Украинский характер уникален. С одной стороны, он на редкость «витален», исполнен просто таки дионисийской вакханалии жизнелюбия и самого оголтелого, часто ничем не обоснованного, гипертрофированного оптимизма. Одни гоголевские персонажи чего стоят. Не говоря уже о героях народных песен и майданной мифологии
Украинская мечта — она не просто большая, она — несоразмерная. Поэтому помещается в реальность с таким же трудом как здоровенный вареник в рот Пацюка.
То, что почти не формализуемо, плохо укладывается в какие-либо нормы, размеры, границы и правила.
С другой стороны, именно в таком оптимизме укоренена установка «всё не так ребята». Украинец, часто не всегда понимает «як треба», зато спинным мозгом чувствует «як не треба».
Это порождает онтологическую «приблизительность» украинского национального бытия и коллективных стратегий. Включая державотворення, верховенство права, войну с Путиным, свободу личности, евроинтеграцию и эффективность реформ — все получается весьма «приблизительным».
Не удивительно, что совершенно конкретные европейские ценности, «идеалы майданов» или вполне очевидные прагматические цели обрастают у нас таким количеством «изъятий из правил», что по итогу любые правила, ценности и цели становятся факультативными, не обязательными для исполнения.
Например: расхожая украинская мечта — жить как в Европе, так как Украина — это Европа. При этом имеется в виду не столько реальная Европа, сколько Европа как идеальный образ, вожделенный социальный рай, пришедший на смену мечте о рае коммунистическом.
И если наши представления о Евросоюзе и США с их крайне прагматической, если не сказать эгоистической, политикой в отношении Украины не совпадают с реальностью, тем хуже для реальности.
Если помаранчевый майдан потерпел неудачу, то это не повод отказываться от идеалистического представлений о том, что дворцовый переворот или народный бунт одним махом способен переместить нас в социальный рай.
Мечта и ее носители — никогда не виноваты в неудачах. Да и как может быть повинен в чем-то неидеальном Идеал? Виноваты всегда: заговор во вне — евреи, масоны, Путин, Трамп и враги внутри — это всегда отдельные «неидеальные» личности, досадные исключения из мудрого и идеального народа — олигархи-кровососы, депутаты-дебилы и чиновники-ворюги.
Поэтому, чем бы не заканчивались майданы достоинства, помаранчевые, зеленые и другие революции, обобщенный Украинец свято верит: майдан — это кульминационный момент торжества народного духа, восставшего во имя мечты.
Не кропотливое эволюционное развитие, реалистичное планирование и регулярный менеджмент, а протест — вот что объявлено в Украине высшим проявлением исторического творчества народа. И здесь обобщенного Украинца можно понять: феерический коллективный оргазм во время первой брачной ночи безусловно привлекательней последующей каждодневной глажки белья, выноса мусора, стояния у плиты и мытья полов.
Роман с властью всегда недолог.
После медового месяца с каждым новым президентом, парламентом и правительством следует скучные, унылые, бессодержательные будни, оживляемые лишь громкими скандалами, когда невольными свидетелями позора становятся соседи по европейской лестничной клетке.
Несоразмерность украинской мечты приводит к тому, что реальность никогда не совпадает с ожиданиями обобщенного Украинца. Поэтому возникает ощущение, что все вокруг «як пороблено». Это снимает коллективную вину за происходящее. Причем, кем и когда конкретно пороблено, не совсем понятно — уточнять это можно до бесконечности…
Украинцу всегда нужно как-то по-другому, как-то получше, потому что так как есть — неаккуратненько. Вследствие этого, Украинец с упоением теребит и публично поправляет свою власть, как Илья Кива свои носки и гульфик.
Премьер-министр с макроуправленческим опытом и дипломом — шибко умный коррупционер и заскорузлый совок. Премьер-министр без диплома и опыта — коррупционный новомодный дебил. Оба — не идеальны, хотя других нет.
Если президент патриот, но ворует и врет, появляются сомнения в его патриотизме. Если же президент не ворует и почти не врет, появляются сомнения, а насколько вообще такой человек способен исполнять президентские обязанности?
Находясь в эпицентре тотального когнитивного диссонанса — конфликта мечты и здравого смысла — Украинец вынужден быть всегда «себе на уме», «на стреме».
Поскольку все вокруг непонятно кем «пороблено», то остается одно: доверять только самому себе и ближнему кругу.
Украинец — непревзойденный ас в жанре индивидуальных стратегий и явный аутсайдер в жанре стратегий коллективных.
В составе империй это качество позволяло ему прекрасно адаптироваться и делать карьеру. Из-за этого качества северный сосед, обладающий намного более «роевой» ментальностью, явно из зависти наделил Украинца незаслуженным эпитетом «хитрый хохол».
И только оказавшись на самой вершине пищевой цепочки, на самой вершине власти и денег, Украинец теряет врожденную бдительность. Стратегия личного успеха начинает давать сбой.
В шаге от вожделенного личного рая он начинает воспринимать свой высокий статус как следствие собственных незаурядных способностей — ума, таланта или даже некоей богоизбранности..
В украинской картине мира статус — почти сакрален. Разве может в чем-то быть неправым человек, обличенный высоким социальным статусом? Нет, конечно! Иначе, откуда статус?
И тут украинская власть в лице конкретных президентов, чиновников и депутатов каждый раз допускает ошибку. Потому что, высокий статус вовсе не равен адекватности и управленческому таланту. Также как серьезное лицо и западный диплом еще не признак ума.
Успешная индивидуальная стратегия, реализованная в обществе «приблизительных» институтов и ценностно ориентированных команд, «приблизительных» процессов и стандартов почти не имеет шансов трансформироваться в успешную коллективную стратегию.
Поэтому в целом симпатичный человек и актер, оказавшись в президентском кресле, у нас превращается в «хорошего человека на плохом месте». Посадка одного, двух и даже десяти коррупционеров, не демонтирует коррупционную систему. Раскулачивание одного олигарха не ликвидирует олигархат. Реформы ради людей выдавливают из страны миллионы этих самых людей. А мечты о новых лицах и идеалы майданов неизменно приводят к неидеальным результатам.
Выход из этого замкнутого круга есть, но он настолько по-евангельски узок, что протиснуться в него вместе со своим мечтательным перфекционизмом Украинцу вряд ли удастся.
Перефразируя Достоевского, «Широк, слишком широк Украинец. Я бы сузил».
Источник
Рейтинг публикации:
|