Курьезные истории, только что приключившиеся с директором МВФ (уже бывшим директором) и главным фаворитом Каннского кинофестиваля (уже бывшим главным фаворитом), бесспорно взаимосвязаны, да и похожи одна на другую. Хотя сама эта связь, на первый взгляд, далеко не столь очевидна, а сходство и вовсе кажется притянутым за уши. Оно конечно: на роковой пресс-конференции Ларс фон Триер сообщил – всерьез или в шутку, - будто планирует в самое ближайшее время снять фильм из серии ХХХ, тогда как изнасилование гостиничной горничной – как раз один из самых распространенных сюжетов в порнографическом кинематографе. А приняв конспирологическую точку зрения, легко можно предположить, будто Саркози (при помощи Обамы; в том же контексте упоминают уже и Путина) вывел таким образом из игры своего основного конкурента в борьбе за пост президента Франции, тогда как Теренс Малик (при помощи Роберта де Ниро) устранил великого датчанина из борьбы за Золотую пальмовую ветвь. Причем нельзя не заметить, что и с «насильником» Стросс-Каном, и с «антисемитом» фон Триером расправились одинаково брутально и радикально, чтобы не сказать явно несоразмерно подлинно или мнимо содеянному. Однако загадочности происшедшему это не убавляет – в обоих случаях.
С фон Триером сейчас понемногу отыгрывают назад. В том смысле, что его вроде бы не так поняли. Да ведь и впрямь, признаваясь в любви к Гитлеру и нелюбви к евреям (в особенности – к женщине-режиссеру по фамилии Бир, фильм которой он сам же и спродюсировал), создатель и лидер «Догмы» явно шутил. Или, как выразились бы герои «Идиотов» - одного из его самых известных фильмов фон Триера, – «придуривался». Напомню, что сюжет «Идиотов» как раз и держится на том, что интеллектуалы «придуриваются», выдавая себя за идиотов и издеваясь тем самым над буржуазным филистерством. Надо ли напоминать, что фон Триер в кино - последовательный либерал и антифашист (от фильма «Европа» до «Догвиля» и «Мандерлея»); о том, что в определенной мере присущее ему любование нацистской эстетикой восходит к Висконти и, на отечественный вкус, отдает «Штирлицем» Татьяны Лиозновой; наконец, о том, что здесь же, в Каннах, два года назад едва не победили «Бесславные ублюдки» Тарантино (только что показанные, кстати, у нас каналом СТС ко Дню Победы). То есть, «придуриваться», оказывается, все-таки можно – но строго в одну сторону.
С фон Триером сейчас понемногу отыгрывают назад, однако что сделано, то сделано. И напраслина, возведенная на великого режиссера, и объективно отвратительная обструкция как таковая говорят сами за себя. Фестиваль покорно прогнулся перед облыжным «общественным мнением», наспех сформированным невесть кем, хотя и весть зачем: режиссера «попросили на выход», правда, без вещей – и его актрису в конце концов даже премировали. Но само по себе подозрение в нарушении целой системы табу, в посягательстве на определенно существующую нынче диктатуру политкорректности (а вернее, трясину политкорректности) неизбежно, чтобы не сказать автоматически влечет за собой обвинительный приговор, да и высшую меру наказания тоже. Высшую из возможных в цивилизованных условиях, естественно, потому что про «политкорректоров» можно не сомневаться: могли бы – убили бы. Или просто повесили бы.
История со Стросс-Каном, на самом деле, еще загадочнее – и ключ к ее пониманию следует искать все в той же трясине политкорректности с присущими ей специфически болотными запахами. Трудно представить себе даже не то, что 60-летний французский государственный деятель еврейского происхождения внезапно набросился на ВИЧ-инфицированную «двухметроворостую» 32-летнюю горничную-афроамериканку, - трудно представить себе, будто она ему отказала. Трудно представить себе, что податливость горничной почему-то не включена в прейскурант трехтысячедолларового гостиничного номера если уж не администрацией отеля, то самой честной труженицей половой тряпки и швабры. Честной-пречестной, как у гостиничной обслуги и водится.
Другое дело, что, не заявив об изнасиловании, сама горничная вполне могла рано или поздно попасть, как у нас выражаются, «под статью». Заведомое заражение СПИДом – статья тяжелая. Да и какой иск тут же вчинил бы юридически подкованный клиент самой гостинице! Но ведь и отказывать постояльцу трехтысячедолларового номера в простой услуге это еще не повод. Такой вот получается парадокс. Такой вот, если угодно, когнитивный диссонанс, в конечном счете изменивший политическую судьбу Франции и, не исключено, всей Европы.
Правда, трудно было предположить, что в такой отель на службу возьмут и в такой номер прибираться пошлют именно ВИЧ-инфицированную. Но отказать ей в трудоустройстве было бы не политкорректно (и тоже наказуемо) – в том-то и загвоздка! В том-то и песнь!
Лет сорок назад один мой земляк, позднее уехавший по израильской визе, осевший в Дании и ставший там кинорежиссером (но нет, это, уверяю вас, не Ларс фон Триер), долго и безуспешно ухаживал за хорошенькой приятельницей. «Знаешь, Саша, у меня триппер!» - исчерпав все остальные причины отказа, призналась ему одна. Но будущий датский режиссер оказался непреклонен, как сорок лет спустя так и несостоявшийся кандидат в президенты Франции Стросс-Кан. «Вместе вылечимся!» - ответил он даме, - и, потрясенная, она моментально капитулировала.
Виктор Топоров, специально для Актуальных Комментариев
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+