Если в России месяцем политических аномалий является август, то в Казахстане — это декабрь. 16 декабря 1986 года в тогдашней столице Казахской ССР Алма-Ате на центральной площади Брежнева произошли массовые волнения. Местная молодежь неожиданно устроила митинг протеста против замены многолетнего первого секретаря местного ЦК Динмухамеда Кунаева на чужого для республики человека — Геннадия Колбина. Союзный центр ответил бронированным кулаком. Считается, что в результате того кризиса 174 человека погибли. Многие тысячи были арестованы.
16 декабря 2011 года — ровно четверть века спустя — в Казахстане вновь начала литься кровь. Бунт в городе Жанаозене очень легко трактовать в рамках традиционного противостояния труда и капитала: с одной стороны голодные рабочие, с другой — жадные капиталисты.
Но в восточных обществах все редко бывает так просто и однозначно. Скрытые политические пружины и механизмы казахстанского кризиса 1986 года до сих пор остаются загадкой. И я вполне допускаю: об истинных причинах бунта в Жанаозене мы можем безуспешно гадать еще 25 лет.
Мою первую и пока единственную поездку в город Актау — центр региона, где случился бунт, — я запомнил надолго. Представьте себе: роскошный отель на берегу Каспийского моря. Дорогая мебель в стиле ампир. Бассейн, наполненный водой с голубым отливом. И чудовищно грязно-ржавая вода, бегущая из крана в моем номере.
Добро пожаловать на полуостров Мангышлак — регион контрастов, землю, щедро одаренную природными ископаемыми и еще более щедро — страшными климатическими условиями. Вокруг, куда ни глянь, везде сплошная пустыня. Летом — страшная жара. Зимой — морозы.
Ставший ареной бунта город Жанаозен (или по-русски — Новый Узень) — это тот же Актау минус весь гламур областного центра. Построенный в советское время, промышленный центр был рассчитан примерно на 60 тысяч жителей. Вполне может быть, что сейчас количество живущих здесь людей в два раза больше. Последние два десятилетия в Жанаозен активно возвращались когда-то покинувшие эти места казахи из соседних стран (в республике их называют оралманами). Естественно, социальная инфраструктура трещит по швам.
Так, может быть, именно в этом причина кровопролития? Не похоже. В Казахстане полно городов с не менее тяжелыми природными и социальными условиями. Но там никто не сжигает здания местной администрации. Тем более что Жанаозен — это все же не дыра, где нет работы. Здесь расположены нефтяные месторождения, где платят по местным меркам очень даже неплохо.
Например, уборщица в столице республики Астане — городе, по богатству и стилю жизни сравнимому с Москвой, — получает в среднем 400 долларов в месяц. А уборщица на нефтяном предприятии в Жанаозене может относить домой 600 долларов. Квалифицированный рабочий-нефтяник и вовсе может получать до трех тысяч зеленых.
Да, цены на все необходимые товары в Жанаозене сильно выше, чем в среднем по республике. Но назвать местных бастующих рабочих жертвами уж совсем жестокой эксплуатации в стиле Карла Маркса язык как-то не поворачивается. По рассказам знатоков, участники забастовки набрали кредитов, напокупали дорогих вещей. Казалось бы, им теперь выгодно работать, работать и еще раз работать. Вместо этого они бастуют и не идут на уступки.
Почему? Смысл объяснений представителей заводской администрации и власти сводится примерно к следующему: забастовщики — осатаневшие от жадности люди, которые сами не знают, чего они хотят. Вас такое объяснение устраивает? Нет? Вот и меня тоже нет. Отсюда вывод: в поисках истинных причин происходящего надо копать глубже.
Осведомленный чиновник в Астане выдал мне такую версию: раньше государственным нефтяным предприятием в Жанаозене рулили связанные с криминалом местные неформальные боссы. А с недавних пор предприятие перешло под прямой контроль головного офиса национальной компании в Астане. С помощью организации беспорядков местные клановые лидеры намекают столице: надо делиться! Отдайте нам обратно контроль над финансовыми потоками!
Звучит логично. Но бунты такого размаха выходят за рамки простого намека столичным нефтяным топ-менеджерам. Такие намеки в Казахстане обычно делаются другими, гораздо менее шумными способами. Бунт такого масштаба — уже прямой символический вызов лично президенту Нурсултану Назарбаеву и всей созданной им системе власти.
Почему я употребил слово «символический»? Думаю, настала пора познакомить вас с неформальным устройством казахского общества в целом и местом Жанаозена в этом устройстве в частности. Все казахи делятся на три крупных племенных объединения — жузы: старший, средний и младший. Жузы в свою очередь делятся на рода. Например, Нурсултан Назарбаев — это старший жуз, род Шапрашты.
Жанаозен — это традиционная территория младшего жуза, рода Адай. В Казахстане адайцы известны своей воинственностью и агрессивным поведением. Последний раз адайцы демонстрировали этот свой горячий нрав в июне 1989 года. В городе Новый Узень вспыхнули массовые волнения: местное казахское население вступило в кровавую схватку с приезжими с Северного Кавказа. Чтобы спасти последних от уничтожения, советскому спецназу пришлось, по некоторым данным, вывести из города 25 тысяч человек.
А теперь — внимание: именно в период тех беспорядков в Новом Узене Нурсултан Назарбаев был впервые избран лидером Казахстана. Выглядит это все как зловещее предупреждение: на фоне пылающего Нового Узеня ты пришел. На фоне пылающего Жанаозена ты должен уйти.
Нет, я вовсе не настаиваю на версии гигантского разветвленного заговора. Вполне возможно, что все дело только в горячем нраве рода Адай. Но одна из главных функций президента в Казахстане — быть арбитром межклановых споров и конфликтов. И до сих пор Назарбаеву удавалось тушить все конфликты без кровопролития. Именно на этом умении зиждется авторитет Нурсултана Абишевича как верховного лидера и гаранта стабильности.
Конечно, осечки бывают у всех. Но бунт в Жанаозене нельзя воспринимать в отрыве от других событий. А они таковы. В республике неожиданно подняло голову исламское террористическое подполье, о существовании которого раньше можно было лишь догадываться. В республике периодически гремят взрывы и случается стрельба.
Активизировалась и оппозиция из числа политиков, изгнанных из рядов казахстанской элиты за уж совсем «не спортивное поведение». Бывший высокопоставленный офицер спецслужб и бывший зять Назарбаева Рахат Алиев впал в немилость после того, как вскрылась его привычка лично пытать в подвалах бизнесменов. Сегодня он стал большим демократом и из прекрасного западного далека распространяет слухи о якобы смертельной болезни Назарбаева.
С «обращениями к казахстанскому народу» с Запада периодически обращается и беглый казахстанский олигарх и бывший министр Мухтар Аблязов. В свое время он был осужден в Казахстане за коррупцию. Но сейчас он в ранге потенциального спасителя отечества требует создания в республике некоего «временного правительства».
И еще один «штришок к портрету»: в январе в Казахстане должны состояться парламентские выборы. Партия президента «Нур-Отан» несомненно вновь одержит на них оглушительную победу. Но вот будет ли это концом истории?
Власть Нурсултана Назарбаева в Казахстане еще очень и очень крепка. Но указаний на возможность возникновения в будущем очень серьезных проблем хоть отбавляй. Возможно, политической элите в Астане стоит меньше думать о том, как порадовать Назарбаева очередным титулом или званием. И больше — о том, как обеспечить стабильность в своей стране.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: manch77 (9 января 2012 14:33) Статус: |
Кунаев по национальности был татарином, а не казахом.
Когда Кунаев родился национальности казах как таковой не было. Отдельные племена назвали общим названием, для удобства. На севере Казахстана (Павлодар) вообще были казаки, там даже населенные пункты на расстоянии 24 км, - один перегон для лошади - пограничная зона. С Кунаевым и его родословной много мифотворчества, но жусы он держал в своей власти крепко и уважением пользовался.
--------------------
Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк
» #3 написал: espanola (9 января 2012 12:36) Статус: |
Нурсултан Назарбаев — это старший жуз, род Шапрашты.
Интересная информация, я слышала, что Назарбаев - это средний жус, Астана - это территория среднего жуса, поэтому он туда столицу перевел, для стабильности своей власти. Алма-аты - территория старшего жуса. Представители жусов даже внешне отличаются. Представитель старшего жуса был Кунаев - высокие под 2 метра ростом русоволосые и светлоглазые склонность к наукам. Средние темноволосые с миндалевидными глазами, и младший жус - степняки, низкорослые с круглым лицом, предпочтение - пастушество и разбой - это именно их чуть не вырезали поголовно уйгуры. Конечно это неправильно, но люди как и собаки имеют разные породы. Так вот и казахи имеют три основные породы и заточены они для разных задач. Это относится не только к казахам, так же индусы объясняют свои касты(они тоже внешне отличаются), поэтому у индусов и был запрет на смешанные браки, что будет если гончую скрестить с таксой. Мы тоже отличаемся, по цвету глаз - но это уже другая история.
Это мое мнение основано на личных наблюдениях и влюбленности в историю и антропологию.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
С Кунаевым и его родословной много мифотворчества, но жусы он держал в своей власти крепко и уважением пользовался.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 335
Рейтинг поста:
Кунаев по национальности был татарином, а не казахом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Конечно это неправильно, но люди как и собаки имеют разные породы. Так вот и казахи имеют три основные породы и заточены они для разных задач. Это относится не только к казахам, так же индусы объясняют свои касты(они тоже внешне отличаются), поэтому у индусов и был запрет на смешанные браки, что будет если гончую скрестить с таксой.
Мы тоже отличаемся, по цвету глаз - но это уже другая история.
Это мое мнение основано на личных наблюдениях и влюбленности в историю и антропологию.
Даю интересную ссылку о жусах на казахский сайт http://www.brif.kz/blog/?p=1122
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 97
Рейтинг поста:
Остаётся добавить, что младший жуз, это те самые, исторически известные печенеги.