Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Сегодня есть все основания говорить о качественном усилении китайского лобби в США

Сегодня есть все основания говорить о качественном усилении китайского лобби в США


26-09-2011, 09:41 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 680)

Первое звено системы составляет посольство

 

Первое звено системы составляет посольство, - которое всегда проявляло и проявляет большую лоббистскую активность. В этом же ключе действовали и действуют чиновники японского министерства внешней торговли и промышленности (МИТИ), которые широко консультируют посольство. На верхушке второго звена две головные организации: Кейданрен - объединение всех промышленных компаний Японии, действующее через своих эмиссаров в США, и Американо-японский торговый совет (АЯТС), созданный в 1955 г. и с тех пор активно лоббирующий японские интересы и интересы связанных с Японией американских корпораций. В АЯТС состоит более тысячи японских и американских корпораций. Другими организациями, относящимися к этому звену, являются многочисленные японские ассоциации по отраслям промышленности и японские торговые центры в основных городах США. Третье звено - сами департаменты лоббизма и связей с общественностью представительств японских корпораций в США, а также лоббистские фирмы, нанятые японскими корпорациями, посольством, АЯТС и другими организациями (регистрировавшиеся до 1995 г. как иностранные агенты, а по новому закону - как лоббисты). Наконец, четвертое звено - лоббирующий аппарат американских компаний - членов АЯТС, а также группы давления, заинтересованные группы, которые связаны опосредованно с японскими интересами через американские корпорации.

В конце 70-х годов Н. Зяблюк отмечал также значимость этнических организаций американцев японского происхождения12. Однако в современной ситуации их можно рассматривать скорее как этническое прикрытие для гораздо более мощных лоббистских организаций либо отдельно в качестве этнического лобби.

Какие же законопроекты и интересы конкретно отстаивало японское лобби в последние годы? Выделим пять основных целей недавнего лоббирования: удержание Конгресса от специального постановления о недопущении скупки японскими ТНК определенных секторов экономики США; недопущение со стороны американских регулирующих агентств постановлений, трактующих экономическую политику японских корпораций как незаконный демпинг; разрешение строительства японских заводов на территории США (здесь японцы особо упорны в прямом и непрямом лоббировании на местном уровне); защита самостоятельного, без согласования с американскими партнерами, поведения кейрутсу на международном рынке (на этом сыграл СССР, когда в 1986 г. "Тосиба" продала нам технологию бесшумных двигателей для подводных лодок, что США не могут простить ей до сих пор); снижение де-факто таможенных пошлин на японские товары. Здесь некоторые из выигранных японскими лоббистами дел стали просто нарицательными - например, уменьшение таможенных пошлин на японские грузовики, которые они "сумели" классифицировать как легковые автомобили (что значительно дешевле при ввозе), несмотря на совместное открытое письмо в СМИ руководителей "большой тройки" американской автомобильной промышленности - корпораций "Дженерал Моторс", "Крайслер" и "Форд"13.

Методы деятельности японского лобби весьма разнообразны. Помимо найма фирм бывших высокопоставленных лиц Соединенных Штатов для прямого лоббизма, японцы активно используют средства непрямого воздействия через создание многочисленных обучающих программ, информационных центров, спонсирование заметных общественных мероприятий, разработку концепций пропагандистских кампаний. Так, одним из самых часто звучащих тезисов в защиту развития японского бизнеса на территории США является утверждение о создании рабочих мест для американцев, которое широко используется и при прямом давлении на членов Конгресса от данного избирательного округа. На обложке официального альманаха Конгресса "Конгрешнл Куотерли Уикли Рипорт" за 1 ноября 1997 г. размещена реклама автомобилей "Хонда". Не восхваляя их достоинств, она гласит: "На наших заводах в Огайо мы никогда раньше не использовали (при сборке автомобилей. - Н.И.) так много американских материалов и частей, как сейчас. В этом году на них потрачено 5.3 млрд. долл.". Для любого специалиста по PR и рекламе совершенно ясно, что при сбыте автомобилей данного класса так называемой целевой аудиторией основные читатели этого альманаха, то есть конгрессмены, не являются. Текст, по форме рекламный, преследует не рекламные, а лоббистские цели, достигаемые PR-технологиями. И это не единичный случай - компания "Ниссан" своим официальным рекламным лозунгом в США избрала "Инвестирование в Америку".

Японский лоббизм на местном уровне, как правило, касается вопросов строительства завода японской корпорацией или местных налогов. Создание и финансирование школ и программ, культурных центров стало неотъемлемой частью любого экономического начинания японских корпораций в штатах и округах. В списках организаций, имеющих лоббистов непосредственно в штатах, среди всех иностранных корпораций японские занимают ведущее место. Исключение составляют лишь несколько пограничных с Мексикой штатов, где особо значительны мексиканские группы давления, однако и там японское лобби присутствует.

Вместе с тем следует отметить, что, по мнению ряда ведущих американских лоббистов, сейчас наблюдается некий спад японского влияния в Капитолии и в легислатурах штатов. Так, бывший лоббист президента Картера в Конгрессе, а ныне глава собственной фирмы А. Уэкслер считает, что сейчас колоссальное влияние японского лобби в Вашингтоне является мифом. При этом, отмечает она, японцы вызвали к себе неприязнь вашингтонских политиков своей стратегией "все ради прибыли". Но даже это мнение ни в коем случае не перечеркивает того факта, что японский корпоративный лоббизм остается одним из самых влиятельных среди иностранных.

Всячески поддерживая основные экспортные корпорации, государственные органы Японии забывали про другие сектора экономики. Кризис, поразивший японскую экономику, вынуждает теперь кейрутсу действовать все более самостоятельно14. И нет сомнения, что на это у ведущих японских корпораций есть силы.

 

Китайское лобби. Еще некоторое время назад под китайским лобби подразумевалось совершенно другое лобби - тайваньское. Оно связывалось с именами соратников Чан Кайши и эмигрантов из коммунистического Китая, которые довольно активно контролировали в США попытки заигрывания с маоистской КНР, и эта тема была достаточно разработана в американской литературе15. Однако с ухудшением отношений между СССР и КНР последняя была вынуждена идти на сближение с Соединенными Штатами. Поэтому определенный политический лоббизм КНР в США, противодействовавший улучшению отношений США с Тайванем и СССР, имел место в 60-70-е годы. Но его масштабы были весьма скромны.

Ситуация резко изменилась с началом преобразований в КНР и ее выходом на мировую экономическую арену. Если в 1986 г. торговля между США и Китаем была незначительной как в относительном, так и абсолютном выражении, то позже (несмотря на угрозы санкций после событий на площади Тяньаньмэнь) она существенно расширилась. При этом положительное сальдо торгового баланса двух стран было и остается у КНР, увеличившись с 10 млрд. долл. в 1990 г. до примерно 40 млрд. долл. в 1997 г. 16. Естественно, что при таком положении изменилась и ситуация на поле лоббизма - он стал все более приобретать экономические черты. Китайское лобби активно наращивало мускулы и уже к концу 80-х годов открыто признавало, что имеет в Конгрессе "своих" сенаторов и членов палаты представителей17.

В настоящее время можно говорить о выдвижении на авансцену именно китайского лобби как наиболее влиятельного в Вашингтоне. Тайваньское же лобби пытается противостоять политике КНР. Недавно Тайвань нанял около 30 лоббистских фирм и частных лоббистов для восстановления положения, однако его влияние уже несопоставимо с китайским. Функционирование китайского лобби в решающей мере определяется спецификой экономических и политических отношений между США и КНР. С одной стороны, ситуация в КНР позволяет американским корпорациям полностью переносить туда свои производства и использовать ее дешевую рабочую силу. В этом смысле американское лобби в Китае развито весьма сильно. С другой стороны, непременным условием ведения бизнеса американскими деловыми кругами в КНР является их вовлеченность в лоббирование китайских политических и экономических интересов перед американским правительством. Отличительным признаком практики китайского лоббизма служит явная причастность к ней крупнейших американских корпораций.

Структурно китайское лобби имеет классическую схему организации, схожую с японской: посольство - торговый совет и общественные организации - лоббистские фирмы. Однако если для японского лобби координирующую общеполитическую роль играет МИТИ, то в случае с китайским лобби ее выполняет особая Центральная рабочая группа по отношениям с конгрессом США. Группу, состоящую из семи членов Политбюро КПК, возглавляет сам Цзян Цзэминь18. Это подчеркивает то огромное значение, которое придает руководство КНР лоббированию китайских интересов в США.

Тенденция к усилению лоббистской команды посольства прослеживается совершенно явно. В 1995 г. количество ее сотрудников было увеличено с двух до пяти, а в 1997 г. - уже до 12; во главе ее был поставлен выпускник Оксфорда Шао Веньянг. Кроме того, деятельное участие в организации работы команды принимает посол Ли Дайоу. И еще один красноречивый факт: уже в прошлом десятилетии посольство было клиентом нескольких лоббистских фирм19.

Американо-китайский торговый совет активно лоббировал против применения поправки Джексо-на-Вэника20 к торговле с Китаем, а также в пользу создания специальных экономических зон в местах проживания китайцев в США21. Другие организации - например, Азиатско-Тихоокеан-ский фонд взаимообмена, созданный семью крупнейшими американскими корпорациями, торгующими с Китаем, - спонсировали многочисленные поездки в КНР американских конгрессменов22. Эти проверенные временем методы влияния показывают, как, учитывая опыт японских корпораций, китайское лобби старается действовать в некоторых случаях не открыто, а через своих агентов влияния в США.

Китайские ассоциации промышленников и сами компании пользуются услугами американских лоббистских фирм достаточно давно. В конце 80-х годов по крайней мере семь фирм были наняты Китайской мореходной компанией. Китайской импортно-экспортной текстильной компанией и другими. Особенно выделялся Китайский совет по развитию торговли, нанявший сразу шесть лоббистов фирмы "Нейл энд Ко". Клиентом фирмы "Эдельман Паблик Рилейшнз Уорл-дуайд", одной из крупнейших в этой сфере бизнеса, является с того времени Американо-китайский образовательный фонд.

Сегодня есть все основания говорить о качественном усилении китайского лобби. Четыре (!) бывших государственных секретаря США, включая Г. Киссинджера, - ныне лоббисты, нанятые китайским лобби или прокитайски настроенными американскими компаниями. Среди лоббистов крупнейших американских компаний, развивающих бизнес с КНР, сейчас находятся такие фигуры, как бывший заместитель госсекретаря Л. Иглбергер и бывший советник президента по национальной безопасности Б. Скоукрофт23. Фигура Г. Киссинджера особенно выделяется как его авторитетом, так и его верностью интересам КНР. Используя открытые письма, обзорные статьи и выступления по телевидению, он и его фирма "Киссинджер энд Ассошиитс" уже с 1989 г. ведут открытую прокитайскую пропаганду. Весьма примечательно, что если к событиям на площади Тяньаньмэнь Киссинджер призывал относиться положительно и оправдывал действия правительства КНР, то в схожих, но гораздо менее значимых ситуациях в "перестроечной" истории СССР он занимал крайне осуждающую позицию.

Каковы же основные проблемы, которые находятся в центре внимания китайских лоббистов в Вашингтоне?

Во-первых, сохранить за Китаем статус страны наибольшего экономического благоприятствования и нейтрализовать попытки применить поправку Джексона-Вэника. Появившиеся после выборов 1996 г. скандальные сообщения в американских СМИ о незаконном финансировании избирательной кампании Клинтона китайским капиталом с самого начала, как правило, были связаны именно с ежегодными настойчивыми попытками нынешней администрации Белого дома лоббировать в Конгрессе продление для Китая статуса страны наибольшего благоприятствования24. Денежные пожертвования в пользу демократической партии и Клинтона со стороны бизнесменов китайского происхождения часто становятся предметом серьезных разбирательств на федеральном уровне. Так, уже после выборов стало национальным скандалом дело калифорнийца Дж. Чанга25. Естественно, что нередко все это рассматривается как явное свидетельство прямого влияния китайского лобби на президента.

Во-вторых, добиться принятия Китая во Всемирную торговую организацию, в чем ему помогают несколько крупнейших американских корпораций. КНР стремится к этому с момента основания ВТО в 1994 г., но до сих пор ей это не удается. Правительство США пока блокирует вступление КНР, поскольку ее политика не отвечает требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Тем не менее лоббирование в этом направлении продолжается весьма активно.

В-третьих, смягчить американо-китайские противоречия по поводу массового нелегального, "пиратского" воспроизводства в Китае компьютерных программ, музыкальных компакт-дисков, видеокассет и т.п. продукции, выпущенной в США. Значительная масса этих "пиратских" копий оказывается на американском (не говоря уж о китайском) рынке, что наносит соответствующим производителям и всей экономике США огромный экономический ущерб. Правда, китайские власти прибегают даже к показательным публичным казням хозяев подпольных цехов, но многие считают, что эти действия - лишь устранение конкурентов по "пиратскому" промыслу влиятельными партийными кланами, которые сами занимаются им26.

В связи с подобными казнями вновь обостряется проблема прав человека, наиболее актуальная в американо-китайских отношениях. Вкупе с нарастающей мощью Китая эта проблема выступает важной причиной появления в США сочинений антикитайской направленности. Так, в уже названной нами книге "Грядущий конфликт с Китаем" (выход которой вызвал бурный протест руководства КНР) авторы пытаются показать, что США необходимо более осторожно подходить к отношениям с КНР, которая, помимо мощного лобби в Вашингтоне, имеет еще и сильную армию. Несмотря на некоторый экстремизм подобных взглядов, при исследовании китайского влияния в США с ними надо обязательно считаться.

Вопрос о сохранении за КНР статуса страны наибольшего экономического благоприятствования (НЭБ), несомненно, является ключевым, поскольку отмена его вызовет революцию цен и масштабный пересмотр экономических договоренностей. (По словам президента Американо-китайского торгового совета Р. Каппа, речь здесь по сути идет не о статусе НЭБ, а о статусе БСС - без специальных санкций, о неприменимости их к КНР27.) Дело в том, что потеря статуса НЭБ сразу влечет за собой повышение таможенных пошлин на китайские товары с 0-10 до 50-70%, что автоматически закрывает им доступ на американский рынок. Это особенно относится к такой важной статье китайского экспорта, как детские игрушки и трикотаж. Возрастание пошлин на них с о до 70% будет для него непоправимым ударом.

Наиболее близка к лишению статуса НЭБ КНР была вскоре после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. Как М. Горбачев, посещавший в то время Пекин, делал вид, что за окнами президентского дворца ничего не происходит, так и американские политики после трагической развязки ограничились лишь осуждением силовой акции китайских властей. В период преобразований в СССР никто в США не хотел идти на обострение отношений с КНР и терять из зоны контроля азиатский политико-военный центр силы. Только в 1992 г. обе палаты Конгресса приняли билль, ставящий сохранение за КНР статуса НЭБ в прямую зависимость от соблюдения ею прав человека. Однако президент Д. Буш наложил вето на законопроект, которое палаты не смогли преодолеть- квалифицированным большинством. (По данным на 1998 г., только семь стран в мире - Афганистан, Азербайджан, Куба, Камбоджа, Лаос, Северная Корея и Вьетнам - не имеют указанного статуса).

Сейчас по данному вопросу в Конгрессе сталкиваются две точки зрения. Согласно первой, выраженной лидером меньшинства в палате представителей Р. Гепхардом, в США ценится не только прибыль, но и вера в то, что каждый человек от рождения имеет свободу взглядов. Иными словами - расценивать отношения с Китаем только как бизнес просто недостойно. Другую позицию представляют конгрессмены, исходящие в своей политике из сугубо экономической мотивировки: в их избирательных округах множество людей так или иначе зависят от развития экономических отношений с КНР. Наиболее ясно это высказала конгрессмен от штата Миссури К. Маккарти:

"Для таких огромных корпораций, как "Фарм-лэнд Индастриз", таких местных компаний, как "Ханна Раббер Ко", и даже таких семейных фирм, как "Сан Электронике" в городе Рейтон, статус НЭБ для Китая означает рабочие места, прибыль и возможность делать бизнес"28.

 

* * *

Назад Вперед


Источник: pathfinder1.livejournal.com.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map