Президент Зеленский незаконно отобрал нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» у группы иностранных инвесторов, которые вложили в него более полумиллиарда долларов и спасли от разрушения
После продолжительного простоя труба с 2016 года начала качать в Украину дешевый дизель. Сегодня этих поставок нет, а на рынке наблюдается дефицит и рост цен.
Украина уже несколько месяцев балансирует на пороге топливного дефицита. Рынок в буквальном смысле слова сохнет. Последние 10 тыс. т дизеля, оставшиеся от последних отгрузок через терминал в Гомеле и по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападТранс», были реализованы в апреле. В целом, за апрель баланс рынка дизельного топлива просел на 10%, до 593,8 тыс. т, против 659,8 тыс. т за аналогичный период прошлого года. В апреле импорт дизельного топлива в Украину сократился на 12%, до 491,6 тыс. т. В основном сокращение произошло за счет поставок из РФ, которые уменьшились почти в три раза, до 89,5 тыс. т. На этом фоне на АЗС Украины начали расти цены, что вынудило правительство вводить ценовой потолок на топливо. Если в СССР это выглядело обыденно, то в рыночной экономике — отчаянная и неэффективная мера, свидетельствующая о серьезнейших проблемах на топливном рынке. Виновником этого является украинская власть, которая из политических соображений отобрала у частных инвесторов нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» и остановила работу предприятия.
Фактор трубы — снижение контрабанды и рост налогов
Нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» долгое время был самым выгодным способом транспортировки дизеля в Украину. Поставки по трубе обходились дешевле железнодорожной логистики и дорогой морской перевалки. Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев отмечал, что по трубе в Украину поставлялся достаточно дешевый ресурс, но при этом очень качественный. Поступившее по нефтепродуктопроводу дизтопливо, помимо Украины, покупали польские и венгерские компании — в частности, такие гиганты мирового топливного рынка как MOL и Orlen.
«ПрикарпатЗападТранс» управляет участком нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление», протяженностью около 1,1 тыс. км, который предназначен как для прокачки дизельного топлива из России и Белоруссии в Украину, так и для транзита в Европу. В 2014 г. работа предприятия была остановлена. Труба простаивала и рисковала быть продырявленной незаконными врезками. Компанию в прямом смысле слова спасли иностранные инвесторы. В конце 2015 года предприятие у российского ЗАО «Транснефтепродукт» выкупила швейцарская International Trading Partners (ITP) Анатолия Шефера. Группа западных инвесторов вложила в восстановление работы украинского трубопроводного проекта более 550 млн долларов. Дешевый дизель начали качать на украинский рынок, а когда трейдер Proton Energy Group S.A. подписал контракт на поставки топлива с венгерским концерном MOL в 2016 году, начался транзит в Европу.
Выход на украинский рынок дизельного топлива Proton Energy Group существенно повлиял как на структуру рынка, так и на объемы импортированных нефтепродуктов. Доля поставок Proton в общем объема импорта ДТ в Украину в скором времени достигла около трети объема всех импортных поставок. Труба давала возможность поставлять дешевое топливо высокого качества, что подтолкнуло цены к снижению.
Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющей цены для покупателя) снизилась с 80-60 долл./т в период простоя «ПрикарпатЗападТранса» до 20 долл./т, когда предприятие снова заработало. Это неминуемо привело к снижению цены для потребителей по всей стране.
Вскоре даже Минфин был вынужден признать, что нефтепродуктопровод в немалой степени способствует «выбеливанию» рынка и росту поступлений акциза в госбюджет. Как известно, концерн MOL выставил жесткие условия по поводу контроля за содержимым трубы, в том числе к украинским государственным органам. При импорте и транзите топлива контроль осуществлялся на каждом этапе поставки. В том числе, сверяется с данными венгерской стороны.
В Украину поступало достаточно «белого» дизтоплива, чтобы покрыть потребности потребления. Доля контрабанды стремительно сокращалась. В 2016-2018 гг. доля налоговых поступлений от импорта ДТ составила 4,96% в общей сумме доходов бюджета, что на 58% выше, чем средний показатель за 2013-2015 гг. В целом, «ПрикарпатЗападТранс» за 2016-2018 гг. заплатил в госбюджет 358,3 млн грн.
У Зеленского не против, если «труба сгниет»
Но для президента Зеленского эти сотни миллионов гривен налогов — не аргумент. Своим указом он отобрал нефтепродуктопровод у частных инвесторов, которые, напомним, вложили в его восстановление более полумиллиарда долларов. До этого трубопроводные поставки дизеля обложили специальной пошлиной. Видимо, это было результатом работы лоббистов морских и железнодорожных поставок.
Примечательно, что на этот шаг Офис президента решился только после парламентских выборов — чтобы не будоражить общество. В ОП ведь знали, что это повлечет за собой рост цен на АЗС. Эксперты отмечали, что это едва ли не первый случай, когда ограничения вводятся не в отношении продукта или страны, из которой он поставляется, а в отношении способа поставки.
В общем, вследствие политической атаки власти на «ПрикарпатЗападТранс» импорт дешевого дизеля в Украина падал из года в год. Если в 2018 году импорт через «ПрикарпатЗападТранс» составил 1,98 млн т (30,5% рынка), то в 2019 году — 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-м — 635 тыс. т (8,57%). Вместе с тем, падали и объемы поступлений в госбюджет.
Сегодня «ПрикарпатЗападТранс» стоит без работы. Огромное предприятие, способное генерировать налоговые поступления в госбюджет, не качает топливо из-за политической позиции президента.
Эксперт Дмитрий Марунич считает, что национализация трубы приведет только к дополнительным издержкам для государства.
«Сегодня нефтепровод передан «Укртранснафте», которая будет нести издержки по его содержанию до завершения судебного процесса. Надо отметить, что на момент остановки в трубе находилось топливо на десятки миллионов долларов, государство должно будет компенсировать эти средства прошлым владельцам», — пояснил эксперт.
Как заявил один из высокопоставленных представителей действующей власти, в команде президента не против, если «труба сгниет».
Параллельно начались массовые обыски и беспрецедентное давление на сеть АЗС «Глуско», принадлежащую швейцарскому трейдеру Proton Energy, который и после незаконной национализации нефтепродуктопровода оставался эксклюзивным представителем «Роснефти» и продолжал поставки относительно дешевого российского дизеля по железной дороге. Возникла угроза остановки этих поставок на границе. В итоге Proton решил выйти из игры. После этого поставки дизтоплива из России прекратились. Только благодаря белорусским поставкам цены на дизтопливо не рванули вверх, а потихоньку поползли. Но это не спасло рынок от кризиса. Власти пошли на отчаянные меры и ввели предельные розничные цены, выше которых дизтопливо продавать на АЗС нельзя.
Рынок лихорадит, власти хотят возобновить поставки из России
Сегодня запасы дизтоплива «съедены». Значительно нарастить собственное производство единственный работающий в Украине НПЗ «Укртатнафта» не смог. Уже в середине мая было известно, что крупнейший производитель белорусского дизтоплива Мозырский НПЗ может уйти на ремонт, а у второго НПЗ Беларуси проблемы с поставками нефти из РФ из-за американских санкций.
Также сейчас нет поставок дизеля «Роснефти» по железной дороге. Недавно отраслевое издание enkorr сообщило, что российская компания наконец определилась с новым эксклюзивным дистрибутором, которым вместо Proton станет Socar. По информации издания, компания уже импортировала 2 тыс. т дизеля в Украину и имеет квоту на поставку 100 тыс. т. в мае. Для сравнения, в 2020 году Proton отправил в Украину 1,74 млн. т дизтоплива (23,4% рынка) и 443 тыс. т (22,3%) сжиженного газа. Примечательно, что никакими другими сообщениями, кроме enkorr, данная информация не подтверждена.
Что имеем? Российские поставки дизеля под вопросом, белорусские также. А впереди осенняя уборочная и посевные кампании, когда потребление дизеля возрастает значительно. Дизель, ввозимый по морю, — дорогой. Эксперты все чаще говорят, что Украина уже в шаге от кризиса. Если из-за отсутствия дешевой соляры цены в опте вырастут выше предельных значений, АЗС не станут торговать дизелем в убыток и просто остановят его продажи. На рынке наступит острый дефицит и непредсказуемый ценовой ажиотаж.
«От этой ситуации проиграют все: потребители начнут платить больше за топливо, а операторы рынка — получат проблемы с поставками топлива на свои сети», — говорит Геннадий Рябцев.
Кажется, сейчас до властей дошло, что пахнет жареным. «Укртранснафта» заявила, что намерена возобновить работу «ПрикарпатЗападТранс». При этом в компании трезво признают, что для этого необходимо провести переговоры с собственниками ресурса — Россией и Беларусью. Без этого возобновление работы нефтепродуктопровода невозможно. Но под какие контракты с белорусами и россиянами станет договариваться «Укртранснафта»? Чем она сможет заинтересовать партнеров из России и Белорусии — да и европейских трейдеров, которые были контрагентами Proton? Да и станет ли кто-то договариваться о сотрудничестве, понимая, что в любой момент Зеленский может снова нарушить правила игры или сменить руководство «Укртранснафты»?
«Если альтернативу российским поставкам не удастся найти, нефтепродуктопровод сгниет уже через несколько лет», — говорит Марунич.
А пока продолжаются эти политические разборки, платить за все придется украинцам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+