Тяжелые времена, оказывается, настали для Берлина. И речь сейчас идет даже не о вечно недовольном поведением Германии турецком президенте Эрдогане, обвиняющем немецкие власти в подстрекательстве террористов. Дорогу Берлину перешла Россия. Ну, как сказать, конечно, «перешла». Скорее, Германия ей сама под ноги бросилась, причем, так отчаянно, так рьяно, будто бы была уверена, что Москва просто в сторонку отойдет. Но не тут-то было.
Прошло уже три года с момента введения российской стороной ответных мер на санкции Запада. И за все это время товарооборот между Москвой и Берлином сократился на 1/3. Да, части предприятий, что работали с Россией, удалось найти новые ниши, рынки сбыта, но их не так много. Большая часть, как ни крути, оказалась в очень затруднительном положении, из которого выйти они планируют только путем отмены антироссийских санкций, причем, скорейшей.
Но, понятное дело, что ни о каком снятии ограничений и запретов пока и речи не ведется в высших кругах Германии, однако надежду «проблемные» предприятия не теряют, она, как говорится, умирает последней.
Если затрагивать конкретные цифры, то по официальным данным Европейской комиссии, за 3 года режима санкций и ответного эмбарго Москвы на ввоз с/х продукции из США и стран ЕС экономические потери Европейского союза составили 90 млрд евро. А вот австрийский Институт экономических исследований называл еще в 2015 году другую цифру – 100 млрд евро (это еще ДВА ГОДА НАЗАД).
Так или иначе, а Германия стала главной жертвой санкционного режима.
Как уже было сказано ранее, объем двусторонней торговли снизился на 1/3, то есть в 2014 году он составлял 52,8 млрд евро, а в 2016-м – 36,6 млрд евро. Да, в этом году, нельзя не отметить, динамика получила положительный вектор – с января по апрель наблюдался рост торговли. Однако говорить о возвращаении на докризисный уровень еще очень и очень рано.
Вообще, европейские эксперты оценивают общие потери экономики Германии за три санкционных года и всяческие экономические войны в 17 млрд евро.
По словам главы пресс-службы Восточного комитета германской экономики Андреаса Метца, 20%-ная ответственность за падение уровня двусторонней торговли лежит именно на санкциях и контрсанкциях (остальные 80% составляют ослабление рубля, рецессия экономики России на фоне падения мировых цен на нефть).
Согласно статистике:
• В 2015 году российский рынок были вынуждены покинуть 417 компаний с участием Германии;
• В 2016 году – еще 346.
В общей сложности, на конец прошлого года действующих на российской территории представительств, филиалов, юридических лиц с участием граждан и предприятий из Германии осталось 5237 компаний.
Переориентируются компании, что пострадали от санкций, в частности, агропроизводства, в основном на новые рынки Китая. А что делать? Приходится как-то выживать, спасать экономику, ведь даже сами бизнесмены не уверены в том, что в скором времени санкционные барьеры будут сняты (как бы там ни умоляли они власти мыслить рационально).
Еще до введения нового пакета санкций в отношении России Белым домом проводились опросы среди немецких компаний. Так вот, исходя из полученных результатов, более половины из них (190 предприятий приняли участие) заявляли о том, что раньше 2018 года никакой отмены рестрикции не произойдет, 1/5 предпринимателей при всем этом исходила из того, что ограничения сохранятся и после 2018 года.
Если раньше была хоть какая-то надежда на то, что санкции будут носить временный характер, то сейчас ее уже и быть не может. Как прокомментировал сложившуюся ситуацию глава представительства ТПП РФ в Германии Сергей Никитин, «появилось ощущение, что политическая неблагополучность растянется на более долгий период, чем можно было ожидать».
Грядут выборы в Германии. И пока что верится с трудом, что отношения между Берлином и Москвой изменятся, ведь помимо Ангелы пока что не наблюдается никого из потенциальных управленцев страной, кто смог бы сменить изрядно засидевшуюся на «троне» даму. Источник: Ева Лисовская.
Рейтинг публикации:
|