Перспективы американо-европейского «трансатлантического сотрудничества» по итогам встречи США-ЕС
Встреча глав государств G-7, прошедшая 11 июня 2021 года в городке Карбис-Бэй на атлантическом побережье полуострова Корнуолл, Великобритания, была первой за последние два года очной встречей этого формата.
Не встречались по двум причинам: эпидемия COVID-19 и нежелание европейцев работать с Трампом, который выставил к ним очень жесткие требования. Но и проведённые встречи проходили с конфликтами и давали повод к саркастическим комментариям в СМИ. Большая двадцатка со всей очевидностью оттесняла Большую семёрку на вторые роли, превратив её в клуб стареющих ветеранов Большой игры, пока влиятельных, но уже потерявших монополию.
Европейское турне Д. Байдена имеет сверхзадачей восстановить единство рядов «союзников» и показать, что «Америка вернулась». Рассматривать саммит G-7 11.06.21 в Карбис-Бэй нужно в неразрывной связи с саммитом НАТО в Брюсселе 14.06.21, так как это (без Японии) одни и те же страны. Саммит НАТО – это почти выездная сессия G-7 по военной тематике, неразрывно связанной с тематикой экономико-политической. Те же враги (Россия и Китай), та же проблема (кто виноват и что делать?), те же лица в зале заседаний.
Если связать два саммита (G-7 и НАТО) в одно целое, то станет понятным, почему саммит НАТО запланирован таким рекордно коротким – одна рабочая сессия на 2,5 часа. Тема та же, что и с G-7: «агрессивные действия России», хакерские и террористические угрозы, усиление Китая. Во встрече вообще нет необходимости, она носит ритуальный характер, ибо позиции сторон давно согласованы.
Решение G-7 выделить беднейшим странам 2,3 млрд. доз вакцины от коронавируса через механизм ВОЗ СOVAX – это серьёзный вопрос глобального соперничества с Россией и освоения больших денег фармкорпорациями, аффилированными с демпартией США, а точнее, с её спонсорами.
Для Байдена необходимо привлечь в этой теме Германию, которая согласилась выделить 350 млн. доз вакцин, при том, что в самой Германии их не хватает, и немцы готовы ездить прививаться в Россию. Политические проекты требуют денег, и для США важно долевое участие «союзников», даже если это стоит им политических проблем у себя дома. Видимо, они считают это меньшим злом по сравнению с усилением России.
Политической целью администрации Байдена, затеявшей саммит G-7 и сделавшей это непременно в Британии, было не просто показать особую роль британской короны в европейских и мировых делах, а также её особые отношения с США. У решений G-7 далеко идущие последствия. Байден, по сути, консолидировал G-7 против Китая. Инвестиционное соглашение между Китаем и ЕС под нажимом США заморожено Европарламентом, Китаю объявлены санкции ЕС за инциденты в Синьцзяне, но для США это лишь часть задачи.
В коммюнике по итогам саммита заявлено: лидеры G-7 договорились «продолжать исследование происхождения коронавируса». Это уже не только позиция США, но и так называемого всего «мирового сообщества». Когда США сведут воедино три линии против Китая – локальная война за Тайвань, санкции за уйгуров в Синьцзяне и обвинение Китая в происхождении коронавируса – с требованием компенсаций и наложением санкций, добавят полупроводниковую блокаду, штрафы за выбросы СО (Парижское соглашение по климату) и новые бунты в Гонконге, то настанет время для организации переворота в Китае и приведением к власти проамериканских «комсомольцев».
После этого у США и ЕС будут развязаны руки против России. Китайский вектор в политике Запада сейчас основной, а российский – вспомогательный.
США, опираясь на свою финансовую и технологическую мощь, готовит платформу для глобальной экспансии через экологическую повестку. Решение G-7, принятое по требованию США, предусматривает сократить углеродные выбросы в своих странах до нуля к 2050 году, ежегодно выделять до $100 млрд на «борьбу с изменением климата» в рамках Парижского соглашения, поддержать «историческое обязательство», данное G-7 ранее, – установить единую ставку налога на прибыль для крупных корпораций на уровне не менее 15%.
То есть Запад формирует серьёзную финансовую базу для экологической реконструкции своего бизнеса, в расчёте потом использовать это для давления на Россию, Китай и Индию в целях их подчинения. Понятно, что находить и использовать по $100 млрд в год только на экологию эти страны, где господствует старый, энергоёмкий и экологически грязный технологический уклад, будут не в состоянии.
Получить льготные квоты на выбросы СО и отсрочку по санкциям можно будет только при условии политической и военной капитуляции. При условии, что западные корпорации возьмут под контроль перевооружение (то есть финансовые потоки) местных компаний, а заодно и правительства этих стран. Экология становится одним из инструментов внешнего управления и средством принуждения к глобализации.
Однако на уровне принятия общих деклараций власть США в G-7 заканчивается и начинается тихое сопротивление европейских вассалов. Так, союзники приняли американскую формулировку о проведении расследований о происхождении коронавируса, но обвинения Китая априори со времён Трампа оценивают как бездоказательные. Италия и Германия посчитали, что США подталкивают их к антикитайской позиции, и итоговые формулировки были не такими жёсткими, как хотели США.
Не включили в текст коммюнике и тезисы об использовании Китаем рабского труда. Понятно, что такие заявления нанесли бы европейцам сильный ущерб – Китай глубоко кооперирован в европейскую экономику, и низкая себестоимость китайской продукции выгодна не только китайским производителям, но и европейским торговцам. А современная торговля — это основной рынок труда, главная сфера инноваций, налогооблагаемая база, и вообще, это электорат.
Более того, даже введение экологического налога на корпорации в 15% от прибыли реализовать сложнее, чем об этом заявить. Бизнес получит бьющую по конкурентоспособности налоговую статью, рынок труда – сокращения, бюджет – недоимки, экономика – скачок инфляции, а правящие партии – поражение на выборах. Неудивительно, что этот пункт остаётся нереализованным, хотя по нему согласились давно. Понятно, что каждая партия в ЕС старается передать эту головную боль тем, кто придёт им на смену.
Но в том, что касается мер по совместному противостоянию растущей экономической мощи Китая, было полное единодушие. Однако и здесь ЕС предоставит, как обычно, право первенства США. Положение европейских политиков сложное: они находятся между многими огнями – США, Китай, Россия, свой национальный бизнес, свой электорат, и ни с кем идти на полноценный конфликт они не хотят.
Это значит, что многие декларации останутся на бумаге. В ЕС очень скептично относятся к перспективам США, помня, что там половина населения поддерживает Трампа, и никто не знает, как сложатся выборы в 2024 году. Тренд США – растяжка между левым (Байден) и правым (Трамп) популизмом, и европейский истеблишмент понимает, что все решения временны, а поспешное следование за США скоро может вернуться бумерангом.
Это тем более вероятно, что два года назад при очной встрече G-7 речи о Китае вовсе не было, США заявляли о готовности выйти из НАТО, а Германия угрожала позвать Россию назад в G-8. Социальная база в США для поддержки сил, стоящих на этой позиции, никуда не делась. Спешить поссориться с Китаем или Россией европейцы не будут, как бы их ни толкали США и вышедшая из ЕС Британия.
В целом саммит G-7 показал: Европа сохраняет раскол, возникший при Трампе и Брэксите. Интересы ЕС, Канады, США и Британии не тождественны интересам Франции, Германии и Италии. Интересы Японии вообще никому в Европе не важны. ЕС охотно поддержит идею государственной помощи корпорациям против китайских конкурентов, но сам на конфликт не пойдёт, глубоко в нём заходить не станет, и первый его не начнёт.
В ЕС рады возвращению США, но помнят кейс Трампа и теперь всегда держат его в уме. Германия и Италия претендуют на определённую свободу действий в рамках общей субординации. США подталкивают ЕС к экономически убийственным решениям, и там это понимают и демпфируют этот нажим насколько возможно.
Резолюции G-7 – это не директивы, а декларации. Соглашения о намерениях, которые могут разбиться о действительность буквально назавтра. Наблюдая за приготовлениями Запада к борьбе с Китаем и Россией, можно сделать вывод о безальтернативности российско-китайского сближения.
Вот только его сроки, скорость и объёмы должны быть определены в соответствии с реальными, а не декларативными действиями объединённого Запада. Как показала жизнь, для европейцев существует зазор между декларациями и realpolitik, и в этот зазор могут поместиться довольно обширные территории, размером с Китай и Россию.
Саммит G-7 показал страх западных элит перед будущим, а страх тормозит когнитивные процессы. Пока США толкают Европу в спину, та разрывается между имитацией единения и скрытым сопротивлением. Союзы, построенные на такой основе, рано или поздно ослабевают, как только появляется другая реальная альтернатива.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+