Обнаружить подобный подводный объект посредством радиогидроакустических средств патрульной авиации и корабельных гидроакустических средств крайне непросто
Как показал весьма поверхностный мониторинг военно-аналитического сегмента российского медиапространства за последние несколько дней, анонсированное неделей ранее пресс-службой оборонного ведомства ФРГ развёртывание сверхмалошумной анаэробной дизель-электрической подлодки U35 (S185) проекта 212А в Центральном Средиземноморье, к огромному сожалению, не вызвало ни толики внимания у отечественных военных экспертов и обозревателей.
Между тем, известные конструктивные особенности и тактико-технические параметры немецких субмарин данного проекта, а также оперативно-стратегическая ситуация в зоне грядущего оперирования U35 заставляют нас погрузится в более детальное прогнозирование вероятных целей сего «первого дальнего похода», пафосно преподнесенного в Минобороны ФРГ, как «охота».
Согласно официальной версии, озвученной компетентным источником в немецком военном ведомстве, ключевой задачей экипажа субмарины U35 является перманентный мониторинг надводного пространства центральной части акватории Средиземного моря на предмет появления катеров и иных надводных кораблей, которые, вопреки введенному ООН эмбарго, на регулярной основе осуществляют поставку вооружений подразделениям как Правительства национального согласия Ливии (курируемого Турцией), так и Ливийской национальной армии (поддерживаемой Россией, ОАЭ, Египтом и Иорданией). Однако для осуществляемого в рамках военно-морской операции IRINI (проводимой силами ОВМС Евросоюза, — EUNAVFOR) патрулирования Центрального Средиземноморья было бы вполне достаточно пары противолодочных самолётов P-3C CUP ВМС Германии и одного БПЛА стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки RQ-4E Euro Hawk, оснащённых бортовыми радарами AN/APY-137(V)5 и AN/ZPY-2, а также турельным мультиспектральным оптико-электронным комплексом SYERS-2B/C.
Вышеуказанные радары и оптико-электронный модуль вполне способны не только обнаружить, но и идентифицировать любые надводные корабли-транспорты на удалении порядка 100 и 200 км соответственно (в зависимости от метеорологической ситуации и помеховой обстановки). Затем их координаты могут быть переданы от «Ойнов» и «Евро Хоуков» корветам класса «Брауншвейг» и фрегатам класса «Саксония» для дальнейшего перехвата либо силами экипажей кораблей, либо с задействованием многоцелевых вертолётов NH90. Стало быть, развёртывание подлодки U35 в рамках одной лишь операции IRINI является далеко не самым целесообразным и мудрым решением оборонного ведомства ФРГ.
Другое, и куда более стратегически аргументированное дело — мониторинг подводного пространства акватории Средиземного моря на предмет транзита российских малошумных дизель-электрических подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка», либо осуществляющих межфлотский переход из зоны ответственности Черноморского флота в зону ответственности Балтийского флота, либо отслеживающих перемещения корабельных ордеров АУГ ОВМС НАТО. И для реализации данной задачи немецкая сверхмалошумна U35 может похвастаться целым рядом тактико-технических достоинств.
Обладая подводным водоизмещением порядка 1860 тонн (против 3950 тонн у «Варшавянок»), немецкая субмарина U35 обладает ещё более низкой акустической сигнатурой, затрудняющей вскрытие своего местоположения посредством радиогидроакустических буёв (устанавливаемых противолодочными самолётами Ил-38Н) и гидроакустических комплексов МГК-400ЭМ «Рубикон-М» подлодок пр. 636.3 «Варшавянка». Изготовленный же из маломагнитной стали корпус U35 заметно затрудняет её пеленгование с помощью детекторов магнитных аномалий (магнитометров), установленных на патрульных самолётах Ил-38Н и Ту-142М3.
Ещё одним, куда более существенным технологическим преимуществом субмарины U35 является наличие анаэробной/воздухонезависимой энергетической установки на базе «долгоиграющих» электрохимических водородно-кислородных топливных элементов, обеспечивающих возможность полного электродвижения подлодки в подводном режиме на протяжении 15 — 20 дней в сверхмалошумном режиме «подкрадывания» (со скоростью 3 — 5 узлов) без всплытия на поверхность и включения дизель-генераторных установок.
Обнаружить подобный подводный объект посредством радиогидроакустических средств патрульной авиации и корабельных гидроакустических средств крайне непросто даже в нормальной гидрологической обстановке, не говоря уже, к примеру, о пятибальном шторме. Наши же «Варшавянки» не располагают воздухонезависимыми энергетическими установками, ввиду чего вынуждены каждые 18 — 24 часа всплывать на поверхность для запуска дизель-генераторов в режиме РДП и подзарядки батарей, вскрывая своё местоположение для противолодочных самолётов P-8A Poseidon ВМС США, оперирующих в нейтральном воздушном пространстве над Средиземным морем.
Более того, располагая возможностью подводного хода на дистанцию 2500 км, операторы-гидроакустики подлодки U35 смогут без затруднений сканировать «акустические портреты» ДЭПЛ класса «Варшавянка» и «Лада» в разным режимах оперирования вплоть до Кипра. Для этого в арсенале U35 имеется внутрикорпусная станция пассивной гидроакустической разведки AN5039A1, а также низкочастотная гидроакустическая станция на базе буксируемой антенны TAS-3. Идентификация вышеуказанных «акустических портретов» наших ДЭПЛ будет иметь существенное значение для Объединённых ВМС НАТО в случае эскалации масштабного конфликта на Европейском ТВД.
Вывод: недооценивать данное развёртывание U35 в Средиземноморье было бы крайне наивно и недальновидно. Не стоит забывать и о необходимости ускорения работ ЦКБ МТ «Рубин» по «доведению до ума» отечественной воздухонезависимой энергетической установки на базе контура риформинга водорода для оснащения ДЭПЛ «Лада». К сожалению, на текущий момент неизвестна даже предполагаемая дата начала крупносерийного производства данных анаэробных установок.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+