи Юзефа Халасинского "Диалог Африки и Европы и проблемы африканских наций". Когда в 1950-х годах Леопольд Седар Сенгор, уроженец Сенегала, католик по вероисповеданию, философ и поэт, получивший блестящее образование во Франции и принятый в самых элитарных, интеллектуальных французских кругах, вдруг ощутил себя африканцем, развернул движение за пробуждение самосознания, и именно национального самосознания, народов чёрной Африки, он многое взял из Ренана и из истории формирования самой французской нации.
Леопольд Сенгор пишет: "Нация - это не родина. Она не включает в себя естественные условия, она не есть проявление среды, она есть воля к созданию, а чаще - к преобразованию". И немного далее: "То, что формирует нацию - это объединённая воля к совместной жизни".
"Включаясь в ход мысли Ренана, можно определить нацию как коллективное призвание, зависящее от общей шкалы ценностей, от общих институтов и, наконец, от общих целей... Как призвание... нация сама есть стимул" [...].
Мы - эпилептоиды - слишком тяжёлый на подъём народ. Мы очень долго "настраиваемся" и "включаемся", мы стремимся, если возможно, обойтись готовыми формами, потерпеть и лучше ничего нового не вносить. Так получилось, что мы слишком долго работали исключительно на сохранение. Сейчас всё очевиднее становится, что одного сохранения недостаточно.
Нужно отрефлексировать свою культуру и понять противоречия, которые возникают при внесении в неё тех или иных инородных элементов, нужно сформулировать реальные проблемы, выделить в культуре главное, построить элементы в систему, суметь искусно внести в неё необходимые инородные куски, чтобы сохранить равновесие системы. Нужна большая работа сознания. И начинаться она должна с того, что уже наработано в первичных группах. Именно там в свёрнутом виде заключены все будущие институты общества.
Чем теснее и длительнее связь, тем больший объём жизненного опыта воспринимается и оценивается, обсуждается совместно, тем больше "нарабатывается" общих критериев и точек зрения, возникает и накапливается общий "багаж" многократно обсуждённых и соотнесённых друг с другом формулировок, относящихся к важным для людей ценностям и моральным положениям [...].
Этот "багаж", воспринимаемый и оцениваемый одинаково всей группой, представляет собой сферу согласия или - консенсус. Эта сфера весьма широка в группах, основанных на диффузном общении. А, следовательно, именно эти группы, которые также называются в социологии первичными, оказываются наиболее ответственными не только за формирование и передачу определённых черт личности, характерных для данной культуры, но и за состояние самой культуры.
Именно они передают из поколения в поколение основу культуры данного народа - его архетипы и личностные качества [...].
Для того, чтобы государство держалось и законы исполнялись, необходимо, чтобы огромное большинство людей хоть в какой-то степени этого хотело. А человек - хотящий или не хотящий чего бы то ни было - формируется в первичной группе. И там же, в первичной группе, формируются те культурные эталоны, которые впоследствии войдут в общий культурный фонд и станут основанием законов и институтов будущего общества. Каким будет общество, определяет в значительной степени мировоззрение, формируемое в первичных группах [...].
Гораздо сложнее вопрос о том, как всё это объединить, согласовать, соотнести [...]. Слишком много элементов, деталей, филигранно отработанных, хорошо "прилаженных" друг к другу, слишком сложны, а потому - весьма индивидуальны системы представлений, входящих в консенсус. И каждая мелочь необычайно дорога, почти священна, потому что связана с памятью о прошлых днях, о людях, которых с нами уже нет, и отказ от неё - как бы измена прошлому.
Свою роль играет здесь и наш этнический ритуализм: привыкли мы так думать и поступать, как нам удобно, любое внесение нового связано с перестройками, с ломкой чего-то - необычайно неприятное состояние для эпилептоида.
Но попробуем всё-таки подумать об изменении. Откуда оно может придти? Где тот архимедов рычаг, который при наличии токи опоры может перевернуть землю? И где эта точка опоры? "Архимедов рычаг" - это, конечно, наши идеи о том, как бы всё это можно было привести в порядок и наладить, а точка опоры - это... человек! И другой точки нет.
Когда всё начинает шататься и расползаться, когда хаос начинает наступать на социальный космос, тогда единственной силой, способной преодолеть этот процесс и вернуть космосу его стабильность, является личность со всеми социальными институтами, которые содержатся внутри неё в "снятом" виде (на уровне убеждений и архетипов), и идеями о том, как эти институты действуют и как бы всё было хорошо, если бы они действовали. То есть - с тем новым динамическим моментом, который она (личность) может внести в данный космос.
Двадцатый век очень эффективно обучил нас тому, что от качества этих идей чрезвычайно многое зависит, что недостаточно просто иметь какие-то новые идеи, хотя бы и самые привлекательные с виду.
Но XX век обучил нас также и ещё кое-чему, а именно: очень важно и качество того "старого", что в личности содержится в "снятом" виде, то есть - глубина и сила связи личности с культурой, которую она берётся упорядочивать и реформировать. Другими словами, оба момента: глубина постижения "старой" культуры и качество новых идей (проектов) одинаково сильно влияют на успешность и безболезненность "передвижки" [...].
В заключение - ещё раз о том, стоит ли нам заниматься своей национальной проблемой. Очень многие учёные, философы, политики и проч. советуют нам бросить эти попытки, так как эпоха наций, по их представлениям, завершилась, и дальнейший путь человечества - это постепенное слияние в единой целое без рубежей и какого бы то ни было обособления культур друг от друга: такое единообразное счастливое человечество. Однако так думают не все.
Приведём здесь мнение философа Ричарда Пайпса: "Немедленная задача России состоит в строительстве нации-государства", и потому "национализм, который Запад оставил далеко позади, трактуя его как доктрину реакционную, тем не менее прогрессивен на той исторической ступени, на которой находится сегодня Россия".
Казалось бы, констатация нашей отсталости: все уже прошли эту стадию, а нам - только предстоит. Но в каждую новую эпоху нацию формируется по-новому, и можно ожидать, что та "нация-государство", которую нам предстоит создать, будет совсем не похожа на те нации, которые были созданы в XIX веке европейскими странами.
Кроме того, можно предположить, что и во многих других европейских нациях, не говоря уже об африканских и азиатских, процесс образования наций ещё не завершён, и искусственное прекращение его вряд ли было бы полезно для развития национальных культур».
В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Пожалуй, не будет особым преувеличением мысль о том, что среди рядовых граждан отношение к социологии достаточно двойственное. В том плане, что, дескать, это - большая и сложная наука, термины, выводы и теории которой понять несведущему человеку весьма сложно.
Наверное, отчасти так оно и есть. Чтение книги Валентины Чесноковой заставляет человека «включать мозги». Свою работу «О русском национальном характере», как уже было сказано, Валентина Чеснокова писала в те годы, когда надежд на её официальную публикацию у неё не было. А потом, когда времена изменились, Валентина Фёдоровна посчитала, что нет никакого резона вносить в свою книгу какие-то изменения принципиального характера.
Свою же задачу при написании этой статьи я видел в популяризации идей, изложенных в работах Валентины Чесноковой. Тема особенностей русского национального характера, «загадки русской души», волнует, как это можно заметить хотя бы по поисковым запросам в Рунете, немалое число людей. И - не только в России. Работы Валентины Чесноковой - пионерские, новаторские в своей сфере, - как раз и являются попыткой ответа на старые, но ничуть не потерявшие своей актуальности вопросы: кто такие русские? почему они так не похожи на другие народы? в чём заключаются особенности русского национального характера?
В своих работах на эту же тему и, прежде всего, в книге «О русском национальном характере», Валентина Чеснокова, отвечая на эти вопросы, по-своему структурирует текст. Валентина Фёдоровна не выделяет отдельно наиболее отличительные, характерные черты русского национального характера, а в большей степени отталкивается от сравнительного анализа американских и отечественных данных тестов Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI).
Выводы о тех или иных, наиболее постоянных и часто встречающихся чертах русского национального характера, таким образом, рассыпаны по её книге, как янтарь в морском песке. Я попытался вычленить эти определения и несколько иначе, чем Валентина Чеснокова, структурировать написанные ранее Валентиной Фёдоровной тексты.
Конечно же, в эту статью вошла лишь малая часть выводов, наблюдений и соображений Валентины Чесноковой. Вот почему всем заинтересованным я очень советую прочитать её книги и, прежде всего, конечно же, работу «О русском национальном характере». Благо, что в русскоязычной части Интернета эту книгу можно найти без особого труда.
Валентина Чеснокова
«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Эта фраза «железного канцлера» Германии Отто фон Бисмарка, приведённая в начале статьи, теперь, согласитесь, воспринимается несколько иначе. Та же немецкая культура, очевидно, во многом отличается от русской, что и естественно: ведь формировались эти две культуры в слишком разных условиях. А это означает: нельзя с немецкой «линейкой» подходить к измерению русского «аршина». И этот факт, опять-таки, в который уже раз, чётко зафиксировал наш фольклор: «Что русскому хорошо, для немца - смерть».
Очевидно и то, что порядком набившая оскомину так называемая «загадочная русская душа» при внимательном и детальном рассмотрении не выглядит такой уж загадочной и непостижимой. Просто к делу требуется подойти системно, с помощью грамотного научного подхода. А современная наука, как мы видим, располагает для этого всем необходимым первичным инструментарием.
Заслуга Валентины Фёдоровны Чесноковой в том и заключается, что она была едва ли не первым отечественным исследователем, который не побоялся сделать первые шаги в сложном, но крайне увлекательном и нужном процессе познания тайн «загадочной русской души»...
Игорь ОСОВИН
При подготовке статьи использовались материалы и фотоиллюстрации следующих интернет-ресурсов:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%BE%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E_%D0%BD%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7,_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0;
- http://www.grani.ru/people/871/;
- http://www.hades.ru/hades3_index.html;
- http://forum.pravda.ru/index.php?showtopic=3742
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87;
- http://www.dushenko.ru/quotation_date/121236/;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%86%D1%88%D0%B5,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87;
- http://old.russ.ru/antolog/inoe/kasjan_o.htm;
- http://www.isprras.ru/pics/File/Chesnokova%281%29.pdf;
- http://inforotor.ru/visit/4891902?url=http://www.polit.ru/science/2010/06/28/vfch.html;
- http://serj-sven.livejournal.com/249804.html;
- http://psylab.info/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA;
- http://sobchik.newmail.ru/Apilns/obauthore.html;
- http://www.koob.ru/sobchik/;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BD,_%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2;
- http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php?aid=107&binn_rubrik_pl_articles=196;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B8,_%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9;
- http://www.dziennik.com/www/dziennik/kult/archiwum/01-06-06/pp-06-09-02.html;
- http://insurblog.info/?p=240;
- http://fanatpolitiki.ru/;
- http://4-e.livejournal.com/tag/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD;
- http://nnm.ru/search?q=%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%BE&in=tags;
- http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/434/;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81,_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82;
- http://conflictology.nm.ru/history_of_sociology_ii.html;
- http://www.golubinski.ru/academia/veidle/index.html;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,
а также книг:
- Мединский В. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - (Мифы о России);
- Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том 2. - М.: Мысль, 1990;
- Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003;
- Лебон Г. Психология народов и масс. - Челябинск: Социум, 2010. - (Серия «Библиотека ГВЛ»);
- Хейли А. Колёса. - М.: Машиностроение, 1990.
Источник: conspirology.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 8
комментариев 728
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 960
Рейтинг поста: