ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Статьи о политике » Результаты энергетических войн с Россией плачевны, но кавалерийская атака Польши на «Газпром» продолжается
Результаты энергетических войн с Россией плачевны, но кавалерийская атака Польши на «Газпром» продолжается
Существует известный миф о том, что в сентябре 1939 года польская кавалерия, обнажив сабли, бросилась в конную атаку на немецкие танки
Это, разумеется, легенда. Но если бы нечто подобное произошло в действительности, то, в общем-то, было бы неудивительно. Почему? Потому что ринуться в бой с заведомо проигрышным результатом — это польская национальная забава. Характерный пример — отчаянная борьба политического руководства Речи Посполитой с «Газпромом».
Давным-давно, когда еще строительство «Северного потока — 1» находилось на стадии обсуждения, из Варшавы последовало заявление: газопровод — это современная версия пакта Молотова и Риббентропа и русские с немцами опять хотят разделить Польшу. Сей вопль отчаяния прозвучал из уст тогдашнего министра национальной обороны Радослава Сикорского. Позднее он возглавлял МИД, а ныне Сикорский — депутат Европарламента от пребывающей в оппозиции либеральной партии «Гражданская платформа». Уже шесть лет у власти консервативная «Право и справедливость», но не поменялось ровным счетом ничего.
В первые месяцы 2016-го в Варшаве побывал министр экономики Германии Зигмар Габриэль. «Северный поток — 2» тогда даже не начали строить, однако польский вице-премьер Матеуш Моравецкий (теперь он председатель правительства) выговаривал немецкому гостю по поводу будущего газопровода и сравнивал его с разделами Польши в XVIII веке и все тем же пактом Молотова — Риббентропа. В 2019-м исполнилось 80 лет подписанию советско-германского договора о ненападении, и МИД Речи Посполитой не преминул подчеркнуть, что зреет новый антипольский сговор. Нетрудно догадаться, что имелся в виду «Северный поток — 2».
По мере реализации проекта сопротивление Варшавы нарастало. И не только словесное. В марте текущего года в зоне работы трубоукладчика «Фортуна» появился корабль польских ВМС и стал совершать странные маневры, также в воздухе появился военный самолет. А ранее весьма провокационно вел себя польский рыболовецкий траулер, и дело закончилось столкновением с судном снабжения «Владислав Стрижев». При этом из Варшавы сообщали, что никаких провокаций не было. Попутно спикер министра-координатора спецслужб Станислав Жарынь обвинил Россию в том, что на трубах «Северного потока — 2» устанавливается шпионское оборудование для слежки за кораблями НАТО и танкерами, доставляющими в Польшу сжиженный газ. Но, похоже, Жарыню никто не поверил, и тема дальнейшего развития не получила.
А на исходе весны из Вашингтона прилетела горестная весть о том, что Байден не планирует новые санкции против «Северного потока — 2».
Стон стоял по всей земле польской. Посол в Киеве Бартош Цихоцкий плакался, что Путин потратит деньги от газа на ракеты и танки, а шеф президентского Бюро международной политики Кшиштоф Щерский называл трубопровод бомбой, заложенной под Европу. Потом наступил июль, Ангела Меркель побывала в США, встретилась с Байденом, и в результате увидело свет их совместное заявление, где по вопросу «Северного потока — 2» были расставлены точки над i. Реакция Варшавы была просто феерической. Президентский спикер Блажей Спихальский вышел на публику и с грустью сказал: «Ну все — Россия победила». В свою очередь премьер Моравецкий обозвал партнеров (США и Германию) эгоистами. А бывший министр национальной обороны и один из лидеров «Права и справедливости» Антони Мацеревич пришел к выводу, что решение по «Северному потоку — 2» — это самая большая ошибка американцев за последние десятилетия. Источал печаль и евродепутат Яцек Сариуш-Вольский: он предупредил, что Украине нужно готовиться к войне и Польше тоже. Правда, нашлись и те, кто попытался представить ситуацию в выгодном свете. Замминистра иностранных дел Марцин Пшидач постарался препарировать реальность таким образом, будто бы Речь Посполитая одержала победу над «Газпромом». Объяснение чиновник дал простое: если бы не мы, то «Северный поток — 2» уже бы давно работал. В общем, поляки подобно украинским соседям нашли повод для «пэрэмоги».
В августе для борцов с «Газпромом» блеснул лучик надежды — Джозеф Байден назначил советником по «Северному потоку — 2» Амоса Хохштайна. Боевой листок «Права и справедливости» Gazeta Polska Codziennie возликовала. Хохштайн был известен как враг «Северного потока — 2», и польское издание узрело в его новой должности смену курса Белого дома в отношении трубопровода. Курс, однако, остался прежним. И здесь бы полякам остановиться, оглянуться и, возможно, спросить себя: а что мы делаем не так? Но нет, Варшава опять кинулась в атаку. Государственная нефтегазовая компания PGNiG добилась от властей ФРГ, чтобы ее допустили к процессу сертификации «Северного потока — 2». Разрешение дали, но сразу же сообщили, что права вето у поляков не будет и им предстоит лишь наблюдать за сертификацией.
Естественно, варшавские начальники не вложили сабли в ножны. 19 октября премьер-министр Моравецкий с трибуны Европарламента обрушился на РФ. «Мы находимся на грани энергетического кризиса, вызванного Россией», — заявил глава правительства. Затем состоялся саммит ЕС и Моравецкий настаивал, чтобы Еврокомиссия провела расследование на предмет злоупотребления «Газпромом» монопольным положением. Параллельно польский министр климата и окружающей среды Михал Куртыка написал письмо вице-председателю Европейской комиссии Маргет Вестагер, в котором обвинил русских в росте цен на энергоносители и предложил отказаться от «Северного потока — 2» и не дать ввести его в эксплуатацию. Одновременно выступила с заявлением компания PGNiG. Она апеллировала к германской стороне и призывала не сертифицировать трубопровод, дабы не создавать угрозу поставкам газа в Европу.
Наблюдать за ожесточенной, но глупой и бессмысленной борьбой Польши с российским газом очень забавно, но еще любопытнее то, что и в случае «пэрэмог» над Россией и «Газпромом» Речь Посполитая получает не прибыль, а убытки и дополнительные проблемы.
В Свиноуйсьце поляки построили терминал для переработки сжиженного газа и собрались заполнять его поставками из США и Катара. С осени 2015 года терминал ни разу не вышел на проектную мощность в 5 миллиардов кубометров, а в первой половине 2021-го импорт упал на 19 процентов. Причина — повышенный спрос и премиальные цены на рынках Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. А ведь есть планы открыть в Польше еще один СПГ-терминал — в Гдыне. Но где взять газ?
Этот же вопрос уместно задать и в связи с проектом Baltic Pipe («Балтийская труба»). Вынашивали его лет двадцать, и в прошлом году стройка стартовала. Польские стратеги предполагают, что по «Балтийской трубе» норвежский газ через территорию Дании пойдет в Речь Посполитую и избавит ее от российского «голубого топлива». Baltic Pipe прокладывается активно, и, вероятно, он будет завершен, как и рассчитывалось в 2022 году. Однако месторождения в Норвежском море истощаются, добыча падает, и это вовсе не тайна. «Балтийскую трубу» критикуют даже польские эксперты вроде Анджея Щенсняка, мягко именующего энергетическую политику собственного правительства нелогичной. В реальности эта политика кажется безумной и бредовой.
Baltic Pipe замысливался как ключевой элемент будущей польской энергетической империи. Об империи вслух не говорилось, звучали дипломатичные слова о том, что Речь Посполитая хочет стать газовым хабом. Когда «трубу» через Балтийское море закончат, то восторженные заявления о победе над «Газпромом» пойдут потоком. Но пойдет ли газ? Если перенаправление голубого топлива из Норвегии в Польшу и состоится, то создаст дефицит газа в ЕС. Покроет его, естественно, «Газпром» — больше некому.
Показательна и история с обращением PGNiG в Стокгольмский арбитраж. В 2014-м Варшава подала иск, считая цену, прописанную в контракте, завышенной. Арбитраж согласился с польской стороной и присудил компенсацию в полмиллиарда долларов. Вердикт был вынесен в марте 2020-го. Наверное, если бы не эпидемия коронавируса, в Речи Посполитой этот успех отметили бы военным парадом и народными гуляньями. Чиновники торжествовали: «Мы сорвали банк», — заявлял тогда замминистра госактивов Януш Ковальский. Вышло вот что: вместо долгосрочного контракта Польша теперь покупает газ по контрактам краткосрочным, а резко взлетевшие цены «съели» всю компенсацию. А ведь можно было и по-другому — перед глазами пример Венгрии, прагматично выстраивающей сотрудничество с Россией в сфере энергетики.
Но поляки так действовать не в состоянии. И это касается не только газа. В Речи Посполитой неоднократно с шумом объявляли, что впредь не купят ни грамма русского угля. Итог: за семь месяцев нынешнего года экспорт черного золота из РФ в Польшу вырос на 29,3 проц. В общем, результаты энергетических войн с Россией плачевны, но кавалерийская атака Польши на «Газпром» продолжается.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+