ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Как Зеленский спровоцировал кризис на топливном рынке Украины

Как Зеленский спровоцировал кризис на топливном рынке Украины


27-05-2021, 14:01. Разместил: Око Политика

Как Зеленский спровоцировал кризис на топливном рынке Украины

 

Президент Зеленский незаконно отобрал нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» у группы иностранных инвесторов, которые вложили в него более полумиллиарда долларов и спасли от разрушения

 

После продолжительного простоя труба с 2016 года начала качать в Украину дешевый дизель. Сегодня этих поставок нет, а на рынке наблюдается дефицит и рост цен.

 

Украина уже несколько месяцев балансирует на пороге топливного дефицита. Рынок в буквальном смысле слова сохнет. Последние 10 тыс. т дизеля, оставшиеся от последних отгрузок через терминал в Гомеле и по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападТранс», были реализованы в апреле. В целом, за апрель баланс рынка дизельного топлива просел на 10%, до 593,8 тыс. т, против 659,8 тыс. т за аналогичный период прошлого года. В апреле импорт дизельного топлива в Украину сократился на 12%, до 491,6 тыс. т. В основном сокращение произошло за счет поставок из РФ, которые уменьшились почти в три раза, до 89,5 тыс. т. На этом фоне на АЗС Украины начали расти цены, что вынудило правительство вводить ценовой потолок на топливо. Если в СССР это выглядело обыденно, то в рыночной экономике — отчаянная и неэффективная мера, свидетельствующая о серьезнейших проблемах на топливном рынке. Виновником этого является украинская власть, которая из политических соображений отобрала у частных инвесторов нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» и остановила работу предприятия.

 

Фактор трубы — снижение контрабанды и рост налогов

 

Нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» долгое время был самым выгодным способом транспортировки дизеля в Украину. Поставки по трубе обходились дешевле железнодорожной логистики и дорогой морской перевалки. Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев отмечал, что по трубе в Украину поставлялся достаточно дешевый ресурс, но при этом очень качественный. Поступившее по нефтепродуктопроводу дизтопливо, помимо Украины, покупали польские и венгерские компании — в частности, такие гиганты мирового топливного рынка как MOL и Orlen.

 

«ПрикарпатЗападТранс» управляет участком нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление», протяженностью около 1,1 тыс. км, который предназначен как для прокачки дизельного топлива из России и Белоруссии в Украину, так и для транзита в Европу. В 2014 г. работа предприятия была остановлена. Труба простаивала и рисковала быть продырявленной незаконными врезками. Компанию в прямом смысле слова спасли иностранные инвесторы. В конце 2015 года предприятие у российского ЗАО «Транснефтепродукт» выкупила швейцарская International Trading Partners (ITP) Анатолия Шефера. Группа западных инвесторов вложила в восстановление работы украинского трубопроводного проекта более 550 млн долларов. Дешевый дизель начали качать на украинский рынок, а когда трейдер Proton Energy Group S.A. подписал контракт на поставки топлива с венгерским концерном MOL в 2016 году, начался транзит в Европу.

 

Выход на украинский рынок дизельного топлива Proton Energy Group существенно повлиял как на структуру рынка, так и на объемы импортированных нефтепродуктов. Доля поставок Proton в общем объема импорта ДТ в Украину в скором времени достигла около трети объема всех импортных поставок. Труба давала возможность поставлять дешевое топливо высокого качества, что подтолкнуло цены к снижению.

 

Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющей цены для покупателя) снизилась с 80-60 долл./т в период простоя «ПрикарпатЗападТранса» до 20 долл./т, когда предприятие снова заработало. Это неминуемо привело к снижению цены для потребителей по всей стране.

 

Вскоре даже Минфин был вынужден признать, что нефтепродуктопровод в немалой степени способствует «выбеливанию» рынка и росту поступлений акциза в госбюджет. Как известно, концерн MOL выставил жесткие условия по поводу контроля за содержимым трубы, в том числе к украинским государственным органам. При импорте и транзите топлива контроль осуществлялся на каждом этапе поставки. В том числе, сверяется с данными венгерской стороны.

 

В Украину поступало достаточно «белого» дизтоплива, чтобы покрыть потребности потребления. Доля контрабанды стремительно сокращалась. В 2016-2018 гг. доля налоговых поступлений от импорта ДТ составила 4,96% в общей сумме доходов бюджета, что на 58% выше, чем средний показатель за 2013-2015 гг. В целом, «ПрикарпатЗападТранс» за 2016-2018 гг. заплатил в госбюджет 358,3 млн грн.

 

У Зеленского не против, если «труба сгниет»

 

Но для президента Зеленского эти сотни миллионов гривен налогов — не аргумент. Своим указом он отобрал нефтепродуктопровод у частных инвесторов, которые, напомним, вложили в его восстановление более полумиллиарда долларов. До этого трубопроводные поставки дизеля обложили специальной пошлиной. Видимо, это было результатом работы лоббистов морских и железнодорожных поставок.

 

Примечательно, что на этот шаг Офис президента решился только после парламентских выборов — чтобы не будоражить общество. В ОП ведь знали, что это повлечет за собой рост цен на АЗС. Эксперты отмечали, что это едва ли не первый случай, когда ограничения вводятся не в отношении продукта или страны, из которой он поставляется, а в отношении способа поставки.

 

В общем, вследствие политической атаки власти на «ПрикарпатЗападТранс» импорт дешевого дизеля в Украина падал из года в год. Если в 2018 году импорт через «ПрикарпатЗападТранс» составил 1,98 млн т (30,5% рынка), то в 2019 году — 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-м — 635 тыс. т (8,57%). Вместе с тем, падали и объемы поступлений в госбюджет.

 

Сегодня «ПрикарпатЗападТранс» стоит без работы. Огромное предприятие, способное генерировать налоговые поступления в госбюджет, не качает топливо из-за политической позиции президента.

 

Эксперт Дмитрий Марунич считает, что национализация трубы приведет только к дополнительным издержкам для государства.

 

«Сегодня нефтепровод передан «Укртранснафте», которая будет нести издержки по его содержанию до завершения судебного процесса. Надо отметить, что на момент остановки в трубе находилось топливо на десятки миллионов долларов, государство должно будет компенсировать эти средства прошлым владельцам», — пояснил эксперт.

 

Как заявил один из высокопоставленных представителей действующей власти, в команде президента не против, если «труба сгниет».

 

Параллельно начались массовые обыски и беспрецедентное давление на сеть АЗС «Глуско», принадлежащую швейцарскому трейдеру Proton Energy, который и после незаконной национализации нефтепродуктопровода оставался эксклюзивным представителем «Роснефти» и продолжал поставки относительно дешевого российского дизеля по железной дороге. Возникла угроза остановки этих поставок на границе. В итоге Proton решил выйти из игры. После этого поставки дизтоплива из России прекратились. Только благодаря белорусским поставкам цены на дизтопливо не рванули вверх, а потихоньку поползли. Но это не спасло рынок от кризиса. Власти пошли на отчаянные меры и ввели предельные розничные цены, выше которых дизтопливо продавать на АЗС нельзя.

 

Рынок лихорадит, власти хотят возобновить поставки из России

 

Сегодня запасы дизтоплива «съедены». Значительно нарастить собственное производство единственный работающий в Украине НПЗ «Укртатнафта» не смог. Уже в середине мая было известно, что крупнейший производитель белорусского дизтоплива Мозырский НПЗ может уйти на ремонт, а у второго НПЗ Беларуси проблемы с поставками нефти из РФ из-за американских санкций.

 

Также сейчас нет поставок дизеля «Роснефти» по железной дороге. Недавно отраслевое издание enkorr сообщило, что российская компания наконец определилась с новым эксклюзивным дистрибутором, которым вместо Proton станет Socar. По информации издания, компания уже импортировала 2 тыс. т дизеля в Украину и имеет квоту на поставку 100 тыс. т. в мае. Для сравнения, в 2020 году Proton отправил в Украину 1,74 млн. т дизтоплива (23,4% рынка) и 443 тыс. т (22,3%) сжиженного газа. Примечательно, что никакими другими сообщениями, кроме enkorr, данная информация не подтверждена.

 

Что имеем? Российские поставки дизеля под вопросом, белорусские также. А впереди осенняя уборочная и посевные кампании, когда потребление дизеля возрастает значительно. Дизель, ввозимый по морю, — дорогой. Эксперты все чаще говорят, что Украина уже в шаге от кризиса. Если из-за отсутствия дешевой соляры цены в опте вырастут выше предельных значений, АЗС не станут торговать дизелем в убыток и просто остановят его продажи. На рынке наступит острый дефицит и непредсказуемый ценовой ажиотаж.

 

«От этой ситуации проиграют все: потребители начнут платить больше за топливо, а операторы рынка — получат проблемы с поставками топлива на свои сети», — говорит Геннадий Рябцев.

 

Кажется, сейчас до властей дошло, что пахнет жареным. «Укртранснафта» заявила, что намерена возобновить работу «ПрикарпатЗападТранс». При этом в компании трезво признают, что для этого необходимо провести переговоры с собственниками ресурса — Россией и Беларусью. Без этого возобновление работы нефтепродуктопровода невозможно. Но под какие контракты с белорусами и россиянами станет договариваться «Укртранснафта»? Чем она сможет заинтересовать партнеров из России и Белорусии — да и европейских трейдеров, которые были контрагентами Proton? Да и станет ли кто-то договариваться о сотрудничестве, понимая, что в любой момент Зеленский может снова нарушить правила игры или сменить руководство «Укртранснафты»?

 

«Если альтернативу российским поставкам не удастся найти, нефтепродуктопровод сгниет уже через несколько лет», — говорит Марунич.

 

А пока продолжаются эти политические разборки, платить за все придется украинцам.

 

Игорь Смолов, NewsOne, Украина

 

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

 


Вернуться назад