Какие цели Порошенко, Тимошенко и Вакарчука, которые призвали украинцев выйти на майдан 8 декабря, накануне встречи нормандской четверки в Париже?
Имитация вместо майдана
Нам удалось поговорить с аналитиком в окружении Порошенко, который нам сразу сказал, что предполагаемые выступления оппозиции — это не майдан, а всего лишь мероприятие, которое оппозиция, если она хочет не растерять своих сторонников, обязана проводить.
«Вы должны понять следующее: в Украине в среде политиков и политических активистов, и тех, кто майданы устраивает, и тех, против кого устраивают майданы, прекрасно известно, что без внешней поддержки, прежде всего, американцев, никто на полном серьезе даже не будет пытаться свергать власть. Это бессмысленно. Ни Вашингтон, ни Брюссель свержение сегодня Зеленского не поддерживают.
Можно захватить Банковую. А что дальше? Кто новую власть признает? Никто. Мало того, что придется возвращать все назад прежним владельцам, ты спокойно можешь ставить крест на своей политической карьере, даже если тебя не посадят в тюрьму. Просто с политиком, который все отдал обратно, больше никто иметь дела не будет. На тебе печать неудачника. Это первое.
Второе. Нельзя отстранить от власти человека, у которого самый высокий рейтинг в стране, причем у вас его или совсем нет, или он в энное количество раз меньше, чем у действующего президента. Хорошо, предположим Зеленского вы отстранили, а кто ж тогда, пусть временно, но возглавит Украину? Кто? Порошенко? И это после выборов, на которых он проиграл с большим разрывом от победителя? Нет. Тимошенко? Ее все украинцы уже как бабушку воспринимают. Вакарчук? Это несерьезно. В общем, у оппозиции нет ни лидера, ни морального авторитета, который бы стал противовесом Зеленскому.
Третье. Как бы там ни было, но Зеленский после 2004 года, после победы первого майдана фактически объединил Центр Украины с Юго-Востоком. Он сейчас представляет именно эти регионы Украины в то время как Порошенко и фактически Тимошенко с Вакарчуком, хотят они того или не хотят, представляют Западную Украину. Киев — это все-таки город Зеленского, а не Западная Украина. А раз так, то потенциальным майданщикам не светит в столице Украины даже нейтралитет местных жителей. Они будут против них.
Ну, и четвертое. Самое главное. И оппозиция, и власти, и Вашингтон, и Москва также прекрасно понимают, еще один майдан, еще одно ослабление центра, и Украина всё — отдаст концы: во всяком случае, Юго-Восток будет для Киева потерян. Там будет полный контроль Кремля, и подавить антиукраинские выступления уже Кремль не даст, как это было в 2014 году», — перечислил в разговоре с нами причины, по которым не будет майдана, наш собеседник.
По его словам, у выступлений будет другая задача: просто сплотить свой электорат и показать ему, что политические партии, которые его представляют, не предали Украину, а последовательно борются с «капитулянтским курсом» Зеленского.
«Да, мы будем угрожать, будем, если будет окончательно принято решение, ставить палатки, но для нас главная цель: показать лояльность своему электорату. Это значит, что мы демонстрируем то, что мы не отступили от наших политических целей и оценок — реализация минских соглашений — это предательство и капитуляция. Не сомневаюсь, что наш электорат оценит нашу последовательность и проголосует за нас на местных выборах», — надеется собеседник.
Что касается отказа от «Минска», то этого они, по его словам, не добьются, и знают об этом, так как Берлин, Париж и Вашингтон за реализацию «Минска».
Ахметовцы готовятся возвращаться в Донецк
Самыми впечатляющими в общении Украина.ру с теми, кто реально или потенциально может быть против Зеленского, были разговоры с бывшими донецкими бизнесменами, которые входят, скажем так, в круг общения Рината Ахметова. Эти люди, как это ни странно, двумя руками поддерживают, если не самого Зеленского, то Минские соглашения и встречу нормандской четверки.
По идее, ахметовцы должны быть против Зеленского, так как их враг — олигарх Игорь Коломойский хочет руками украинского президента раскулачить Ахметова — как минимум, поднять ренту на добычу железной руды, а как максимум, отобрать у него, например, облэнерго. Поэтому, по идее, они должны руководствоваться формулой «Чем хуже для Зеленского, тем лучше для нас». А майдан и угроза отстранения от власти — это «хуже».
Но ахметовцы наоборот настроены в поддержку Зеленского и против любого майдана, потому что искренне верят, что благодаря встрече в нормандском формате уже до конца 2020 года возвратятся… в Донецк. При этом все руководство ДНР и Народная милиция уедут в Россию.
Они считают, что Кремль устал от санкций Запада и хочет с ним замириться. Для этого он готов отдать Донбасс, который и так ему очень дорого обходится, обратно Украине, то бишь им, донецким. Решение о возвращении, как считают в среде донецких, и будет принято 9 декабря в Париже на встрече.
Попытки выяснить, откуда у них такая информация, учитывая, что они все находятся под санкциями Кремля, ни к чему позитивному не приводят. Знаю, сообщили из надежных несурковских источников — вот их стандартный ответ на наши скептические вопросы.
На все эти фантазии о «сливе ЛДНР», конечно же, не стоит обращать внимания, но вот то, что донецкие могут стать союзниками Зеленского (даже несмотря на интриги Коломойского) на почве желания во что бы то ни стало реализовать Минск — это факт. И это в каком-то смысле укрепит Зеленского в его противостоянии с национал-патриотической оппозицией.