ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: Еврокомиссия придумала новый способ решения экономических проблем ЕС

ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: Еврокомиссия придумала новый способ решения экономических проблем ЕС


4-10-2011, 15:13. Разместил: VP

ШАНТАЖ «ГАЗПРОМА»: ЕВРОКОМИССИЯ ПРИДУМАЛА НОВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЕС

Среди множества пословиц и поговорок, которыми столь богаты народы Европы, в последнее время особенно часто вспоминается одна английская. О том, что когда правила игры не позволяют выигрывать, джентльмены пытаются всеми доступными способами эти правила изменить. Наблюдая за развитием событий в сфере энергетических межгосударственных отношений, можно сделать именно такой вывод.

 


 

Среди множества пословиц и поговорок, которыми столь богаты народы Европы, в последнее время особенно часто вспоминается одна английская. О том, что когда правила игры не позволяют выигрывать, джентльмены пытаются всеми доступными способами эти правила изменить. Наблюдая за развитием событий в сфере энергетических межгосударственных отношений, можно сделать именно такой вывод.

Несмотря на то, что компания «Газпром» имеет респектабельную репутацию, не была обвинена в срыве или вольной трактовке договорных обязательств — хотя руководство государства Украина очень старалось это реноме подпортить — компанию «Газпром» в Европе недолюбливают. Она поставляет порядка 25% всего необходимого Европе газа, что не может считаться монополизмом в чистом виде, но выглядит неприятно для европейцев, не привыкших к даже символической «зависимости» от России. До недавнего времени попытки снизить долю «Газпрома» на энергетическом рынке ниже искомой цифры предпринимались, но в массе своей достаточно осторожно, и были направлены в некий гипотетический момент истории, а не в конкретное завтра. Впрочем, с 2008 года ситуация начала меняться радикальным образом.

Первая ощутимая волна кризиса привела к резкому «похудению» бюджетов европейских стран. Как обычно бывает в таких случаях, еврочиновники задумались над тем, за счёт чего сокращать издержки. И, конечно же, наилучшим выходом было сочтено не сокращение бюджета путем внутренней оптимизации, а требование снизить цены на то, что покупать приходится у другого государства, с регулярной неизбежностью. Например — российский газ. Каждый покупатель желает платить меньше, тем более в те моменты, когда бюджет испытывает небывалое напряжение. Гипотетический «рычаг», способный влиять на цену газа, основного энергоносителя, избавляет от необходимости проводить внутри Евросоюза и отдельных его членов кропотливую работу по перераспределению финансовых потоков, внедрять энергосберегающие технологии, оптимизировать производство. Все эти инновации стоят денег, проще надавить на продавца. Тем более, что мотивация у наших европейских партнёров, надо признать, в определённом смысле имеется.

Согласно большинству заключённых в области энергопоставок договоров, цена на газ представляет собой сумму, связанную со стоимостью нефти. Согласно устоявшимся традициям, цена на газ колеблется не одновременно с нефтью, а через некий временной период. И, коль скоро североафриканские конфликты вызвали неизбежное удорожание нефти, то в обозримой перспективе потребители газа рискуют столкнуться с аналогичным по масштабу удорожанием газовых килокалорий. Что Европе невыгодно крайне, причём не только с точки зрения чистой экономики. Хотя, безусловно, финансовая составляющая в желании добиться выгодных условий огромна. Несмотря на очевидные факты, глава Еврокомиссии Баррозу объявил о том, что Грецию будут спасать несмотря ни на что. Операция по спасению Эллады пробьёт очередную гигантскую дыру в финансах тех стран Европы, которые ещё способны жертвовать деньги во имя общего блага. Сложно отделаться от впечатления, что компанию «Газпром» назначили «крайним» исключительно оттого, что у европейцев попросту нет времени на «неконфликтные» способы обеспечения поставок дешёвых энергоносителей. Хотя палитра средств, которыми вполне свободно оперирует Европа для создания концепции «много ресурсов по низким ценам» весьма широка. Достаточно вспомнить Ливию, новые властители которой в первую очередь объявили о том, что сначала намерены предоставлять недорогие нефть и газ (порою, вместе с месторождениями) европейским компаниям, а восстановлением непосредственно Ливии займутся в свободное от этой деятельности время.

Конечно, Россия — не Ливия, и свой диалог с «Газпромом» Европа ведёт хоть и на повышенных тонах, однако оставаясь в неких рамках приличий. Хотя, безусловно, попытки заняться откровенным шантажом и «разбоем», по выражению премьер-министра Путина, ведутся. Собственно, никто и не скрывал, что добрая половина положений новой европейской стратегии энергетической безопасности направлена на противодействие «Газпрому» и никому иному. Для препятствия действиям «Газпрома» на европейском рынке ЕС разработал так называемый «третий энергопакет», суть которого сводится к тому, что добыча газа от поставок отделяется самым решительным образом, одна компания не может заниматься одновременно двумя родами деятельности. Механизм третьего энергопакета проходит проверку боем в Литве. Там реализация энергопакета привела к тому, что магистральный газопровод у российской компании просто экспроприировали. В качестве небольшой ремарки можно заметить, что главным акционером компании Lietuvos dujo после «Газпрома» является немецкий E.On Ruhrgas. И, таким образом, в конфликт вступают интересы Германии и всего ЕС.

Руководство Украины образца 2009 года имеет все основания собой гордиться, ведь оно придумали чудесный рецепт, который выглядит первым по-настоящему ценным вкладом в безопасность ЕС. По сути, «третий энергопакет» открывает широкие возможности по превращению любой страны, через которую проходят газопроводы в потенциальную «украину». Раз «Газпром» не имеет никакой возможности влиять на транзит своего газа, то при малейшем желании со стороны Еврокомиссии события зимы 2008-2009 могут повториться где угодно, в том случае, если ценовая политика «Газпрома» не будет «приемлемой». Как легко догадаться, границы этой приемлемости будут устанавливать в Брюсселе, а не в Москве.

Учитывая нехватку времени и нарастающий кризис, Европа не склонна к неким мягким воздействиям, как в былые годы. Юридические удары наносятся одновременно по всем государствам, связанным с поставкой или транспортировкой газа. 29 сентября в Еврокомиссии «выразили сомнения» в том, что ЕС к 2014 году удастся создать единый газовый и электрический рынки, потому что законодательства многих участников Евросоюза до сих пор не адаптировано к нормам Третьего энергопакета. Еврокомиссия озвучила намерение подать в суд на 18 государств Евросоюза из 27 за невыполнение ими условий Третьего энергопакета. Великобритании, Франции и Испании грозят разбирательства и по газовому и электрическому рынку, а к Германии, Италии и Польше вопросов пока не возникало. Точнее, не возникало на уровне государственном, а на корпоративном «этаже» вопросы возникли самые невежливые.

27 сентября, в офисах дочерних компаний «Газпрома» в Центральной и Восточной Европе прошли обыски. Особенный интерес вызвали две европейские дочерние компании — Gazprom Germania, которая владеет практически всеми активами концерна в Европе, и чешскую фирму Vemex, реализующую российский газ конечным потребителям в Чехии, а также структуры, сотрудничающие с «Газпромом». В течении дня информацию о проверках подтвердили и другие немецкие партнеры «Газпрома» E.ON и RWE. А также австрийская OMV, польская PGNiG и уже упоминавшаяся литовская Lietuvos dujos. В офисах E.ON Ruhrgas, RWE, OMV и PGNiG также была осуществлена выемка документов, многие из которых вполне попадают под определение коммерческой тайны. Представители Еврокомиссии в обысков получили доступ к условиям контрактов «Газпрома» с клиентами в Европе. Что до сих пор было информацией закрытой. Едва ли стоит сомневаться, что эта информация будет использована против «Газпрома».

Немало полезных для себя сведений Еврокомиссия получила и по проект South Stream, что даст ей возможности создать на этом направлении дополнительные трудности, и усилить лоббируемый в последнее время свыше всяких разумных пределов проект NABUCCO.

Как пояснил давший интервью прессе представитель RWE, причиной проверок стали «обвинения в том, что „Газпром“ при заключении сделок о поставках сырья действует, не соблюдая правила ведения добросовестной конкуренции». Еврокомиссия обвиняет компанию Gazprom Germania в злоупотреблении своим влиянием на рынок и в ценовом сговоре, который препятствует здоровой конкуренции.

Понятно, что Третий энергопакет, NABUCCO и обыски — это часть единой стратегии. Украина продемонстрировала хороший рецепт давления на «Газпром», благодаря обыскам и изъятию конфиденциальной документации солидную поддержку получит NABUCCO. Заодно наносится удар по самому «Газпрому» — какому акционеру добавят уверенности факты обысков в офисах компании? Сразу после налёта Еврокомиссии акции «Газпрома» заметно дрогнули.

Какова была реакция «Газпрома»? Единственно возможная. Концерн назвал обыски «неожиданными инспекциями» и заявил, что ОАО «Газпром», будучи пионером либерализации европейских рынков, всегда было и остается сторонником конкуренции на рынке газа. Как говорится в заявлении управления информации компании, «сам по себе факт проверки не означает какого-либо признания нарушения антимонопольного законодательства или обвинения в нем». В компании также заверили, что ОАО «Газпром» постоянно открыто для диалога с властями стран-членов ЕС и Европейской Комиссией, однако не было информировано о наличии каких-либо претензий и, следовательно, не могло предложить сотрудничество, способное урегулировать все возможные вопросы.

На первый взгляд, такая реакция выглядит изрядно «беззубой». Ведь цель активности очевидна — снизить стоимость русского газа, поставить «Газпром» в удобные ЕС рамки, создать рычаги, благодаря которым при нужде можно ещё раз по «Газпрому» ударить. Но воевать против ЕС в судах самого ЕС — дело не особенно перспективное. ЕС наглядно продемонстрировало — если очень нужно выиграть, то можно совершенно легально провести несколько совершенно новых «нужных» законов. Поэтому, судя по всему, в ход неизбежно должны пойти другие уровни коммуникаций, которые вряд ли будут отражены официально.

Андрей Полевой


Вернуться назад