ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Новый принцип принятия решений в ЕС снизит влияние США на отношения Брюсселя и Москвы

Новый принцип принятия решений в ЕС снизит влияние США на отношения Брюсселя и Москвы


17-02-2020, 11:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Предложение главы европейской дипломатии отказаться в Евросоюзе от принципа консенсуса при принятии решений по безопасности является логичным для современной политики Брюсселя, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

В ЕС хотят усилить коллективную дипломатию

В ЕС хотят усилить коллективную дипломатию

ЕС хочет повысить эффективность своей дипломатии

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности заявил, что Евросоюз должен отказаться от принципа единогласия при принятии решений. Например, когда 25 государств из 27 выступают «за», они должны принять решение, а сегодня такая ситуация блокируется принципом консенсуса.

«Не все решения в ЕС принимаются консенсусом, есть решения, которые принимаются квалифицированным большинством или просто большинством, но если брать наиболее чувствительные темы – такие, как оборонная политика, внешняя политика, где интересы государств часто не совпадают и даже напряжены, действует принцип консенсуса, против которого сегодня выступил Боррель», - заключает Федоров.

Например, в Брюсселе не смогут снять санкции с России даже если этого пожелает большинство европейского политического класса, поскольку данное решение было принято консенсусом и должно быть точно также отменено.

«Подобные решения в Евросоюзе принять сложно в силу разного характера отношений между европейскими государствами. В ЕС до сих пор действует принцип консенсуса, когда все государства-члены должны проголосовать за конкретное решение по стратегическим вопросам», - резюмирует Федоров.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

Как полагает эксперт, это обстоятельство тормозит реакцию европейской дипломатии и не позволяет Брюсселю должным образом реагировать на большинство главных международных проблем.

«В силу этого, в Евросоюзе появилось предложение перейти к голосованию квалифицированным большинством, в рамках которого такое решение принимается двумя-третями государств-членов. Еще здесь есть такая формула, которая уже применялась в Евросоюзе, когда воздержание от голосования не считается голосом против», - констатирует Федоров.

Это стандартный международный принцип, и здесь можно вспомнить голосование в Совбезе ООН по «Буре пустыни» в 1991 году – тогда СССР воздержался, и это дало США возможность провести свою военную операцию в Кувейте против Ирака Саддама Хуссейна.

«Такие изменения действительно могут сделать дипломатию ЕС более эффективной и значимой, поскольку при принятии сложных вопросов в Брюсселе регулярно возникают проблемы. В результате большинство решений по таким проблемам принимаются в европейском пространстве на национальном уровне», - заключает Федоров.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров
youtube.com / Красная Линия

По мнению Сергея Матвеевича, перед нами логичное предложение со стороны нового руководства Евросоюза, поскольку на практике Брюссель очень редко может эффективно и быстро отреагировать на внешние угрозы, что ставит под вопрос будущее европейской интеграции.

«Это демонстрирует, что европейская дипломатия хоть и существует, но ее эффективность далека от желаемой», - резюмирует Федоров.

России и ЕС нужно достигнуть согласия

На самом деле, для России это важный вопрос, поскольку власти и элиты в Евросоюзе постепенно меняются и вместе с ними в Брюсселе меняется оценка антироссийских санкций. Достаточно сказать, что Боррель высказал свою заинтересованность в диалоге с Россией, а правительство Франции президента Эммануэля Макрона, претендующее на лидерство в Европе, постоянно говорит о том, что с РФ необходимо выстраивать диалог, несмотря на существующее недоверие.

Это вряд ли возможно без полного или хотя бы частичного смягчения санкций, а здесь благодаря принципу брюссельского консенсуса у Западной Европы сформировался якорь в лице Польши, Прибалтики и других сателлитов США. Такие страны находятся в меньшинстве, но при текущем принципе принятия решений их позицию преодолеть сложно.

Многие решения внутри ЕС сегодня ограничиваются рядом стран

Многие решения внутри ЕС сегодня ограничиваются рядом стран
wikipedia.org / Mielon

«Сложно говорить, как техническое изменение процедуры голосования в Евросоюзе по внешним вопросам и проблемам безопасности скажется на отношениях между Москвой и Брюсселем, но ведь Макрон и глава МИД Франции заявили, что в современном мире с учетом своеобразной политики Трампа нельзя забывать про отношения с РФ», - констатирует Федоров.

Если такие изменения в Евросоюзе действительно будут произведены, то это означает усиление брюссельской администрации, а это гарантирует, что в случае появления какого-то согласия между европейскими элитами и Москвой, такое решение будет проще провести в жизнь.

«В частности, Макрон уже устал повторять, что без России нельзя решить ни одной сложной международной проблемы. Тем более, если брать вопросы европейской безопасности, где необходим диалог между континентом и Россией», - заключает Федоров.

Макрон любит говорить, что между Россией и Евросоюзом необходим диалог, но «без наивностей». Президент Франции постоянно замечает, что он понимает, что Россия «далеко не сахар», но диалог с ней нужен самой Европе.

Президент Франции Эммануэль Макрон

Президент Франции Эммануэль Макрон

«Поэтому всю эту риторику нам нужно приветствовать и дальше идти с Евросоюзом в вопросе улучшения двусторонних отношений, поскольку это соответствует нашим общим интересам», - резюмирует Федоров.

Европейцы нуждаются в российских ресурсах и в помощи по проблемам безопасности, а России нужны европейские технологии и финансовые ресурсы. В случае нахождения дееспособной схемы сотрудничества все это может за десятилетие преобразить старый континент.

 

Автор: Дмитрий Сикорский

Вернуться назад