В августе 2017 года российский танкер проплыл из Норвегии в Южную Корею по Ледовитому океану, не нуждаясь в помощи ледокола. Этим плаванием открылся прежде недоступный из-за льдов Северный морской путь, что повлечет за собой значительные геополитические последствия, даже более значительные, чем гонка вооружений. Россия взяла в свои руки инициативу на севере.
Для Соединенных Штатов это вызов. Вашингтон никогда не считал арктический север главным стратегическим приоритетом своей политики, так что весь этот регион оказался в зоне российских интересов. Но не Вашингтон представляет главную проблему для Москвы. Дело в том, что в этом регионе заинтересован Китай. В начале февраля Китай впервые обнародовал документ, касающийся его национальной арктической стратегии и предполагающий более тесное сотрудничество с Москвой. Прежде всего, это касается создания арктического судоходного пути, своего рода «полярного шелкового пути», то есть аналога сухопутного проекта «Один пояс, один путь», которым Китай хочет связать себя с Европой через Среднюю Азию. Кремль и Пекин заявляют, что их амбиции носят коммерческий, а не военный характер, и что они в первую очередь заинтересованы в защите уязвимого арктического региона.
Американцы, естественно, сомневаются и указывают на огромную угрозу для окружающей среды, тем самым выигрывая время, необходимое для разработки собственной арктической стратегии. В мае прошлого года американский командующий Береговой охраной адмирал Пол Цукунфт (Paul Zukunft) рассказал, что Вашингтон рассматривает возможность установить ЗРК на своих новейших ледоколах, хотя до сих пор подобные суда использовались преимущественно для исследований и поисковых операций. В мире эта новость вызвала насмешки, в особенности после того, как российские официальные лица высмеяли американские действия, назвав их нелогичными, поскольку арктический регион не представляет никакой военной угрозы ни одной стране мира.
Тем не менее Россия наиболее активна в том, что касается военной деятельности в Арктике, чем какое-либо другое государство (это соответствует логике действий РФ), и у некоторых стран это вызывает опасения. Прежде всего, речь идет о Норвегии и Канаде, двух странах, которым на севере принадлежат обширные ненаселенные территории, при этом богатые нефтью, газом и полезными ископаемыми. Поэтому повышенный интерес к Арктике вызывает в Осло и Оттаве беспокойство, в связи с чем обе эти страны увеличили расходы на оборону своих северных пределов, а также вместе развернули лоббистскую деятельность для того, чтобы и Соединенные Штаты последовали их примеру.
Если сравнить, то Москва вложила максимум средств в военную инфраструктуру своего севера за всю историю самостоятельной Российской Федерации. Она возродила шесть военных баз, существовавших еще во времена Советского Союза, а также построила три новых больших атомных ледокола, которые стали частью арктической флотилии из 40 судов. Российский Северный флот базируется в Мурманске, городе, который также получил большую финансовую прибавку. Флот пополнился двумя ледоколами-корветами, специально созданными для последнего поколения противокорабельных ракет. Согласно российским источникам, Северный флот выполнил в 2017 году более 200 ракетных стрельб в ходе 300 учений, и со времен окончания холодной войны это абсолютный рекорд.
Москва считает свои северные морские пространства ключевыми для собственной обороны. Прежде всего, это связано с сохранением и сокрытием ее атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, которые могут предотвратить любое нападение на российскую территорию извне. Вместе с тем Соединенные Штаты и НАТО пытаются проникнуть в эти воды незамеченными. Но ни одно надводное судно не сможет войти в российские воды, если в северных морях случится конфликт.
Первый американский ледокол нового поколения не выйдет в арктические воды, по крайней мере, раньше 2023 года, судя по сообщениям американской Береговой охраны. Да и эта дата под вопросом, учитывая потребность в дополнительном финансировании в 2018 году, поступление которого не гарантировано. Единственный эксплуатируемый американский ледокол «Полар стар» уже через пять лет будет непригоден для плаваний. Кроме того, у него другие цели в мире, и плавает он совсем не в американской Арктике, а в Антарктике.
Свой первый ледокол «Сноу Драгон 2» Китай отправил в плавание в декабре, и он является преемником одноименного судна, которое Пекин построил для Украины в 1994 году. Ни один из ледоколов не оснащен вооружением, однако, учитывая происходящее в арктических водах, все может измениться. Как бы там ни было, Пекин (и Москва) максимум внимания уделяют коммерческому потенциалу Арктики и стремятся дипломатическими средствами подкрепить и обезопасить свою деятельность. В этом регионе Соединенные Штаты, Канада и Норвегия оказались в отстающих. Сегодня Россия является единственной страной, у которой достаточно ледоколов, чтобы обеспечить транспортировку товаров по всегда скованным льдами судоходным путям, и это дает ей большое преимущество. При этом в Арктике может находиться до одной пятой части неоткрытых запасов нефти и газа (по крайней мере, если верить, что эти ресурсы действительно ископаемого происхождения, хотя современные знания все чаще заставляют в этом сомневаться). Россияне, американцы, канадцы и остальные используют свои подводные лодки для того, чтобы устанавливать на дне Ледовитого океана собственные флаги, чтобы хоть как-то закрепить за собой часть от 1,3 миллионов квадратных километров огромного подводного пространства.
В этот процесс все активнее включается Китай, что придает ситуации динамику. В конце января канадские специалисты были шокированы, увидев, что в китайских документах Северо-Западный проход, суверенная часть канадской территории, квалифицируется как «международный». Канада давно считает этот проход своими территориальными водами, и никто до китайцев этого не оспаривал. Дело тут не только в выборе слов: изменение в управлении этим морским проходом имеет огромное значение для международной торговли. В своих официальных документах китайцы утверждают, что все споры вокруг природных морских проходов нужно решать мирно и переговорами, придерживаясь международного законодательства. Чтобы мирно приблизиться к этому региону, в прошлом году китайский президент Си Циньпин нанес визит в Финляндию, на Аляску и в Исландию. Однако все переговоры не снизили градус напряженности в Канаде, Гренландии и других северных странах, хотя их арктические территории все чаще атакуют орды китайских рабочих, которые ищут места в горнодобывающей и других отраслях, важных для арктического севера.
Возможно, Соединенные Штаты никогда не боролись за Арктику именно потому, что понимают: это может привести к международному конфликту, в котором они не смогут победить. России принадлежит 45% территории за Полярным кругом, и Китай считает российско-китайское сотрудничество важным альтернативным способом выйти на торговых партнеров в Европе. Поэтому Пекину выгоднее вкладывать средства в север, поскольку этот путь лучше, чем его длинный аналог, проходящий через Индийский океан и связанный с опасностями Малаккского пролива и Аденского залива.