В середине 1990-х, в период первого «триумфального шествия» талибов* по югу Афганистана, один из американских экспертов, пытаясь определить сущность идеологии «Талибана», проводил интересную аналогию: «…в отличие от европейских течений, концентрировавшихся на рабочем классе или самом же студенчестве, афганские студенты оказались увлечены маоизмом в его китайском варианте, возводившем бедность и аскетизм в ряд главных моральных добродетелей. Когда коммунисты пришли к власти в Афганистане в 1978 году, марксизм-ленинизм как учение быстро померк в глазах афганской молодёжи. Многие обратились к исламу, остававшемуся религией афганской бедноты. Студенты обнаружили, что постулаты маоизма типа служения массам очень хорошо сочетаются с догмами ислама, а маоцзедуновская тактика народной партизанской войны отлично работает против советских оккупантов и их ставленников в Кабуле… Они фанатичные революционеры того толка, какими были китайские коммунисты конца 40-х годов».
Не со всем можно согласиться, но есть над чем и поразмышлять. Впрочем, на практике этот «романтический» период для талибов быстро закончился, когда, заняв крупные города с интернациональным населением — сначала Герат, потом Кабул, — они столкнулись не только с отрицанием своей политики в межэтнической сфере, но и с нежеланием городского населения принимать ни привнесённые талибами моральные и поведенческие установки, ни образ жизни на основе той матрицы, которая зиждилась на своеобразном синтезе ряда шариатских норм с постулатами традиционного пуштунского племенного кодекса, известного как «Пуштунвали». Этот эпизод обнаруживает один из важных и пока мало обсуждаемых аспектов происходящего конфликта — противоречия города и села, между которыми исторически сформировались серьёзные противоречия в представлениях о «правильном» образе жизни, да и в мировоззрении в целом.
Конфликт в Афганистане и особенно его результаты представляют собой крайнюю радикальную форму последствий форсированного развития процессов модернизации в мусульманском обществе. В 1990-х это были последствия реформ президента Мохаммада Дауда в 1970-х и советского опыта форсированной модернизации. Практика модернизации Афганистана периода присутствия США и НАТО оказалась ещё более негативной, нежели советская, уроки истории, как известно, мало кому идут впрок. Любая реконструкция или модернизация, основанные на финансовой подпитке извне, дают результаты исключительно в пользу предельно узкого, очень ограниченного круга элиты. Ни реконструкция, ни модернизация не могут создать возможностей для большинства населения.
Городское меньшинство, не воспринявшее сходные с маоизмом установки раннего «Талибана», это городское меньшинство и сейчас апеллирует к так называемым демократическим ценностям и правам человека, по сути — к смоделированной применительно к западному сообществу модели и человеческого поведения, и государственного устройства. Но исторически сложившиеся реалии Афганистана исключают изменения, влекущие внедрение чужеродных элементов образа жизни и культуры. Индивидуального успеха, как условия распада общинных связей, в подобной ситуации может достичь и достигает только незначительная часть населения, для которой и становится чужда та культурно-цивилизационная модель, которая предлагается «Талибаном». Для остальных, затронутых процессами модернизации, но не получивших от неё результатов и в результате только раздражённых инновациями, выглядит естественным обращение к «потерянным» ценностям. Тем самым формируется и социальная база для радикально настроенных сторонников восстановления утраченных традиционалистских ценностей, представление о которых сохраняется в памяти значительной части общества, и преимущественно в позитивном ключе.
Сегодняшняя фрагментация афганского общества — и «Талибана» в том числе — настолько высока, что простых формул не то что снятия противоречий, но хотя бы снижения общей конфликтности, таких формул не существует.
В наибольшей степени это относится к таким аспектам, как межэтнический и межрегиональный. Не являясь единственно доминирующим противоречием в развитии афганского общества, этнический фактор в то же время всегда играл и играет чрезвычайно важную роль, особенно в случаях и в периоды общеполитических кризисов, стимулируемых, как правило, воздействием внешних центров силы. Динамика изменений в этнической структуре населения Афганистана была и остаётся достаточно высокой уже на протяжении полутора веков. В то же время этнополитический баланс афганского общества, начавший формироваться на рубеже XIX—XX веков, обеспечивался применением модели пуштунского доминирования в сочетании с исторически установившимися, естественными механизмами интеграции и ассимиляции, что создавало условия для постепенного преодоления трайбалистских и этнических противоречий в процессе модернизации афганского государства. Этот процесс был деформирован событиями 1970—1990-х годов, и последующий период характеризуется постоянным ростом межэтнических противоречий, эволюционирующих в общественных настроениях и пристрастиях этнических политических элит в сторону сепаратизма.
Федерализация Афганистана — идея не новая. Ярким сторонником административно-территориального деления Афганистана с простым копированием советской модели союзного государства был Хафизулла Амин, мечтавший о создании союзных республик по простому этническому принципу — пуштунская, белуджская, таджикская и так далее. Создание национальных автономий в Афганистане рассматривалось в своё время советским руководством как вариант урегулирования межэтнических, этнополитических проблем и стабилизации ситуации в стране после вывода советских войск. В частности, изучалась возможность создания «в рамках единого Афганистана таджикской автономии на базе районов проживания таджиков с включением в неё территорий провинций Бадахшан, Тахар, Баглан, части Парван и Каписа», обсуждались вопросы «представительства таджиков в высших органах власти страны и даже… регулярных войск таджикской автономии с включением их в состав ВС РА», о чём писал в своих воспоминаниях генерал армии В. Варенников. Отказ от этой идеи был связан тогда как с пониманием высокой конфликтности этой инициативы, так и с осознанием высокой дисперсности расселения этнических групп и очевидной нереальностью администрирования по этническом критериям.
«Талибан» — довольно сложное для изучения явление, в том числе и в силу отсутствия у движения какой-либо программы. Судить о намерениях талибов по переустройству страны можно лишь по обрывочным и часто противоречащим друг другу заявлениям. Тем не менее можно уверенно предполагать стремление талибов к утверждению жёсткой унитарной модели с собственным (талибским, то есть в подавляющей степени пуштунским) доминированием. Этот вопрос имеет и серьёзное уже не внутриафганское, а вполне себе геополитическое звучание. Примечательно: анализ всей существующей риторики по линии взаимодействия талибов с Китаем показывает, что такая модель будет в абсолютной степени поддержана Пекином. Не случайно уже и спикеры «Талибана» называют КНР своим главным внешним партнёром, а для китайской стороны ключевым понятием для всей афганской ситуации является «стабильность». Легко понять, что в Пекине видят в «Талибане» инструмент по созданию условий для реализации своих трансграничных проектов, модератором чего определён Исламабад. В истории нет ничего нового: в 1990-х «Талибан» и создавался-то как инструмент по формированию условий для реализации трансграничных проектов, в которые были заложены интересы США, Великобритании, Пакистана и Саудовской Аравии…
Тогда не удалось, и можно отметить лишь кардинальную смену приоритетов самим «Талибаном».
В общем-то, против установления в Афганистане жёсткой схемы государственного управления как эффективного способа установления в стране мира и стабильности не возражали бы и Россия, Иран, страны Центральной Азии. Другое дело, насколько это реально.
История Афганистана сложилась таким образом, что любой внутристрановый процесс содержит в себе и серьёзное внешнеполитическое наполнение. Сегодня среди всего широчайшего спектра афганских политических сил и политиков нет никого, кто отражал бы сугубо афганские национальные интересы и был бы не связан с интересами того или иного внешнего актора. При этом список внешних акторов весьма богат: это и США с их союзниками по НАТО и не только, это уже упомянутый выше Китай вкупе с Исламабадом (причём их интересы не всегда и не во всём могут совпадать), это Катар, Турция, Индия, это Саудовская Аравия со своими союзными арабскими монархиями, наконец, это Россия, Иран, соседние с Афганистаном страны Центральной Азии… Нетрудно предположить, каков может быть уровень конфликтности между разнонаправленными интересами названных и ряда других акторов, который будет извне закладываться в непосредственных участников афганской войны. И даже странным выглядит тот факт, что никто пока не вложился в поддержку — хотя бы политическую, но и не только в неё — того же движения сопротивления в Панджшере. Впрочем, всё впереди.
Самое время вспомнить слова немодного нынче Фридриха Энгельса в его работе с простым названием «Афганистан»: «…Их неукротимая ненависть к государственной власти и любовь к личной независимости мешают им стать могущественной нацией; но именно эта стихийность и непостоянство поведения превращают их в опасных соседей, поддающихся влиянию минутных настроений и легко увлекаемых политическими интриганами, которые искусно возбуждают их страсти».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+