Поразительные военные успехи, достигнутые за последние дни правительственной Сирийской арабской армией (САА) на юге страны в провинциях Дараа и Кунейтра, открывают неожиданные перспективы по достижению в Сирии мира.
Ещё недавно Вашингтон делал громкие заявления о неизбежном суровом возмездии Дамаску в случае начала этой операции. Израиль и Иордания подтягивали войска к границе, Турция заговорила о солидарности с Соединёнными Штатами. Всем казалось, что на пороге маячит большая региональная война. Однако стремительные действия САА обесценили все расчёты потенциальных интервентов. За какие-то 2-3 недели, когда никто ничего толком и понять не успел, она начисто разгромила оперирующую здесь 45-тысячную группировку разношерстной оппозиции, костяк которой составляли «Южный фронт» Сирийской свободной армии (ССА) и алькаидовцы из «Хайят тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещённая в России). Кроме того, в глубине зоны здесь притаились отряды «Исламского государства» (организация запрещена в России) численностью до 3 тыс. человек («Бригада Абу аль-Валид»). Напомним, что на борьбу с менее сильной и хуже оснащённой группировкой боевиков в Восточной Гуте у сирийской армии ушло 3 месяца.
Положение на юге Сирии. Чёрным отмечена зона ИГ
САА уже освободила около 70% территории, подконтрольной ранее боевикам на юге и все официальные КПП на границе с Иорданией. Полностью окружён и 100-тысячный центр провинции Дараа, его падение – дело ближайших дней. Армия почти вплотную приблизилась и к анклаву, занимаемому ИГ. Этот успех тем более важен, что он лишает смысла ожидавшуюся на предстоящей встрече президентов США и России американскую критику в адрес Москвы по поводу нарушения зоны деэскалации. Против ИГ ведь позволительно воевать и во время саммита – заступаться за эту организацию никто не будет. Попутно можно продемонстрировать и силу Дамаска как законной высшей власти Сирии. Судя по всему, на этот раз давать проход или вывозить куда-то игиловцев никто не станет; их, скорее всего, показательно уничтожат на месте. Путь в Иорданию им закрыт, именно на этот участок Амман стянул значительные силы и никого не пропускает на свою территорию. А в случае попытки прорыва на израильские минные поля хоронить будет нечего.
Израильский разделительный забор на Голанах из прочного бетона
В целом оправдали себя интенсивные политические контакты России и Израиля, на которые в Дамаске иногда смотрят с опасением. Израильское руководство сдержало своё обещание Москве – не вмешиваться в ход данной операции при условии, что в ней не будут участвовать иранцы и ливанская «Хизбалла». В Израиле уже поняли, что Асад победил и следует приспосабливаться к новой реальности. Тревожащие спорадические удары по местам расположения в Сирии иранцев общей картины не нарушают, они являются напоминанием со стороны израильтян, что для них тема иранского присутствия в стране не закрыта. А без содействия ЦАХАЛ серьёзно повлиять на ход боевых действий в данном районе не в состоянии и Пентагон.
Однако главная заслуга в успешном проведении операции, достойной войти в стратегические анналы, принадлежит сирийским танкистам и пехотинцам, а также российским военным переговорщикам (плюс, конечно, солидный вклад ВКС России). Тактика одновременного ведения боевых действий и переговоров о примирении или сдаче боевиков сработала на редкость удачно. Войска слаженно наступали и мгновенно прекращали огонь, когда в дело вступали переговорщики, которые тоже действовали максимально гибко. Разрозненным отрядам боевиков предлагались самые различные варианты примирения. В каких-то случаях они были готовы заключать соглашения напрямую с САА, в других требовали, чтобы их сдачу принимали только миротворцы из России. В результате фронт ССА оказался в дырах, как голландский сыр. Те подразделения боевиков, которые намеревались продолжить борьбу, внезапно оказывались в полном окружении и всё равно были вынуждены присоединяться к общему процессу примирения. Количество сданного ими современного западного оружия огромно и превышает самые большие до сих пор трофеи САА из Восточного Каламуна в пять раз. Согласно израильским источникам, в провинции Кунейтра вдоль Голанских высот Дамаск уже разворачивает новое наступление на позиции боевиков, полный разгром которых – дело ближайших если не часов, то дней.
Зона контроля боевиков в провинции Кунейтра
Ввиду достижения быстрой победы на юге Сирии, САА уже начала переброску войск оттуда на север к провинции Идлиб. Здесь, видимо, после встречи Путина и Трампа должно начаться новое наступление правительственных войск.
Положение в провинции Идлиб
Не исключено, что задачей операции в Идлибе не будет полное освобождение этой перенасыщенной свезенными из прежних котлов боевиками (70-80 тыс.), а лишь перенесение линии разделения сторон подальше от жизненно важных для Дамаска провинции Латакия и города Алеппо. Международное признание таких планов обеспечивается тем, что запад Идлиба вокруг г. Джиср аль-Шугур является главным прибежищем выходцев с постсоветского пространства из «Исламского движения Туркестана». А близ Алеппо в г. Хан-Асаль укрываются недобитые сторонники «Имарата Кавказ». На юге фронт может быть передвинут подальше от полумиллионной Хамы за счёт ликвидации анклава ИГ. С остающимися же боевиками сирийского происхождения начнутся мирные переговоры. Раньше поступала информация о том, что с подобным вариантом согласилась и имеющая многочисленные наблюдательные посты на севере страны Турция.
В итоге за последние дни в Сирии сложилась редкая ситуация, когда нельзя исключать достижения действительного компромисса ведущих держав об окончании войны на основе прекращения иностранного вмешательства. Сами с собой сирийцы договорятся об урегулировании положения в стране значительно быстрей.
Некоторые эксперты полагают, что такая сделка вполне может стать главным достижением предстоящей встречи Д. Трампа и В. Путина в Хельсинки. Об этомпишет, например, со ссылкой на высопоставленные источники в российской и американской администрациях хорошо информированное агентство Bloomberg. Параметры такого соглашения Bloomberg в основном сводит к уступке юга Сирии Асаду при условии полного вывода из страны иранских военных подразделений, но эта тема – практически уже перевёрнутая страница. Многое указывает на то, что новые договорённости на встрече президентов США и России в Хельсинки будут носить более глубокий характер. Возможно соглашение о полном выводе всех иностранных войск из Сирии. Москва действует первой, объявив устами своего президента о начатом возвращении на родину более тысячи военнослужащих и значительного числа единиц боевой техники. При этом соглашения о военных базах в Хмеймиме и Тартусе останутся в силе, они лишь перейдут из активного в пассивный режим охранения. Россия не обязана отказываться от того, чем другие державы не располагают вовсе.
Договорённость о выводе войск позволила бы всем сторонам, вовлечённым в конфликт, почувствовать и объявить себя победителями. Это реальная ситуация win/win для всех. За бортом, быть может, окажется сирийская оппозиция, но это уже не имеет значения.
Американцы, уходя, смогут заявить, что полная победа на их стороне: в преддверии осенних выборов в Конгресс это звучало бы для Трампа весьма неплохо. США разгромили ИГ и добились вывода из Сирии иранских и российских войск. А оставаться в Сирии американцы, дескать, никогда не собирались. И действительно, без какой-либо арабской опоры внутри Сирии связывать себя лишь с курдскими национальными устремлениями для Вашингтона было бы совсем неразумной политикой.
Для турок потеря курдами Рожавы американских покровителей тоже была бы немалым выигрышем. Оставшись один на один с Дамаском, курды построить свое квазигосударство уже не смогут. Ради этого Турции можно уйти из Сирии и самой. Вывод российских и иранских военных Турцию также устраивает, никто не любит иностранное военное присутствие у своих границ.
При таком раскладе возвращение своих «стражей революции» домой Иран также воспримет как большой успех. Они обеспечили главное – способствовали сохранению у власти в Сирии своего союзника Башара Асада, а к тому же изгнали «большого дьявола» – американцев. Оставаться там под постоянной угрозой израильских бомбёжек, когда Дамаск уже выпестовал мощную армию, у иранцев никакого резона нет.
Дамаск и Москва, возможно, не станут громко провозглашать предполагаемое соглашение своим триумфом, но они будут точно знать, кто являются настоящими победителями в этой войне.