Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: Еврокомиссия придумала новый способ решения экономических проблем ЕС

ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: Еврокомиссия придумала новый способ решения экономических проблем ЕС


4-10-2011, 15:13 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (2 782)

ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: ЕВРОКОМИССИЯ ПРИДУМАЛА НОВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЕС

Среди множества пословиц и поговорок, которыми столь богаты народы Европы, в последнее время особенно часто вспоминается одна английская. О том, что когда правила игры не позволяют выигрывать, джентльмены пытаются всеми доступными способами эти правила изменить. Наблюдая за развитием событий в сфере энергетических межгосударственных отношений, можно сделать именно такой вывод.

 


 

Среди множества пословиц и поговорок, которыми столь богаты народы Европы, в последнее время особенно часто вспоминается одна английская. О том, что когда правила игры не позволяют выигрывать, джентльмены пытаются всеми доступными способами эти правила изменить. Наблюдая за развитием событий в сфере энергетических межгосударственных отношений, можно сделать именно такой вывод.

Несмотря на то, что компания «Газпром» имеет респектабельную репутацию, не была обвинена в срыве или вольной трактовке договорных обязательств — хотя руководство государства Украина очень старалось это реноме подпортить — компанию «Газпром» в Европе недолюбливают. Она поставляет порядка 25% всего необходимого Европе газа, что не может считаться монополизмом в чистом виде, но выглядит неприятно для европейцев, не привыкших к даже символической «зависимости» от России. До недавнего времени попытки снизить долю «Газпрома» на энергетическом рынке ниже искомой цифры предпринимались, но в массе своей достаточно осторожно, и были направлены в некий гипотетический момент истории, а не в конкретное завтра. Впрочем, с 2008 года ситуация начала меняться радикальным образом.

Первая ощутимая волна кризиса привела к резкому «похудению» бюджетов европейских стран. Как обычно бывает в таких случаях, еврочиновники задумались над тем, за счёт чего сокращать издержки. И, конечно же, наилучшим выходом было сочтено не сокращение бюджета путем внутренней оптимизации, а требование снизить цены на то, что покупать приходится у другого государства, с регулярной неизбежностью. Например — российский газ. Каждый покупатель желает платить меньше, тем более в те моменты, когда бюджет испытывает небывалое напряжение. Гипотетический «рычаг», способный влиять на цену газа, основного энергоносителя, избавляет от необходимости проводить внутри Евросоюза и отдельных его членов кропотливую работу по перераспределению финансовых потоков, внедрять энергосберегающие технологии, оптимизировать производство. Все эти инновации стоят денег, проще надавить на продавца. Тем более, что мотивация у наших европейских партнёров, надо признать, в определённом смысле имеется.

Согласно большинству заключённых в области энергопоставок договоров, цена на газ представляет собой сумму, связанную со стоимостью нефти. Согласно устоявшимся традициям, цена на газ колеблется не одновременно с нефтью, а через некий временной период. И, коль скоро североафриканские конфликты вызвали неизбежное удорожание нефти, то в обозримой перспективе потребители газа рискуют столкнуться с аналогичным по масштабу удорожанием газовых килокалорий. Что Европе невыгодно крайне, причём не только с точки зрения чистой экономики. Хотя, безусловно, финансовая составляющая в желании добиться выгодных условий огромна. Несмотря на очевидные факты, глава Еврокомиссии Баррозу объявил о том, что Грецию будут спасать несмотря ни на что. Операция по спасению Эллады пробьёт очередную гигантскую дыру в финансах тех стран Европы, которые ещё способны жертвовать деньги во имя общего блага. Сложно отделаться от впечатления, что компанию «Газпром» назначили «крайним» исключительно оттого, что у европейцев попросту нет времени на «неконфликтные» способы обеспечения поставок дешёвых энергоносителей. Хотя палитра средств, которыми вполне свободно оперирует Европа для создания концепции «много ресурсов по низким ценам» весьма широка. Достаточно вспомнить Ливию, новые властители которой в первую очередь объявили о том, что сначала намерены предоставлять недорогие нефть и газ (порою, вместе с месторождениями) европейским компаниям, а восстановлением непосредственно Ливии займутся в свободное от этой деятельности время.

Конечно, Россия — не Ливия, и свой диалог с «Газпромом» Европа ведёт хоть и на повышенных тонах, однако оставаясь в неких рамках приличий. Хотя, безусловно, попытки заняться откровенным шантажом и «разбоем», по выражению премьер-министра Путина, ведутся. Собственно, никто и не скрывал, что добрая половина положений новой европейской стратегии энергетической безопасности направлена на противодействие «Газпрому» и никому иному. Для препятствия действиям «Газпрома» на европейском рынке ЕС разработал так называемый «третий энергопакет», суть которого сводится к тому, что добыча газа от поставок отделяется самым решительным образом, одна компания не может заниматься одновременно двумя родами деятельности. Механизм третьего энергопакета проходит проверку боем в Литве. Там реализация энергопакета привела к тому, что магистральный газопровод у российской компании просто экспроприировали. В качестве небольшой ремарки можно заметить, что главным акционером компании Lietuvos dujo после «Газпрома» является немецкий E.On Ruhrgas. И, таким образом, в конфликт вступают интересы Германии и всего ЕС.

Руководство Украины образца 2009 года имеет все основания собой гордиться, ведь оно придумали чудесный рецепт, который выглядит первым по-настоящему ценным вкладом в безопасность ЕС. По сути, «третий энергопакет» открывает широкие возможности по превращению любой страны, через которую проходят газопроводы в потенциальную «украину». Раз «Газпром» не имеет никакой возможности влиять на транзит своего газа, то при малейшем желании со стороны Еврокомиссии события зимы 2008-2009 могут повториться где угодно, в том случае, если ценовая политика «Газпрома» не будет «приемлемой». Как легко догадаться, границы этой приемлемости будут устанавливать в Брюсселе, а не в Москве.

Учитывая нехватку времени и нарастающий кризис, Европа не склонна к неким мягким воздействиям, как в былые годы. Юридические удары наносятся одновременно по всем государствам, связанным с поставкой или транспортировкой газа. 29 сентября в Еврокомиссии «выразили сомнения» в том, что ЕС к 2014 году удастся создать единый газовый и электрический рынки, потому что законодательства многих участников Евросоюза до сих пор не адаптировано к нормам Третьего энергопакета. Еврокомиссия озвучила намерение подать в суд на 18 государств Евросоюза из 27 за невыполнение ими условий Третьего энергопакета. Великобритании, Франции и Испании грозят разбирательства и по газовому и электрическому рынку, а к Германии, Италии и Польше вопросов пока не возникало. Точнее, не возникало на уровне государственном, а на корпоративном «этаже» вопросы возникли самые невежливые.

27 сентября, в офисах дочерних компаний «Газпрома» в Центральной и Восточной Европе прошли обыски. Особенный интерес вызвали две европейские дочерние компании — Gazprom Germania, которая владеет практически всеми активами концерна в Европе, и чешскую фирму Vemex, реализующую российский газ конечным потребителям в Чехии, а также структуры, сотрудничающие с «Газпромом». В течении дня информацию о проверках подтвердили и другие немецкие партнеры «Газпрома» E.ON и RWE. А также австрийская OMV, польская PGNiG и уже упоминавшаяся литовская Lietuvos dujos. В офисах E.ON Ruhrgas, RWE, OMV и PGNiG также была осуществлена выемка документов, многие из которых вполне попадают под определение коммерческой тайны. Представители Еврокомиссии в обысков получили доступ к условиям контрактов «Газпрома» с клиентами в Европе. Что до сих пор было информацией закрытой. Едва ли стоит сомневаться, что эта информация будет использована против «Газпрома».

Немало полезных для себя сведений Еврокомиссия получила и по проект South Stream, что даст ей возможности создать на этом направлении дополнительные трудности, и усилить лоббируемый в последнее время свыше всяких разумных пределов проект NABUCCO.

Как пояснил давший интервью прессе представитель RWE, причиной проверок стали «обвинения в том, что „Газпром“ при заключении сделок о поставках сырья действует, не соблюдая правила ведения добросовестной конкуренции». Еврокомиссия обвиняет компанию Gazprom Germania в злоупотреблении своим влиянием на рынок и в ценовом сговоре, который препятствует здоровой конкуренции.

Понятно, что Третий энергопакет, NABUCCO и обыски — это часть единой стратегии. Украина продемонстрировала хороший рецепт давления на «Газпром», благодаря обыскам и изъятию конфиденциальной документации солидную поддержку получит NABUCCO. Заодно наносится удар по самому «Газпрому» — какому акционеру добавят уверенности факты обысков в офисах компании? Сразу после налёта Еврокомиссии акции «Газпрома» заметно дрогнули.

Какова была реакция «Газпрома»? Единственно возможная. Концерн назвал обыски «неожиданными инспекциями» и заявил, что ОАО «Газпром», будучи пионером либерализации европейских рынков, всегда было и остается сторонником конкуренции на рынке газа. Как говорится в заявлении управления информации компании, «сам по себе факт проверки не означает какого-либо признания нарушения антимонопольного законодательства или обвинения в нем». В компании также заверили, что ОАО «Газпром» постоянно открыто для диалога с властями стран-членов ЕС и Европейской Комиссией, однако не было информировано о наличии каких-либо претензий и, следовательно, не могло предложить сотрудничество, способное урегулировать все возможные вопросы.

На первый взгляд, такая реакция выглядит изрядно «беззубой». Ведь цель активности очевидна — снизить стоимость русского газа, поставить «Газпром» в удобные ЕС рамки, создать рычаги, благодаря которым при нужде можно ещё раз по «Газпрому» ударить. Но воевать против ЕС в судах самого ЕС — дело не особенно перспективное. ЕС наглядно продемонстрировало — если очень нужно выиграть, то можно совершенно легально провести несколько совершенно новых «нужных» законов. Поэтому, судя по всему, в ход неизбежно должны пойти другие уровни коммуникаций, которые вряд ли будут отражены официально.

Андрей Полевой



Источник: win.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: violettaru (4 октября 2011 16:19)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Ну да.... Накануне зимы затевают разборки. Пилят сук....


       
     


  2. » #1 написал: VP (4 октября 2011 16:09)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Новая атака на «Газпром»


    Энергетическое сотрудничество с Россией является предметом острых дебатов в Евросоюзе между его сторонниками и противниками

    Нынешняя скоординированная атака на «Газпром» в Европе и Турции не свидетельствует о намерении отказаться от российского газа по той простой причине, что этому газу пока нет альтернативы. Это попытка решить собственные социально-экономические проблемы за счет снижения цен на энергоносители. Понятно, что «Газпром» может пойти на пересмотр зафиксированных в договорах цен только под влиянием очень неблагоприятных обстоятельств. Нужно очень потрудиться, чтобы создать такие обстоятельства на фоне обострившейся проблемы энергобезопасности Европы.

     

    Нынешняя атака не является чем-то уникальным. Более того, подобного рода приемы уже использовались против Газпрома. Одна из наиболее успешных таких атак была проведена Турцией десять лет назад. Ей предшествовало подписание между Москвой и Анкарой межправительственного соглашения (декабрь 1997 г.) и контракта между «Газпромом» и турецкой фирмой "Боташ" на поставку 365 млрд. кубометров газа в Турцию по газопроводу "Голубой поток" в течение 25 лет.

    После завершения строительства газопровода турецкие партнеры потребовали от «Газпрома» снизить цену на газ. При этом турецкие власти ссылались на то, что компания "Боташ" обнаружила "ошибку в формуле расчета стоимости газа" и на то, что зафиксированная в договоре цена «несправедливо высока», поскольку всем остальным европейским потребителям газ обходится значительно дешевле. Турки потребовали также отмены принципа "take or pay" ("бери или плати", то есть платить надо даже в том случае, если газ не отбирается), прописанного в контракте.

    Как нельзя кстати (как тут не провести параллели с нынешними обысками в офисах энергетических компаний в Европе) в Турции вспыхнул финансово-коррупционный скандал, связанный со злоупотреблениями в ТЭК.

     

    «Газпром», который истратил на постройку газопровода большие средства, был вынужден пойти на уступки: согласился инвестировать часть своих доходов, полученных от "Голубого потока", в развитие газовой инфраструктуры Турции и снизил стоимость газа.

    В канун запуска «Северного потока» все происходящее весьма напоминает события десятилетней давности. Ныне оппонентом Газпрома может выступить не только Турция, но и Евросоюз, для которого проблема энергетической безопасности приобрела весьма драматичный характер.

    В течение короткого периода в Европе произошли разительные перемены, связанные с расширением Евросоюза. Хотя дальнейшие перспективы этого интеграционного объединения остаются весьма туманными, очевидно, что происходящие здесь политические и социально-экономические процессы приобрели во многом качественно новый характер. Это в полной мере сказалось на энергетической политике ЕС, в которой ныне сложно переплетаются страновой и общеевропейский подходы.

    В условиях растущего дефицита энергоресурсов негативным фактором для ЕС становится ускоренное экономическое развитие таких крупных государств, как Китай и Индия. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 г. экономики Китая и Индии будут потреблять 45 процентов мировых энергоносителей. Рост потребления в этих странах в сочетании с общим ростом потребления энергоресурсов в масштабах всего мира (в том числе и в наименее развитых странах) обостряет конкуренцию на мировом рынке и создает новые вызовы энергобезопасности ЕС.

    Обостряющаяся борьба за энергоресурсы делает развитые и развивающиеся страны потенциальными антагонистами. Это повышает значение энергетического фактора в мировой политике, так как любое нарушение стабильности поставок нефти и газа грозит дезорганизацией жизни государств, которые их импортируют. Именно к ним принадлежат наиболее развитые и благополучные страны современного мира - США и государства Евросоюза.

     

    Негативным фактором для энергобезопасности ЕС стала длительная нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке.

     

    Оккупация Ирака привела к значительному сокращению добычи нефти, в настоящее время там добывается менее половины прежних объемов. При этом даже в случае вывода оккупационных войск из Ирака ситуация вряд ли улучшится: слишком велика вероятность внутриполитических конфликтов ввиду острых противоречий между курдами, суннитами и шиитами, в том числе и по поводу контроля над месторождениями нефти.

    Аналогичным образом развивается ситуация в Северной Африке: ценой за отстранение от власти полковника Каддафи стало прекращение поставок газа и сокращение поставок нефти с 1,6 млн. баррелей в сутки до символических 100 тысяч баррелей. При этом, как и в Ираке, рассчитывать на восстановление добычи на прежнем уровне можно лишь в весьма отдаленной перспективе.

    Еще одним негативным фактором для европейской энергобезопасности стала авария на японской атомной станции «Фукусима-1» весной этого года. Япония была вынуждена в экстренном порядке наращивать потребление сжиженного газа, что привело к значительному росту цен на СПГ на мировом рынке. Однако куда более далеко идущие последствия авария приобрела для атомной энергетики Европы, которая в последние годы вновь стала рассматриваться как важнейшая составляющая энергобезопасности ЕС. После аварии на «Фукусиме-1» государства ЕС заявили о намерении полностью отказаться от производства атомной энергии.

    Новые вызовы энергетической безопасности Евросоюза могут оказать значительное влияние на характер и перспективы его отношений с Российской Федерацией. ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится сегодня около половины ее внешнеторгового оборота. Страны Евросоюза продолжают рассматривать Россию, прежде всего, как источник получения энергоресурсов. И это вполне закономерно: основу нынешнего российского экспорта в Европу составляют энергоносители и продукты их первичной переработки.

    В 2003 г. ЕС и Россия договорились развивать свое «стратегическое партнерство» путем формирования четырех общих пространств: экономического, внутренней безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности, пространства науки и образования. В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с оргпреступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе – и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

    Многолетние переговоры по наполнению четырех пространств «практическим содержанием» не принесли ощутимых результатов. России отказали в когда-то обещанном безвизовом режиме, на деле ряд государств ЕС пошли по пути ужесточения порядка выдачи виз российским гражданам.

     

    По важнейшим международным проблемам позиции России и ЕС чаще всего не совпадают или являются взаимоисключающими.

    Наиболее успешно отношения Россия - ЕС развиваются в экономической сфере, однако происходит это не на «общеевропейской» основе, а благодаря двухсторонним отношениям. Последний тому пример –строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря.

    Этот проект призван решить проблему газовых транзитов и гарантировать надежность поставок российского газа, а значит - и энергетическую безопасность стран Европы. Тем не менее, он вызвал негативную реакцию во многих странах ЕС. Партнерами России по «Северному потоку» стали Германия, Франция и другие страны Старой Европы, а вот нынешние транзитные восточноевропейские страны были решительными противниками проекта. Они выступили за создание «энергетического НАТО», в рамках которого будет проводиться общая для всех стран ЕС энергетическая политика.

    В случае создания Евросоюзом «энергетического НАТО» страны Старой Европы были бы лишены возможности проводить самостоятельную политику в данной сфере, что затруднило бы их сотрудничество с Россией. В ближайшем будущем такое вряд ли станет реальностью: «энергетическое НАТО» слишком противоречит интересам стран Западной Европы. Однако сам факт появления подобного проекта показывает, что нынешний формат отношений «Россия – ЕС» может стать препятствием для развития наших отношений с европейскими государствами, в том числе в энергетической области. Логичнее было бы выстраивать отношения в форматах «государство-государство» или «интеграционное объединение – интеграционное объединение» (ЕС-ЕврАзЭс или Таможенный союз).

    Российское руководство постоянно подчеркивает, что Россия готова играть более важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы. Как отметил в одном из своих интервью премьер-министр России Владимир Путин, российских запасов энергоносителей хватит для того, чтобы обеспечивать свои потребности и потребности Европы на протяжении ближайших ста лет. В настоящее время Россия поставляет 25 процентов потребляемого Европой углеводородного сырья, при этом она удовлетворяет 42 процента потребностей Европы в газе.

     

    Зависимость Европы от российских энергоносителей не является односторонней. Для России поставки нефти и газа на европейский рынок имеют жизненно важное значение, так как этот рынок остается для нее наиболее емким.

     

    Согласно имеющимся прогнозам, потребление газа в странах ЕС к 2015 г. достигнет 610–640 млрд. куб. м, почти половина этого объема будет обеспечиваться импортом из России.

    Планируется также значительное увеличение экспорта в Европу российской нефти и нефтепродуктов. Разрабатываются и проекты объединения электрических сетей, которые позволят обеспечить стабильные поставки российской электроэнергии в страны ЕС. Таким образом, российские энергоносители могут сыграть если не основную, то, как минимум, очень важную роль в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза.

    Готовность России к расширению поставок энергоносителей в Европу не всегда находит там понимание. Энергетическое сотрудничество с Россией является предметом острых дебатов в Евросоюзе между его сторонниками и противниками. Первые указывают на экономические выгоды от сотрудничества с Россией, вторые – на возможные негативные последствия "избыточной" зависимости Европы от "авторитарного и больного имперскими амбициями" Кремля.

    Противники сотрудничества с Россией предлагают сделать основной упор на замещение российских нефти и газа поставками из других стран, а также на замещение углеводородов другими энергоносителями. Несколько лет назад большие надежды в этом плане возлагались на уникальный по своим характеристикам лунный гелий-3. Затем началась эйфория по поводу сланцевого газа, который позволит радикально изменить ситуацию на мировых рынках энергоресурсов и обеспечить энергетическую независимость Евросоюза.

    Обоснованность подобного рода эйфории вызывает большие сомнения по многим причинам.

     

    Однако, независимо от степени обоснованности надежд энтузиастов сланцевого газа, Москва уже сейчас должна считаться с возможностью сокращения объемов поставок энергоресурсов в страны Евросоюза.

    Российские власти не раз заявляли о необходимости диверсифицировать поставки российских энергоносителей за счет наращивания поставок в южном и восточном направлении. Излишнюю зависимость от европейского рынка поможет преодолеть и наращивание производства сжиженного газа (пока ему не уделяется должного внимания).

    В Европе начавшаяся диверсификация поставок энергоресурсов не вызывает восторга, хотя с формальной точки зрения Россия идет навстречу давним пожеланиям европейцев снизить долю потребления российских нефти и газа.

    Для Турции (если ее действия не окажутся непродолжительным по времени блефом) повторение прежних игр с отказом от поставок российского газа может привести к неожиданным результатам. Азербайджан пока явно не готов заменить Россию в качестве основного поставщика энергоносителей для Турции. Несмотря на часто повторяющиеся слова о двух и даже трех государствах турецкой нации, между Анкарой и Баку сохраняются острые разногласия по поводу цены за прокачку азербайджанского газа через Турцию и цене этого газа для самой Турции.

    В результате азербайджанский газ поступает в Грузию по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, далее же проходят весьма ограниченные объемы. Одновременно Азербайджан расширяет поставки газа в Россию и Иран. Возможно, что имеющиеся противоречия как-то сгладит проект «Набукко», но для этого нужно, чтобы данный проект стал реальностью, чтобы нашлись источники его финансирования. А это многие миллиарды евро, которые в Европе сейчас в большом дефиците.

    В течение последних лет было несколько случаев, когда Иран прекращал поставки газа в Турцию по причине его нехватки для собственных нужд ввиду холодной зимы. Тогда Турцию спасало только экстренное наращивание поставок газа по «Голубому потоку». Кстати, эта тема не пользовалась особой популярностью ни у турецких политиков, ни у местных СМИ.

     

    Накануне зимы и в условиях нарастающей конфронтации с соседними государствами нынешняя турецкая атака на «Газпром» может оказаться совсем не такой успешной, как предыдущая.

     

    Конечно, если менеджмент «Газпрома» не запаникует и не начнет сдавать свои позиции под объединенным напором Евросоюза и Турции.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map