Самым важным итогом виртуальной встречи министров иностранных дел Афганистана и Центральной Азии в прошлом месяце стала «необходимость создания политической основы для укрепления сотрудничества между этими странами в различных областях» как можно скорее, чтобы продвинуть их общую цель — облегчить трансрегиональное сообщение
В ежемесячном информационном бюллетене посольства Афганистана в Туркменистане за июль 2021 года содержится важная информация, которая ускользнула от внимания большинства региональных наблюдателей. Речь идет об итогах виртуальной встречи министров иностранных дел Афганистана и Центральной Азии, которая состоялась в прошлом месяце и была организована совместно Афганистаном, Туркменистаном и Региональным центром ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии (РЦПДЦА). В информационном бюллетене это мероприятие описывается как «первый формат на уровне министров иностранных дел для обсуждения мирного процесса, экономического развития, региональной безопасности и вывода международных сил из Афганистана». По данным посольства Афганистана в Туркменистане, «министры иностранных дел Афганистана и Центральной Азии подчеркнули необходимость создания политической основы, которая укрепит сотрудничество между этими странами в различных областях.»
Именно этот разумный результат должен стать приоритетным как можно скорее, чтобы продвинуть общую геоэкономическую цель этих стран — облегчение трансрегиональных связей. На состоявшейся в середине июля в Ташкенте конференции по связям между Центральной Азией и Южной Азией все участники, среди которых были представители Китая, России и США, согласились с важностью такого видения. Сразу же после этого США объявили о создании «новой четверки» между собой, Пакистаном, Афганистаном и Узбекистаном, нацеленной именно на интеграцию. Все региональные заинтересованные стороны, включая эти четыре страны, напрямую заинтересованы в февральском соглашении о строительстве железной дороги Пакистан-Афганистан-Узбекистан (PAKAFUZ ), которая рассматривается как наиболее реалистичное средство для достижения этой цели.
PAKAFUZ — не единственное предложение по трансрегиональному коридору, хотя оно, пожалуй, самое многообещающее. Экономический коридор Китай — Центральная Азия — Западная Азия (CCAWEC) является еще одним, хотя точный маршрут этого плана в настоящее время нечетко определен, как и восточная ветка транспортного коридора Север-Юг (NSTC) из контролируемого Индией иранского порта Чабахар, который также нацелен на соединение с этими странами. Некоторые наблюдатели также полагают, что недавняя модернизация Китаем сети автодорог в восточном Таджикистане основана на том, что можно условно назвать «Персидским коридором» для соединения этих двух стран и Афганистана с новыми 25-летними стратегическими партнерами Пекина в Иране. Наконец, существует «Коридор Лазурита» (LLC) между Афганистаном и Турцией через Туркменистан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию.
Учитывая, что все эти пять потенциальных коридоров проходят через Афганистан и Центральную Азию, вполне разумно, что они хотят «создать политическую структуру, которая укрепит сотрудничество между этими странами в различных областях», особенно в отношении их общей геоэкономической цели — облегчения трансрегиональных связей. Как бы ни называлась эта структура, она должна включать только эти шесть стран в качестве официальных членов, позволяя другим заинтересованным сторонам, таким как Китай, Индия, Иран, Пакистан, Россия, Турция и США, участвовать в качестве наблюдателей. Это позволит Афганистану и республикам Центральной Азии (ЦАР) не оказаться в тени этих гораздо более крупных стран и, таким образом, непреднамеренно превратиться в объект международных отношений вместо того, чтобы оставаться независимыми субъектами, каковыми они являются в настоящее время.
Каждая из этих гораздо более крупных стран уже имеет определенный уровень институционализированного сотрудничества с Афганистаном и ЦАР, что оправдывает их участие в качестве наблюдателей в предлагаемой платформе. Организация экономического сотрудничества (ОЭС) объединяет эти шесть стран, Азербайджан, Иран, Пакистан и Турцию, а китайская инициатива «Пояс и путь» (ППД) делает то же самое с этими шестью странами и Народной Республикой. Основой отношений США с Центральной Азией является рамочная программа С5+1, а «новая четверка» включает страны ПАКАФУЗ. Наконец, Ашхабадское соглашение состоит из Индии, Ирана, Казахстана, Омана, Пакистана, Туркменистана и Узбекистана, а российский Евразийский экономический союз (ЕАЭС) включает Казахстан и Кыргызстан.
Учитывая эти замечания, не должно быть ничего противоречивого в том, что Афганистан и ЦАР объединятся для создания собственной интеграционной платформы для облегчения трансрегиональных связей, если они пригласят Китай, Индию, Иран, Пакистан, Россию, Турцию и США участвовать в качестве наблюдателей. Каждая из этих семи гораздо более крупных стран должна понять опасения своих шести партнеров по поводу того, что их формальное членство в этой группе может отодвинуть их на второй план. Поэтому все они должны поддержать реализацию предложения, сделанного в прошлом месяце, поскольку созданная структура может стать платформой, с помощью которой каждая из них сможет более эффективно взаимодействовать с этими странами. Надеемся, что в ближайшее время в этом отношении будет достигнут ощутимый прогресс, поскольку такой результат будет отвечать геоэкономическим интересам каждого.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+