В Рейкьявике прошли переговоры МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена
Эксперты утверждают, что личная встреча двух министров — это событие значительно важней всего заседания Арктического совета, на полях которого она состоялось.
По мнению Лаврова, беседа с американским коллегой прошла в конструктивном ключе. «Есть понимание необходимости преодолеть нездоровую ситуацию, которая сложилась между Москвой и Вашингтоном в предыдущие годы», — подчеркнул министр. Лавров заявил, что увидел у Энтони Блинкена и его команды готовность к тому, чтобы разобрать «завалы» в российско-американских отношениях.
По итогам встречи будут готовиться предложения для президентов России и США по вопросам стратегической стабильности, рассказал Лавров.
В свою очередь, госсекретарь отметил, что состояние конфликта между Россией и США не служит ничьим интересам. А вот стабильные и предсказуемые двусторонние отношения, напротив, пошли бы на пользу абсолютно всем.
Можно сказать, что Энтони Блинкен попытался оправдаться за внешнеполитические демарши администрации Джо Байдена. Так, он подчеркнул, что Соединенные Штаты вынуждены делать антироссийские шаги, чтобы защитить свои национальные интересы, но Вашингтон не преследует при этом цели добиться дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Москвой.
По мнению госсекретаря, интересы России и США совпадают во многих сферах. Эксперты поддерживают этот тезис. Но обращают внимание, что Лавров и Блинкен приехали в Рейкьявик, чтобы вместе с коллегами обсудить будущее Арктики — региона, который уже стал «камнем преткновения» актуальной геополитики.
Значение Арктики определяется не только её природными ресурсами и географическим положением; через неё пролегает самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Однако из-за сурового климата арктический регион долгое время оставался на периферии развития мировой экономики. Теперь же глобальное изменение климата вносит принципиальные изменения в процессы международного сотрудничества в Арктике и её развития. Арктика «открывается» и потому стремительно занимает всё более важное место в международной повестке дня. Из-за потепления рост доступности природных ресурсов и транспортных маршрутов подпитывает интерес к региону со стороны международного сообщества.
Арктический совет создан в 1996 году. В него входят восемь приарктических стран — Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Россия, Канада, США, Исландия. И более десятка стран-наблюдателей. Считается, что через Арктический совет эти государства смогут как-то согласовывать свои интересы, приводить их к общему, так сказать, «экономико-экологическому» знаменателю. Правда, пока это получается, как минимум, не вполне.
Эксперты говорят о дефиците институциональной среды для обеспечения арктической безопасности. Так, вопросы обороны и безопасности выходят за рамки мандата Арктического совета, а сам Совет может предоставить лишь неформальную площадку для обсуждения вопросов сектора безопасности, актуальность которых объективно нарастает.
Это в значительной степени ограничивает возможности структуры как координационного органа арктической политики, сетуют аналитики. В качестве примера они приводят недавние изменения в арктической политике стран северной Европы (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия). Там практические вопросы (судоходство, экология, климатические изменения) сочетаются с ожиданиями дальнейшей турбулентности и повышения общего уровня конфликтности. Такой тревожный фон ограничивает, конечно, повестку развития.
Стремление США по исключению китайской инфраструктуры влияния в Арктике вынуждают скандинавские страны отказываться от совместных научных исследований, взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, в том числе и в процессе модернизации телекоммуникаций (5G) и редкоземельных ресурсов. Эксперты прогнозируют рост арктической конфронтации между Вашингтоном и Китаем, которая актуализирует в средне- и долгосрочной перспективе наращивание объёмов арктического сотрудничества Китая с Россией.
Впрочем, ряд аналитиков полагает, что отсутствие в Арктическом Совете институциональной среды для обеспечения арктической безопасности является на самом деле преимуществом данной площадки. Они напоминают позицию России, которая в период подготовки к своему председательству исключила вопрос трансформации Совета в полноценную международную организацию, тем самым сохраняя гибкость существующей модели. Проблема в том, что включение в эту модель проблематики военной безопасности может парализовать работу Совета, снизить позитивный эффект от его деятельности.
По мнению экспертов, Россию сегодня можно с уверенностью назвать лидером в освоении Арктики по целому ряду направлений: СМП, наука и технологии, экология, оборона и безопасность, освоение месторождений. Основным направлением успешной работы Совета Россия видит решение социально-экономических вопросов, климатических и иных такого рода проблем.
А попытка подменить задачи Арктического совета на вопросы безопасности, которые входят в зону ответственности Совбеза ООН, лишит Совет возможности вести конструктивное взаимодействие по Арктике и решать конкретные гуманитарные задачи. Это потребует, в том числе, поиска нового формата взаимодействия арктических государств и приведет к потере времени, полагают аналитики.
В общем, Арктика так или иначе стала ещё одной ареной интенсивного соперничества великих держав, что осложняет международное сотрудничество по развитию региона и, есть такие опасения, — приведёт к его дальнейшей милитаризации. Такие перспективы несут существенные риски. Если России и США удасться снизить совместными усилиями напряженность, это в позитивном ключе скажется и на положении дел в Арктике. Ресурсы этого региона, потенциал развития стоят этого.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+