Адмирал Береговой Охраны США Пол Цукунфт на днях снова выступал перед конгрессом, в сущности, для того, чтобы выпросить немного денег. Средства необходимы службе для того, чтобы она могла конкурировать с Россией в Арктике.
Во вторник, в ходе слушаний в подкомитете Конгресса по ассигнованиям в области национальной безопасности, Цукунфт сказал законодателям, что Соединенные Штаты должны продемонстрировать серьезность своих намерений построить новый ледокол, который увеличил бы существующий активный ледокольный флот США, ныне насчитывающий 1 единицу, которая функционирует в настоящее время.
Нет нужды лишний раз упоминать о том, что этот ледокол, «Полярная звезда», уже довольно старый, ему 42 года, и он нуждается в постоянном ремонте и обслуживании. Да и при этом условии осталось около пяти лет, прежде чем его придется выводить из эксплуатации, утверждают специалисты Береговой охраны.
В то же время, Россия обладает как минимум 46 ледоколами, а Китай в настоящее время строит второй.
Командующий Береговой охраной в течение прошлого года постоянно поддерживал связи с Конгрессом и общественными организациями, пытаясь бить тревогу по поводу вопиющего невнимания к важной проблеме. Помимо того, что в прошлом году его служба едва выживала в условиях катастрофического сокращения своего и без того небольшого бюджета на 1 миллиард долларов, Цукунфт пытается донести до законодателей необходимость выделения средств для строительства по меньшей мере еще трех ледоколов в 2023, 2025 и 2026 годах соответственно.
И все же, в то время как Конгресс без колебаний продолжает сбрасывать огромные деньги в канализационную трубу Афганистана, эта проблема вызывает у законодателей острую зубную боль.
Арктика, где находится примерно 13 процентов мировых запасов нефти и около трети природного газа, потенциально может столкнуться с ситуацией, подобной той, что сложилась в Южно-Китайском море. Так же, как Китай с помощью создания искусственных островов добился контроля над сухопутными путями, Россия со своим огромным флотом из 40 ледоколов утверждают свои позиции в Арктике, претендуя на роль доминирующего игрока».
«Мы начинаем наблюдать милитаризацию некоторых российских форпостов в Арктике», – говорил Цукунфт еще в марте 2017 года. Необходимость в ледоколах, с помощью которых Америка могла бы сдерживать Россию и других в этом регионе, а также прокладывать пути для торговли и добычи нефти, кажется совершенно очевидной, как с точки зрения экономики, так и из соображений национальной безопасности.
Так какого же дьявола? «Какова наша стратегия национальной опасности в Арктике? Я полагаю, что до недавнего времени, с точки зрения США, с точки зрения Пентагона, никакой стратегии вообще на самом деле не существовало», – сказал сенатор Дэн Салливан в прошлом году, выступая в Центре стратегических международных исследований.
Новостной сайт Foxtrot Alpha объясняет: «Между тем, в Вашингтоне не существует ничего похожего на внятную стратегию в отношении Арктики. Для этого существует много причин. Прежде всего, в Арктике чертовски суровые климатические условия, и люди стараются держаться от нее подальше. Кроме того, здесь играют большую роль экологические структуры, которые активно лоббируют в американском и канадском правительстве запрет на разведочно-буровые работы. Однако, России не приходится сталкиваться с подобными проблемами, поскольку ее правительство не «подчинено воле народа».
Еще одна проблема заключается в том, что Береговая охрана США, в распоряжении которой находятся американские ледоколы, подвергается жесткой критике за свои упрямые требования. Так, например, на строительство нового ледокола были выделены средства в объеме 1 миллиарда долларов. Это экстремально большие деньги, даже для Пентагона. Должностные лица Береговой охраны также неохотно приобретают или арендуют суда в других странах, особенно если речь идет о невоенных кораблях. Другая часть этой проблемы заключается в том, что закон США требует, чтобы корабли Береговой охраны были построены непременно в Америке, если у президента нет веских причин для того, чтобы заказать их строительство за рубежом.
Имеется и еще одна серьезная деталь: две компании, которые построили ныне действующие американские ледоколы, в настоящее время закрыты. Любопытно, почему.
Тем не менее, береговая охрана еще в марте подала заявку на новый тяжелый ледокол. Впрочем, судя по всему, даже если Цукунфт получит все, чего он хочет, то есть три тяжелых и три средних ледокола, и он сам, и Соединенные Штаты в широком смысле, все равно останутся далеко позади России.