О реальных договоренностях станет известно позже, когда они начнут претворяться в жизнь. Пока же очевидно, что говорили лидеры Израиля, Украины, России и Франции, в том числе, о решении «украинской проблемы» — о мире в Донбассе и ситуации в стране в целом.
Очевидно, что ключ от решения «украинской проблемы» находится не только в Киеве — на страну сильно влияют внешние игроки. Причём для президента США Трампа Украина — вероятный источник компромата на политического противника Байдена, для Госдепа США — антироссийский инструмент, для Франции и Германии — большая головная боль, которую они пытаются унять с 2014 года (им явно не нужны война и зона нестабильности в самом центре Европы).
Насколько Украина как политический объект важна мировым лидерам и как изменилась ситуация с 2014 года, изданию Украина.ру рассказали политические эксперты.
«Украина — идеальное государство для Израиля»
Украинский вопрос, украинская тема как незакрытый гештальт существует сегодня на карте Евразии, говорит политолог, директор Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко. Поэтому европейские и азиатские деятели пытаются «как-то спозиционироваться», чтобы если и не решить вопрос, то хотя бы набрать политические баллы для себя.
«Вряд ли Нетаньяху удастся решить вопрос с Донбассом. Но не надо забывать, что менее чем через месяц в Израиле состоятся выборы и Нетаньяху и его партии нужны политические баллы. А тут идеальное государство, во главе которого стоят президент-еврей и премьер-еврей», — сказал эксперт.
В Израиле же при этом, как пел Высоцкий, — «на четверть бывший наш народ», продолжил Бондаренко.
«Значительная часть населения страны — выходцы из Украины, у них есть историческая и генетическая память, родственники там остались. Понятно, что позиционирование относительно украинского вопроса каким-то образом может добавить баллы Нетаньяху», — сообщил политолог.
«Цены для Европы выше ценностей»
Украина становится периферийным вопросом, уверен политолог и политтехнолог Андрей Золотарёв. Ключевым же в этом вопросе становится месседж «договаривайтесь» — «как бы ни было обидно адептам украиноцентризма, которые свято убеждены, что вселенная вращается вокруг Украины».
«Украина является абсолютно периферийным вопросом для того же Трампа. А учитывая, что Россия является крупнейшим торговым партнером Европы, то для европейцев цены были всегда выше ценностей, о которых они так хорошо любят поговорить», — подчеркнул эксперт.
Поэтому, по словам политолога, потихоньку центр смещается от требований ужесточить санкции к стабилизации ситуации с последующим началом процесса демонтажа этих санкций — «очевидна выработка формулы компромисса».
«Макрон выслушал российского президента, высказал свое мнение, и я думаю, что осенью это обернётся усилением давления на украинское руководство в плане того, чтобы оно сделало некий апгрейд Минских соглашений, но так или иначе пошло на урегулирование конфликта.
Даже если им придётся поступиться священными коровами, на которых с 2014 года никто не мог покуситься», — заявил Золотарёв.
Макрон вырывается вперёд в «украинском вопросе»
Сегодня у Франции и Германии доминирует желание разрешить конфликт в Донбассе, как-то его урегулировать и начать снимать антироссийские санкции. Это им выгодно с экономической точки зрения, подчёркивает политолог Даниил Богатырёв.
«Если мы говорим о США, то там доминирует другая логика, конфронтационная по отношению к России. Скорое разрешение конфликта может быть им не на руку.
Но с другой стороны, в преддверии следующих президентских выборов Трамп хочет присвоить себе лавры миротворца. Но надо иметь в виду, что американские избиратели больше интересуются внутренней политикой, а не внешней, и это не добавит ему сильно очков. Он в этом заинтересован, но гораздо меньше, чем Макрон и Меркель», — пояснил эксперт.
Президент Франции Макрон пытается сегодня стать фактическим игроком в Европе, одним из основных игроков, подчеркивает Кость Бондаренко. Макрон пытается доказать, что именно с ним надо договариваться, а не с Ангелой Меркель, относительно будущего Европы, в том числе и по вопросу Донбасса.
«И Нетаньяху, и Макрон преследуют свои цели. Украина является только поводом, потому что у того же Макрона есть множество тем, которые можно обсуждать с Путиным», — сказал эксперт.
«Большая тройка» или «большая четвёрка»
Президент Зеленский не раз заявлял, что хотел бы расширить "нормандский формат" — к России, Франции, Германии и Украина добавить США и Великобританию.
Кость Бондаренко считает, что в ближайшее время вряд ли к формату будут подключаться Соединенные Штаты.
«Потому что все прекрасно понимают, что вопрос Донбасса может определяться в формате Москва-Вашингтон или в формате нормандского «квадрата». В данной ситуации, думаю, вряд ли кто-то будет смешивать стили», — сообщил эксперт.
Возможен еще и третий вариант, добавляет Бондаренко: создаётся некая большая тройка или большая четверка с участием США, России и Франции либо Франции и Германии. Решения, которые будет принимать эта тройка, будут обязательны для исполнения всеми государствами, не имеющими своей субъектности.
«То, что мы наблюдали в режиме Антанты после Первой мировой войны или в режиме великих держав по отношению к балканскому процессу. Пока что это все только варианты.
Говорить о том, что Россия согласится на то, чтобы ввести в нормандский формат США или Великобританию и тем самым ослабить свои переговорные позиции, не приходится», — уверен Кость Бондаренко.
США решают вопрос, но не берут на себя ответственность
Без участия США нельзя достичь мирного урегулирования в Донбассе, считает Андрей Золотарёв. Достаточно просто обратить внимание, что на них приходится две трети военной помощи Украине, а без их влияния на МВФ Киев давно бы пришел к банкротству, сказал эксперт.
«Другое дело, что США хотят это сделать де-факто, а не де-юре. Войти в нормандский формат — означает брать на себя ответственность, а этого они делать не хотят. Поэтому я не думаю, что США пойдут на расширение "нормандского формата"», — отметил Золотарёв.
В каком формате будет дальше решаться вопрос Донбасса — пока непонятно, говорит Даниил Богатырёв. По его словам, на Украине возлагаются надежды на переговоры непосредственно между Зеленским и Путиным.
«Но пока еще ничего не ясно. Я думаю, к сожалению, мы еще очень далеки до завершения конфликта», — подытожил политолог.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4520
Рейтинг поста: