Одним из глобальных вопросов, решительное продвижение в котором может быть достигнуто в ходе визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, является сотрудничество России и Китая в области освоения Арктики, и, назовем вещи своими именами – организации отпора непомерным амбициям Соединенных Штатов именно на этом направлении. С одной стороны, зачем, казалось бы, нашей стране, однозначно являющейся арктической державой №1, в данном вопросе какие-то союзники (с которыми непременно придется чем-то делиться)? С другой – во все более обостряющейся ситуации вокруг Арктики и Северного морского пути есть слишком много не самых приятных для нас нюансов. Каких именно? Сейчас разберемся.
Без боя России Арктику не отдадут
Вне всяких сомнений, сегодня Россия – абсолютный лидер на «северном направлении». Ледокольный флот, по численности превышающий четыре десятка вымпелов, военные базы в регионе, а, главное люди способные работать и нести воинскую службу в суровых арктических условиях, все это, практически не оставляет шансов нашим конкурентам. Соединенные Штаты умудрились профукать собственные ледоколы, из когда-то имевшихся восьми сегодня худо-бедно пригодны к эксплуатации только два. Канадцы, несмотря на собственное географическое положение, добились еще более впечатляющих «успехов», доведя до совершенно жалкого состояния абсолютное большинство собственных судов, годных для хождения в условиях крайнего Севера. Когда-то имели около двух десятков ледоколов – сейчас, от силы, 3-4. У европейцев дела еще хуже. Более или менее «на уровне» Финляндия и Швеция с семью ледоколами каждая, Дания таковых имеет 4, Норвегия и вовсе один. Совсем обленились потомки грозных викингов…
Однако, так дело обстоит сегодня. Что будет завтра? Ситуация меняется, причем стремительно и далеко не во всем – в лучшую для нас сторону. По некоторым прогнозам, арктические воды примерно к 2030 году могут стать почти свободными ото льдов – в летний период, естественно. Спасибо глобальному потеплению! Кроме того, Соединенные Штаты в любом случае не собираются сидеть сложа руки, глядя, как наша страна ударными темпами возводит и укрепляет «арктическую крепость». Не так давно, выступая перед выпускниками Академии береговой охраны в Нью-Лондоне, советник Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон заявил о том, что США твердо намерены «восстановить американское лидерство в Арктике», тем самым «бросив вызов растущему российскому военному влиянию в регионе и выступив против незаконного притязания Китая на «околоарктический статус». Сказано, по-моему, предельно ясно.
Кстати, примерно в таком же ключе высказывался перед проводившимся не так давно в Финляндии очередным заседанием Арктического совета другой вашингтонский «голубь мира» - Госсекретарь США Майк Помпео. Этот и вовсе обвинил нашу страну в том, что она «пытается незаконным способом требовать от других государств получения разрешения на следование Северным морским путем, угрожая применением военной силы». Но ничего – Соединенные Штаты покажут этим наглым русским, что «законы и в Арктике работают»! В осуществлении собственных воинственных планов американцы ставят, прежде всего на реализацию программы Polar Security Cutter, в рамках которой береговая охрана США должна получить новые ледоколы военного назначения вместо имеющейся сейчас ржавой рухляди. Правда, создание новых судов находится пока на стадии планирования да и построить их собираются аж шесть единиц… Но это все – не повод расслабляться.
Не стоит забывать, что Соединенные Штаты пока еще остаются державой, обладающей весьма внушительным военно-морским потенциалом. И большие проблемы тому же Северному морскому пути и следующим по нему судам они вполне могут устроить, даже и не заходя, собственно, в арктические воды. Достаточно убедительно это было продемонстрировано во время учений Northern Edge 2019, проводившихся как раз в арктических широтах в районе Аляски с задействованием авианосной ударной группы во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт», несущим 11-е авианосное крыло, который сопровождали три эсминца типа «Арли Берк». В прошлом году в масштабных маневрах НАТО в Норвегии Trident Juncture 2018, также разворачивавшихся, в том числе, и за Полярным кругом участие принимала авианосная ударная группа «Гарри С. Трумэн».
Пора искать союзников?
Таким образом США откровенно дают понять: «Мы можем перекрыть Северный морской путь в точках входа и выхода – уж для этого-то сил у нас хватит с лихвой!» Не следует при этом забывать и о союзниках американцев по НАТО – в одиночку они вряд ли осмелятся бросать вызов России, а вот в стае, да еще подстрекаемые Вашингтоном… Красноречивым примером тут служит демарш Дании, пригрозившей разместить свои истребители в Гренландии, в том случае, если датчанам померещится, что базирующиеся на Земле Франца-Иосифа российские боевые самолеты чем-то «угрожают» ее воздушному пространству. О многочисленных претензиях, возникших «вдруг» к нашей стране у Норвегии и говорить не приходится. Арктика и ее воды – слишком лакомый кусок для всех стран в этом мире. Во всяком случае – для тех, что считают себя в силах предъявлять на них претензии.
Соединенные Штаты уже сколачивают международную коалицию, задачей которой, нимало не стесняясь, объявляют «обуздание русских амбиций в Арктике». И вряд ли разумным для нас в такой ситуации будет отказываться от поиска союзников. Тем более, что наиболее вероятный из них – Китай уже давно проявляет соответствующую инициативу. Резоны Пекина вполне понятны – Арктика для него представляет несомненный интерес, как минимум, в двух аспектах: Северный морской путь – это еще одна весьма выгодная в логистическом отношении дорога для потока китайских товаров, идущего в Европу. А громадные залежи полезных ископаемых, скрытые под арктическими льдами (треть неоткрытых пока мировых запасов газа и 13% нефти) закономерно вызывают жгучее желание поучаствовать в их разработке.
Есть ли тут угроза для интересов России? Крайне сомнительно. Севморпуть так или иначе видится, как источник получения прибыли от транзита грузов – так почему бы и не китайских? А что до полезных ископаемых – расположенные в Заполярье и Арктике месторождения в любом случае относятся к категории трудноизвлекаемых ресурсов. Ими мы готовы делиться, разве не так? Во всяком случае, глава отечественного Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил об этом буквально накануне. Здесь стоит учитывать еще один, крайне немаловажный фактор – сегодня, благодаря развязанной Вашингтоном против него тотальной экономической войне, Пекин видит в Москве наиболее приемлемого партнера. Но в случае, если Россия не пойдет ему навстречу, он все равно будет искать пути удовлетворения собственных арктических планов – просто в союзе с другими странами. Опыт весьма плодотворного сотрудничества по этому направлению с той же Финляндией у Поднебесной уже имеется.
И вот тут у нашей страны есть риск получить в лице Китая вместо союзника, пусть и весьма прагматичного, серьезного конкурента. Как минимум… Что до невеликого пока арктического мореходного потенциала китайцев, то это, вне всяких сомнений, дело времени. В создание собственного ледокольного флота (в том числе и атомного) там решили вкладываться всерьез и без дураков. А уж если китайские товарищи что-то надумали… Вспомним, как еще не так давно многие от души хохотали над словосочетанием «китайский авианосец». Сейчас кое-кому стало вовсе не до смеха. В любом случае не будем забывать о том, что по количеству вымпелов ВМС Китая на сегодня превосходят даже Соединенные Штаты. Уж лучше в случае чего вся эта мощь окажется на нашей стороне.
Арктическое сотрудничество Москвы и Пекина открывает огромные перспективы для обеих стран. Прежде всего, в том отношении, что такой союз действительно смог бы сделать Арктику мирной, обезопасив ее от поползновений США и НАТО, пытающихся сегодня «переиграть» давно проигранное соревнование. Хочется надеяться, что данный вопрос, как минимум поднимался во время встречи лидеров двух государств, и, следовательно, имеет перспективу позитивного решения.