Барак Обама выступает на пресс-конференции в Белом доме, 15 июля 2011 года. Фото ©AFP
Полмесяца до кризиса
Что произойдет, если США объявят о техническом дефолте?
До 2 августа - дня, когда США могут объявить о техническом дефолте, осталось полмесяца. Удачный для США исход дела кажется все менее и менее вероятным: республиканцы демонстративно не реагируют на ультиматумы президента Барака Обамы и все так же пытаются добиться от него серьезных уступок. Обама накануне выборов на уступки идти не готов. Между тем, о том, чем именно грозит США технический дефолт, существуют едва ли не диаметрально противоположные мнения: ясности в этом вопросе нет никакой.
"Время решать"
Потенциальный дефолт США - ведущая тема всех американских газет, которые отслеживают действия главных политических сил страны едва ли не по минутам. Президент США Барак Обама тоже поддался этой временной горячке: в четверг, 14 июля, он дал лидерам Конгресса от 24 до 36 часов на то, чтобы они пришли к согласию по поводу увеличения лимита государственного долга. В противном случае, заявил Обама, им придется вновь встречаться в кабинете у президента.
"Настало время решать" (It’s decision time), - сказал Обама и отправил политиков думать о госдолге и бюджете на следующий год (именно в бюджете должны содержаться уступки республиканцам, которые позволят демократам провести закон об увеличении планки госдолга).
Конгрессмены речи Обамы не испугались. В субботу утром, когда истекал срок 36-часового ультиматума, стало известно, что республиканцы из Конгресса не отправили в Белый дом обновленные предложения по увеличению лимита госдолга, как того требовал Обама. В администрации президента раздувать скандал из этого не стали и отметили, что Обама по-прежнему ведет переговоры с лидерами политических партий и представителями обеих палат парламента, обсуждая различные варианты выхода из кризиса.
Между тем, то, что ситуацию уже можно назвать полновесным "кризисом", становится все более и более очевидно. Если еще в начале июня министр финансов США Тимоти Гайтнер уверял прессу, что до дефолта дело в любом случае не дойдет, то сейчас уверенности в этом нет уже ни у кого. 15 июля Обаме пришлось даже специально говорить: ситуация в США не похожа на ситуацию в Португалии и в Греции, которые вынуждены были попросить стабилизационные кредиты у Международного валютного фонда и резко пересматривать бюджеты в сторону снижения государственных расходов.
Обама уверяет, что готов на компромисс с республиканцами. "Если они покажут мне серьезный план, я готов начать действовать", - цитировало 15 июля Обаму агентство Reuters.
Что будет дальше?
Чем грозит США технический дефолт, пока до конца неясно: и видимо, не станет яснее до 2 августа, то есть до даты объявления дефолта. Эти неясности возникают прежде всего по двум причинам. Во-первых, на кону надежность крупнейшей экономики мира и надежность доллара, в котором держат резервы почти все государства. Если глобальная финансовая элита вдруг усомнится в надежности доллара, настанет всемирная паника, масштабы которой намного превысят масштабы кризиса 2008 года, произошедшего из-за банкротства инвестбанка Lehman Brothers.
Во-вторых, неизвестность происходит оттого, что в экономике США за последние месяцы не произошло ничего плохого. Увеличение лимита государственного долга в Соединенных Штатах - дело будничное. За последние 70 лет (с 1940 года) предельная планка госдолга поднималась в США около ста раз, и, казалось бы, нет ничего экстраординарного в том, чтобы повысить ее в сто первый. Но в 2011 году так сложились обстоятельства, что у демократов, которым необходимо повышение планки, нет большинства в Конгрессе. Кроме того, им нужно именно сейчас одобрить бюджет, против которого выступают республиканцы. И все это происходит в предвыборном году.
Иными словами, технический дефолт в США, если он произойдет, будет вызван не объективным состоянием экономики страны, а политическими противоречиями между республиканцами и демократами.
Несмотря на всю неопределенность, какие-то базовые вещи понятны уже сейчас. Технический дефолт - это то состояние заемщика, когда он объявляет о временном неисполнении своих обязательств по долгам, хотя возможности для того, чтобы расплатиться, у него есть. Если о техническом дефолте объявляет та или иная компания, то после этого следуют переговоры с кредиторами о возможной реструктуризации задолженности. Если сторонам удается придти к соглашению в течение определенного времени (обычно месяца), компания выходит из состояния дефолта. Если переговоры проваливаются, технический дефолт заменяется обыкновенным: компания, как правило, объявляется банкротом, ее имущество распродается для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов.
В случае с государственным долгом ситуация несколько иная. США ведь не объявляют, что не могут платить по долгам, и не просят кредиторов о реструктуризации. Заявив о дефолте, США лишь дадут сигнал рынку: страна временно не может исполнять свои обязательства, но не из-за того, что нет денег, а из-за законодательных проволочек.
Тем не менее, считается, что даже такое событие может перевернуть мировой финансовый рынок. Так, бывший советник Обамы и бывший же министр финансов Лоуренс Саммерс в начале июля заявлял, что дефолт приведет к еще более острому мировому финансовому кризису, чем кризис 2008 года. Кроме того, он считает, что доллар на мировых рынках неминуемо обвалится, а США больше не смогут считаться страной, которая всегда платит по своим обязательствам.
Журналисты высказываются еще более определенно. Так, в американских интернет-изданиях уже появились заметки с заголовками: "Дефолт долга США потопит нас всех". В таких заметках обращается внимание на то, что дефолт приведет к резкому росту ставок на кредиты в Соединенных Штатах, а также к пересмотру кредитных рейтингов частных компаний, которые с помощью кредитов выплачивают зарплаты сотрудникам.
Сами рейтинговые агентства, в свою очередь, высказываются пока очень аккуратно. Так, 14 июля Standard & Poor's хоть и поставило рейтинг США на пересмотр, но все-таки объявило, что считает риск дефолта по долгам страны "низким". Тем не менее, в агентстве подчеркнули, что если дефолт будет объявлен, рейтинг США сразу же изменится с "ААА" (самого высокого) до "SD" ("выборочный дефолт").
В такой ситуации кредиторы должны будут как-то реагировать на сложившуюся ситуацию. Как - непонятно, но многое в такой ситуации будет зависеть от Китая, крупнейшего кредитора США в мире. Пока в Пекине лишь выражают уверенность в том, что никакого дефолта не будет. Впрочем, даже маленькая угроза дефолта может подвигнуть Китай на диверсификацию своих валютных резервов (крупнейших в мире), а значит, на массовые продажи долларов на рынке. Пока этого не произошло, но, возможно, администрации Обамы в связи с долговым кризисом придется пойти на уступки не только во внутренней политике, но и во внешней.
На фондовых и валютных рынках трейдеры на возможный дефолт реагируют аккуратно: массовых продаж доллара или акций американских компаний в последние недели замечено не было. Тем не менее, к концу июля нервозность наверняка будет нарастать, и (если события будут развиваться по худшему сценарию) в какой-то момент рынки наверняка прорвет. До 2 августа осталось недолго.
Александр Поливанов Источник: Лента.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
19 июля, 03:10 | Мария ТРИФОНОВА
Черный вторник на Уолл-стрит, 29 октября 1929 г.
Фотограф: Эдвард Джексон
Ровно две недели осталось до того момента, когда Америке придется либо погасить очередную порцию государственных облигаций, либо объявить о дефолте, а Белому дому и Конгрессу все никак не удается прийти к компромиссу. И хотя все понимают, что грозящий США дефолт – пока всего лишь технический и означает нарушение условий выплат при том, что должник остается вполне платежеспособным, сложившаяся в крупнейшей экономике планеты ситуация сильно беспокоит мировую общественность. На фоне тревожной обстановки в Европе эта новость может взорвать финансовые рынки и спровоцировать очередную волну глобального кризиса.
С каждым днем надежды на то, что противоборствующим политическим силам в США удастся договориться, становятся все более призрачными. На прошлой неделе республиканцы демонстративно проигнорировали ультиматум Обамы, который 14 июля заявил, что дает конгрессменам от 24 до 36 часов на то, чтобы прийти к согласию и предоставить ему новые предложения по спорному долговому вопросу.
Не дождался. В администрации президента горькую пилюлю проглотили без звука, отметив, что переговоры продолжаются.
Главная интрига заключается в том, что никто, собственно, не знает, что именно произойдет в случае дефолта. С одной стороны, совершенно очевидно, что нынешний кризис в США чисто политический. Республиканцев не устраивает намерение Белого дома отменить налоговые льготы для самых богатых граждан страны, на поддержку которых опирается партия. Демократы, представителем которых является Обама, в свою очередь, отказываются сокращать дефицит бюджета исключительно за счет социальных расходов. Противоречия, по сути, непримиримы: пойти на уступки сейчас для любой из сторон означает серьезное ухудшение позиций на предстоящих в будущем году президентских выборах. Но к экономике все это относится достаточно опосредованно.
Вместе с тем, глубиные причины возникновения политического кризиса все же экономические. Вопрос об увеличении потолка государственного долга просто не возник бы, если бы в финансах страны царил полный порядок. Поэтому реакция инвесторов абсолютно непредсказуема. Известие о дефолте может быть воспринято как сигнал о неспособности США выполнять свои обязательства, а это уже чревато возникновением паники на биржах. Особо отчаянные головы прогнозируют катастрофические последствия, вплоть до обвала курса доллара и зарождения нового мирового кризиса, более тяжелого, чем в 2008 году.
Даже если ничего такого не случится, последствия все равно будут печальными.
Особенно для держателей американских казначейских бумаг, в числе которых и Россия. Репутация treasuries в качестве едва ли не самого надежного средства размещения капиталов будет изрядно подмочена.
Вездесущие рейтинговые агентства, которые в последнее время предпочитают играть на опережение, уже подсуетились и поставили на пересмотр инвестиционный рейтинг США. На прошлой неделе об этом объявили Moody's и Standard & Poor's. Правда, при этом они продолжают утверждать, что реальной угрозы технического дефолта не видят и верят в лучшее.
Moody's и вовсе осмелело до такой степени, что предложило Вашингтону упразднить законодательно закрепленный лимит государственного долга. Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно не согласиться с агентством в том, что долговой потолок порождает лишнюю неопределенность среди держателей госбумаг. "У нас были бы основания понизить степень оцениваемого кредитного риска США, если бы американское правительство изменило модель управления заимствованиями, устранив эту неопределенность", – пишет аналитик Moody's Стивен Хесс в еженедельном обзоре агентства.
Специалисты Moody's рекомендуют США обратиться к опыту других стран, где действуют механизмы сдерживания уровня госдолга, но нет официального лимита.
Примечательно, что в пример крупнейшей мировой экономике ставят развивающуюся экономику Чили. По мнению Moody's, ее разумная контрциклическая политика (правительство сберегало сверхдоходы от экспорта меди во время сырьевого бума и вкладывало их в экономику после наступления глобального финансового кризиса) помогла пережить мировую рецессию безболезненно для госфинансов.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2011/07/19/987135.shtml