Предложение главы европейской дипломатии отказаться в Евросоюзе от принципа консенсуса при принятии решений по безопасности является логичным для современной политики Брюсселя, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
ЕС хочет повысить эффективность своей дипломатии
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности заявил, что Евросоюз должен отказаться от принципа единогласия при принятии решений. Например, когда 25 государств из 27 выступают «за», они должны принять решение, а сегодня такая ситуация блокируется принципом консенсуса.
«Не все решения в ЕС принимаются консенсусом, есть решения, которые принимаются квалифицированным большинством или просто большинством, но если брать наиболее чувствительные темы – такие, как оборонная политика, внешняя политика, где интересы государств часто не совпадают и даже напряжены, действует принцип консенсуса, против которого сегодня выступил Боррель», - заключает Федоров.
Например, в Брюсселе не смогут снять санкции с России даже если этого пожелает большинство европейского политического класса, поскольку данное решение было принято консенсусом и должно быть точно также отменено.
«Подобные решения в Евросоюзе принять сложно в силу разного характера отношений между европейскими государствами. В ЕС до сих пор действует принцип консенсуса, когда все государства-члены должны проголосовать за конкретное решение по стратегическим вопросам», - резюмирует Федоров.
Как полагает эксперт, это обстоятельство тормозит реакцию европейской дипломатии и не позволяет Брюсселю должным образом реагировать на большинство главных международных проблем.
«В силу этого, в Евросоюзе появилось предложение перейти к голосованию квалифицированным большинством, в рамках которого такое решение принимается двумя-третями государств-членов. Еще здесь есть такая формула, которая уже применялась в Евросоюзе, когда воздержание от голосования не считается голосом против», - констатирует Федоров.
Это стандартный международный принцип, и здесь можно вспомнить голосование в Совбезе ООН по «Буре пустыни» в 1991 году – тогда СССР воздержался, и это дало США возможность провести свою военную операцию в Кувейте против Ирака Саддама Хуссейна.
«Такие изменения действительно могут сделать дипломатию ЕС более эффективной и значимой, поскольку при принятии сложных вопросов в Брюсселе регулярно возникают проблемы. В результате большинство решений по таким проблемам принимаются в европейском пространстве на национальном уровне», - заключает Федоров.
По мнению Сергея Матвеевича, перед нами логичное предложение со стороны нового руководства Евросоюза, поскольку на практике Брюссель очень редко может эффективно и быстро отреагировать на внешние угрозы, что ставит под вопрос будущее европейской интеграции.
«Это демонстрирует, что европейская дипломатия хоть и существует, но ее эффективность далека от желаемой», - резюмирует Федоров.
России и ЕС нужно достигнуть согласия
На самом деле, для России это важный вопрос, поскольку власти и элиты в Евросоюзе постепенно меняются и вместе с ними в Брюсселе меняется оценка антироссийских санкций. Достаточно сказать, что Боррель высказал свою заинтересованность в диалоге с Россией, а правительство Франции президента Эммануэля Макрона, претендующее на лидерство в Европе, постоянно говорит о том, что с РФ необходимо выстраивать диалог, несмотря на существующее недоверие.
Это вряд ли возможно без полного или хотя бы частичного смягчения санкций, а здесь благодаря принципу брюссельского консенсуса у Западной Европы сформировался якорь в лице Польши, Прибалтики и других сателлитов США. Такие страны находятся в меньшинстве, но при текущем принципе принятия решений их позицию преодолеть сложно.
«Сложно говорить, как техническое изменение процедуры голосования в Евросоюзе по внешним вопросам и проблемам безопасности скажется на отношениях между Москвой и Брюсселем, но ведь Макрон и глава МИД Франции заявили, что в современном мире с учетом своеобразной политики Трампа нельзя забывать про отношения с РФ», - констатирует Федоров.
Если такие изменения в Евросоюзе действительно будут произведены, то это означает усиление брюссельской администрации, а это гарантирует, что в случае появления какого-то согласия между европейскими элитами и Москвой, такое решение будет проще провести в жизнь.
«В частности, Макрон уже устал повторять, что без России нельзя решить ни одной сложной международной проблемы. Тем более, если брать вопросы европейской безопасности, где необходим диалог между континентом и Россией», - заключает Федоров.
Макрон любит говорить, что между Россией и Евросоюзом необходим диалог, но «без наивностей». Президент Франции постоянно замечает, что он понимает, что Россия «далеко не сахар», но диалог с ней нужен самой Европе.
«Поэтому всю эту риторику нам нужно приветствовать и дальше идти с Евросоюзом в вопросе улучшения двусторонних отношений, поскольку это соответствует нашим общим интересам», - резюмирует Федоров.
Европейцы нуждаются в российских ресурсах и в помощи по проблемам безопасности, а России нужны европейские технологии и финансовые ресурсы. В случае нахождения дееспособной схемы сотрудничества все это может за десятилетие преобразить старый континент.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+