В последние месяцы нищая страна Сомали удостоилась такого внимания всего мира, какого не имела в сумме за многие годы. Причина общеизвестна - сомалийские пираты нападают на суда различных государств ради выкупа за судно и экипаж. По данным ООН, в еще не завершившемся 2008 году сомалийские пираты захватили более 60 судов и более 600 человек-членов экипажей. А всего было атаковано 97 судов.
Нельзя сказать, что мир бездействует - 10 ноября Евросоюз принял решение о проведении совместной антипиратской операции силами ВМС Великобритании, Франции, Германии и Испании, свои корабли к берегам Сомали направили Индия и Малайзия, в Аденский залив уже прибыл с Балтики СКР "Неустрашимый", который к 17 ноября уже отбил две атаки пиратов на гражданские суда, не менее успешно действовал и индийский фрегат "Табар".
С другой стороны, почему именно российский сторожевик должен защищать гонконгские танкеры от сомалийских пиратов? Более того, почему из всех возможных способов борьбы с пиратами был выбран именно этот - уничтожение пиратов при попытке захвата мирного судна, который больше похож на лечение зубной боли аспирином: эффект в первое время есть, но конечный результат плачевен. Так и с пиратами: пока в Сомали не начнется нормальная (хотя бы по африканским меркам) жизнь, ради пропитания семей сотни и тысячи здоровых мужчин призывного возраста будут пополнять ряды пиратов взамен десятков убитых силами "антипиратской коалиции".
Поэтому если уж браться за военное решение проблемы, то более действенными в данной ситуации будут два варианта. Первый - победа над пиратами силами флота, но не в морских стычках, а путем десантной операции и полного уничтожения пиратов (личного состава, судов и баз). Второй - окончательное решение сомалийского вопроса при помощи Вооруженных Сил Эфиопии. Благо, и древняя, и новейшая история дадут великое множество поводов для подобного вмешательства, а "цивилизованные" государства могут вспомнить пример Франции, которая в 1830 году в одностороннем порядке начала подобным образом устранять проблему алжирских пиратов, против которых вся Европа была бессильна на протяжении 400 лет.
К сожалению, первый вариант вряд ли будет осуществлен, поскольку "цивилизованные государства" вследствие подгонки своей внутренней и внешней политики под полумифические "права человека" на протяжении последних десятилетий просто разучились воевать по-настоящему. Например, датские военные моряки, захватившие в море группу сомалийских пиратов, просто разоружили и отпустили их, а британский МИД не рекомендует своим морякам брать пиратов в плен, поскольку те, мол, оказавшись на британской территории (то есть на борту корабля королевского флота), могут попросить политического убежища.
С удивлением приходится констатировать, что законопослушные европейцы усиленно стараются забыть до сих пор не отмененный международный закон 1832 года, согласно которому захваченные пираты подлежат казни во внесудебном порядке - просто и ясно, и никаких политических убежищ и обществ "Мемориал". Тем не менее старые законы применять не хотят, а новые правила против пиратов бессильны. Что же делать честным грузоперевозчикам? Выход есть.
ЧАСТНАЯ МОРСКАЯ ПЕХОТА
Проводимая со времен Рейгана в масштабах всей планеты неолиберальная экономическая политика (то есть в идеале - минимальное вмешательство государства в экономику и социальную сферу) уже должна была приучить всех к мысли, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Поэтому если в Африке и Ираке для охраны крупного бизнеса широко применяются частные военные компании (широко известны Executive Outcomes и Blackwater, но есть множество более мелких), то что мешает судовладельцам нанимать таких бойцов для охраны своих судов в Аденском заливе? Это, конечно, несколько удорожит стоимость перевозок (эксплуатационные расходы торгового судна небольшого тоннажа составляют 5-6 тысяч долларов в день, супертанкера - намного больше, а стоимость найма бойца частной военной компании составляет до 1,5-2 тысяч долларов в день), но это намного меньше миллионных выкупов за каждое судно. Тем более что для защиты танкера или сухогруза от пиратов не потребуются крылатые ракеты: достаточно десятка человек с автоматическим оружием (максимум - с 20-мм автоматическими пушками), четко знающих свои права и обязанности. Кроме того, они должны быть уверены, что после выполнения своих служебных обязанностей работодатель не будет трижды менять состав присяжных и пересматривать дело, пока суд не вынесет приговор на радость родственникам погибших пиратов.
Если сделать небольшой экскурс в историю, то мы увидим, что в XVII-XVIII веках морская пехота создавалась не для хорошо знакомых читателю десантных операций ХХ века (как Новороссийск и Гуадалканал), а именно для абордажей, поэтому размещение частных морских пехотинцев на коммерческих судах всего лишь вернет нас к истокам данного рода войск. Серия неудачных нападений пиратов на охраняемые суда заставит их долгое время провести на "голодном пайке", что приведет к оттоку пиратского личного состава. Кроме того, опыт Ирака показывает, что частным военным компаниям охотно поручают дела, которые по тем или иным причинам нежелательно выполнять регулярной армии, поэтому они могут провести и описанную выше зачистку сомалийского побережья от пиратских баз и самих пиратов.
КОМУ ВЫГОДНО?
Но проблему пиратства у берегов Сомали было бы решить намного проще, если бы не поддержка пиратов из-за рубежа. Это уже не пираты недавнего прошлого, вооруженные ножами головорезы на парусных лодках-дау: у современных сомалийских пиратов имеются скоростные катера, базирующиеся на судах-носителях, пулеметы, спутниковые телефоны и навигационные устройства, а главное - разветвленная сеть информаторов и посредников в портах и финансовых центрах всего мира. Они обеспечивают пиратов данными о движении судов, ведут переговоры о выкупе с пострадавшими компаниями. Таким образом, от захвата торговых судов выгоду получают не только неграмотные боевики, но и вполне респектабельные юристы и финансисты, через которых переводятся выкупы. При желании можно было бы отследить список и действия заинтересованных лиц, но этим почему-то никто не занимается, и термин "пиратская мафия" также еще не введен в оборот.
В этом ничего удивительного: грабеж судов у Африканского Рога - столь же высокодоходное предприятие нашего времени, как и наркоторговля или торговля людьми, поэтому с ним связаны многие бизнесмены. Точного наблюдения классика марксизма еще никто не отменял - "нет такого преступления, на которое капиталист не пошел бы ради 300 процентов прибыли". Однако есть одно обстоятельство, заставляющее взглянуть на это явление с иной точки зрения.
Во-первых, эти пираты действуют не с сентября 2008 года, а уже много лет, но повышенное внимание к ним СМИ стали проявлять именно сейчас, после начала мирового экономического кризиса. Почему-то именно сейчас, как нас пытаются уверить, пираты неожиданно увеличили свою численность и массово получили современное оборудование, причем настолько, что стали нападать не только на танкеры, но и на мешающие им военные корабли, как это было с индийским "Табаром".
Во-вторых, сомалийские пираты действуют на одном из самых оживленных торговых путей - из Индийского океана в Средиземное море, по которому в Европу идет нефть Персидского залива и промышленные товары из Азии. Активные действия пиратов в этом районе резко повысят стоимость нефти и промтоваров в Европе, что не пойдет на пользу ни Европе, ни азиатским производителям.
Кто же столь настойчиво пытается обложить данью торговлю Европы с Азией и тем самым еще сильнее завязать китайский экспорт на США? Видимо, руководство США, те, кто в 80-х гг. тщательно растил талибов и других боевиков-исламистов для действий против СССР, в 90-е гг. из небытия создал мифическую "Аль-Каиду", чье виртуальное существование позволяет атаковать практически любую страну под предлогом борьбы с терроризмом, а теперь столь же усиленно вкладывает средства в сомалийских пиратов, видя в них один из инструментов облегчения экономического кризиса.
2500 лет назад китайский полководец Сунь Цзы учил: "Самая лучшая война - разбить замыслы противника", поэтому торговля Европы и Азии должна и впредь продолжаться без всяких препятствий. Если Европа, Россия, Китай и Индия заинтересованы в своем дальнейшем существовании в виде подлинно независимых и сильных государств, то им следует, не считаясь с затратами и реакцией "правозащитников", сначала уничтожить сомалийских пиратов (военными средствами), покарать их сообщников от Лондона до Дубая, а затем выиграть экономическое противостояние с заокеанскими спонсорами тех и других.
Это трудно? Да, трудно. Но 200 лет назад вся Европа считала, что одолеть Наполеона - непосильная задача, но Россия доказала обратное. 70 лет назад руководство Франции склонилось перед Гитлером, но через несколько лет СССР победил Гитлера, опиравшегося на экономическую мощь всего нынешнего Евросоюза. Сейчас, когда многие заворожены военной мощью США, у России, Индии и Китая есть большие шансы выиграть и в новой войне, совершенно непохожей на прежние.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+