ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Москва, Вашингтон и арктический вопрос
Москва, Вашингтон и арктический вопрос21-05-2021, 20:06. Разместил: Око Политика |
В Рейкьявике прошли переговоры МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена
Эксперты утверждают, что личная встреча двух министров — это событие значительно важней всего заседания Арктического совета, на полях которого она состоялось.
По итогам встречи будут готовиться предложения для президентов России и США по вопросам стратегической стабильности, рассказал Лавров.
В свою очередь, госсекретарь отметил, что состояние конфликта между Россией и США не служит ничьим интересам. А вот стабильные и предсказуемые двусторонние отношения, напротив, пошли бы на пользу абсолютно всем.
Можно сказать, что Энтони Блинкен попытался оправдаться за внешнеполитические демарши администрации Джо Байдена. Так, он подчеркнул, что Соединенные Штаты вынуждены делать антироссийские шаги, чтобы защитить свои национальные интересы, но Вашингтон не преследует при этом цели добиться дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Москвой.
Значение Арктики определяется не только её природными ресурсами и географическим положением; через неё пролегает самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Однако из-за сурового климата арктический регион долгое время оставался на периферии развития мировой экономики. Теперь же глобальное изменение климата вносит принципиальные изменения в процессы международного сотрудничества в Арктике и её развития. Арктика «открывается» и потому стремительно занимает всё более важное место в международной повестке дня. Из-за потепления рост доступности природных ресурсов и транспортных маршрутов подпитывает интерес к региону со стороны международного сообщества.
Арктический совет создан в 1996 году. В него входят восемь приарктических стран — Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Россия, Канада, США, Исландия. И более десятка стран-наблюдателей. Считается, что через Арктический совет эти государства смогут как-то согласовывать свои интересы, приводить их к общему, так сказать, «экономико-экологическому» знаменателю. Правда, пока это получается, как минимум, не вполне.
Это в значительной степени ограничивает возможности структуры как координационного органа арктической политики, сетуют аналитики. В качестве примера они приводят недавние изменения в арктической политике стран северной Европы (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия). Там практические вопросы (судоходство, экология, климатические изменения) сочетаются с ожиданиями дальнейшей турбулентности и повышения общего уровня конфликтности. Такой тревожный фон ограничивает, конечно, повестку развития.
Стремление США по исключению китайской инфраструктуры влияния в Арктике вынуждают скандинавские страны отказываться от совместных научных исследований, взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, в том числе и в процессе модернизации телекоммуникаций (5G) и редкоземельных ресурсов. Эксперты прогнозируют рост арктической конфронтации между Вашингтоном и Китаем, которая актуализирует в средне- и долгосрочной перспективе наращивание объёмов арктического сотрудничества Китая с Россией.
Впрочем, ряд аналитиков полагает, что отсутствие в Арктическом Совете институциональной среды для обеспечения арктической безопасности является на самом деле преимуществом данной площадки. Они напоминают позицию России, которая в период подготовки к своему председательству исключила вопрос трансформации Совета в полноценную международную организацию, тем самым сохраняя гибкость существующей модели. Проблема в том, что включение в эту модель проблематики военной безопасности может парализовать работу Совета, снизить позитивный эффект от его деятельности.
А попытка подменить задачи Арктического совета на вопросы безопасности, которые входят в зону ответственности Совбеза ООН, лишит Совет возможности вести конструктивное взаимодействие по Арктике и решать конкретные гуманитарные задачи. Это потребует, в том числе, поиска нового формата взаимодействия арктических государств и приведет к потере времени, полагают аналитики.
В общем, Арктика так или иначе стала ещё одной ареной интенсивного соперничества великих держав, что осложняет международное сотрудничество по развитию региона и, есть такие опасения, — приведёт к его дальнейшей милитаризации. Такие перспективы несут существенные риски. Если России и США удасться снизить совместными усилиями напряженность, это в позитивном ключе скажется и на положении дел в Арктике. Ресурсы этого региона, потенциал развития стоят этого.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки
Вернуться назад |