Украинские власти предпочитают хранить ядерные отходы под Киевом, чтобы не вывозить их в Россию.
Хранилище ядерных отходов в Зоне отчуждения ЧАЭС приняло на захоронение первые 120 упаковок с радиоактивными отходами, которые были переработаны на заводе по переработке жидких радиоактивных отходов Чернобыльской АЭС. В ближайшее время завод и хранилище должны выйти на полную производственную мощность, о чем официально уведомила на «Фейсбуке» пресс-служба Государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения.
Проектная мощность завода по переработке жидких радиоактивных отходов составляет 42 упаковки в сутки. Каждая упаковка представляет собой огромную бочку объемом 200 литров. После отстаивания на промплощадке ЧАЭС — этот процесс называется выдержкой, как на винзаводе, — они отправляются на захоронение в приповерхностные хранилища твердых радиоактивных отходов. Отныне там будут складироваться «отходы жизнедеятельности» всех украинских станций, а в перспективе хранилище может размешать РАО из других европейских стран, о чем намекали уже на ранней стадии реализации профинансированного западными спонсорами проекта.
Эта будничная новость говорит нам о том, что неподалеку от украинской столицы вступил в действие ядерный могильник, строительство которого никогда не планировалось на этой территории в советские времена. Согласно плану ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, земли тридцатикилометровой зоны должны были быть полностью рекультивированы, чтобы возобновить на них хозяйственные работы и постоянное проживание граждан. Динамика экологической ситуации в Зоне отчуждения вполне располагала к реализации этой стратегии — природа быстро восстанавливалась после аварии, и пострадавшая часть Киевской области постепенно превратилась в уникальный биосферный заповедник. Однако начало работы ядерного хранилища практически навечно закрепляет за ней статус радиационно-опасной зоны.
Эта ситуация очевидно диссонирует с победоносными реляциями украинских чиновников, которые намерены превратить ЗО в Мекку для иностранных туристов. 6 сентября все та же пресс-служба Государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения торжественно заявила о том, что в Зоне отчуждения Чернобыльской атомной станции установлен новый рекорд посещаемости. За 8 месяцев 2019 года в ней побывали почти 75 тысяч туристов, и только за август ЧАЭС и Припять посетили 14 416 человек — в основном из-за рубежа.
«С начала года этот показатель увеличился в пять раз — еще в январе-феврале зону посещали менее 3 тысяч человек в месяц, а начиная с марта количество туристов начало стремительно расти», — говорится в сообщении ведомства, которое связывает эту ситуацию с мировой популярностью американо-британского сериала «Чернобыль», который продемонстрировал огромной аудиторию антикоммунистическую страшилку с искаженной версией чернобыльской катастрофы.
По данным агентства, в зоне отчуждения уже намечен двадцать один туристический маршрут, среди которых насчитывают тринадцать наземных, пять водных и три воздушных, — они будут открыты сразу же после завершения обустройства специальных контрольно-пропускных пунктов. Как подчеркивают в ведомстве, реализация этих мер предусмотрена недавними заявлениями президента Владимира Зеленского, который пообещал создать в Зоне отчуждения «зеленый коридор» для туристов, чтобы превратить ее в «туристический магнит и точку экономического роста страны».
Бывая в Припяти по журналистским заданиям, я знаю, что такие экскурсии в основном полностью безопасны, поскольку организованных туристов пускают на очищенные от радиации участки, где им угрожает разве что обрушение «уставшего» с советских времен бетона. Но так было раньше, а теперь экскурсионные маршруты для иностранных и украинских граждан будут проходить возле полноценного радиационного могильника, как в просторечии называется здесь хранилище радиоактивных отходов. Конечно, это добавит пикантности экскурсионной программе, однако явно не добавит ей безопасности.
Мне не хотелось бы заниматься алармизмом и досужими спекуляциями. Я всего лишь напомню о крупном скандале, который разворачивается в последние недели на Южно-Украинской АЭС. Сотрудники Службы безопасности Украины обнаружили в ее режимных помещениях нелегальное компьютерное оборудование для майнинга криптовалюты, незаконно подключенное к энергетической сети атомной станции. Благодаря этим особенностям национального уголовного киберпанка в сеть утекли данные о физической защите АЭС, которые являются строгой государственной тайной. Больше того, в майнинге криптовалют подозревают служащих части Национальной гвардии Украины, которым, собственно, и была поручена охрана этого спецобъекта.
«Думается, нацгвардейцы вполне определенно причастны — в режимную зону мобилку не пронесешь, какое уж там оборудование для майнинга. Так что без ведома охраны такое не провернуть, сто процентов», — написал об этом на «Фейсбуке» работник атомной отрасли, блогер Вадим Любивый.
Эта трагикомическая история, которая шокировала мировую прессу, и сама по себе может стать основой для остросюжетного сериала, в духе «Тьмы» или «Странных дел», наглядно показывает надежность охраны украинских объектов ядерной сферы. И остается только надеяться, что на чернобыльском хранилище не произойдёт никаких инцидентов, способных дополнительно усилить мрачную мировую известность этого места.
Впрочем, дело не столько в этом. Гораздо важнее осознать сам факт того, что произошло сейчас на ЧАЭС. Украина, которая раньше отправляла ядерные отходы на переработку в Россию, сейчас патриотически складирует их на родной, богом данной земле, в непосредственной близи от столицы. Только потому, что на это имеют виды западные атомные компании, которые стремятся конкурировать с «Росатомом» на территории бывшего СССР, а заодно иметь под рукой могильник, чтобы при случае с выгодой использовать его в собственных целях. Ведь не секрет, что проект хранилища активно лоббировался с 1999 года при участии Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других финансовых доноров Украины.
Как жаль, что об этой истории не снимут поучительный и предупреждающий сериал.