На повестке не просто дня, а последних нескольких недель в России стоит тема введения Соединенными Штатами Америки нового пакета санкций в отношении не только нашей страны, но еще и в отношении Ирана, Северной Кореи.
Большую панику в обществе пытаются посеять на фоне этого вполне определенные силы, заявляя о том, что санкции нанесут страшный удар по российской экономике, что, в свою очередь, приведет к самым негативным последствиям. В это же время даже в Вашингтоне никто не знает, как американский законопроект о новом пакете санкций будет применяться на практике.
Очевидными становятся следующие моменты:
• Законопроект не выгоден администрации президента США Дональда Трампа;
• Законопроект в любом случае будет принят, так как Белый дом даже при наличии права вето не сможет оказать сопротивление коллективному решению Конгресса США.
Что же касается РЕАЛЬНОЙ УГРОЗЫ для России, то о ней, как таковой, говорить еще очень рано. Дело в том, что специфика законопроекта не касается напрямую внутренних проблем РФ. Главный вопрос, который вообще может возникнуть в контексте данных американских санкций, касается лишь «Северного потока-2». Данный проект может стать основной мишенью новых санкций против России.
Но при всем при этом, не стоит забывать и того момента, что ограничения частично были смягчены в контексте дискуссии между Белым домом и структурами Конгресса.
«В ходе переговоров между Белым домом и Конгрессом в этом законопроекте были смягчены не сами санкции, а многие формулировки данного нормативного акта. Многое из того, что носило там императивный характер и что предполагалось попросту запретить, теперь носит умеренную формулировку, и это существенно скажется на практическом применении этого закона», – отмечает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Вообще, новый вариант санкций куда более мягкий, чем был изначально. Кроме этого, законопроект США носит очень проблематичный характер, а в связи с тем, он является еще и экстерриториальным. Так, американские власти смогут вводить санкции против любых мировых компаний просто за то, что они вошли в сотрудничество с российским энергетическим сектором.
Не забываем и про Европейский союз, который недоволен самим фактом этих санкций США, ведь они напрямую затрагивают еще и интересы ЕС. Данное недовольство может спровоцировать и ответные меры со стороны Брюсселя в отношении Вашингтона, о чем активно ведутся разговоры.
Российскую экономику на фоне всех этих несогласных сторон волнует еще и, помимо «Северного потока-2», ситуация с «Турецким потоком», главный вопрос Москвы касается объемов и надежности экспорта газа РФ. Трубы для данных вышеупомянутых проектов российская сторона уже закупила в ЕС, то есть основная проблема может возникнуть именно в работе европейских компаний, что будут укладывать эти газопроводы по дну моря. Тут-то ряд нюансов и может возникнуть.
Однако при всем этом, внутриэкономические проблемы России остаются в стороне, к ним европейские потенциально возникнувшие нюансы не имеют никакого отношения – американский законопроект затрагивает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО энергетический рынок Евросоюза.
Эксперты отмечают, что американцы своими последними действиями просто пытаются пролоббировать свой сланцевый газ в Европе. Так, оказывая влияние на российские энергетические проекты на рынке ЕС, Вашингтон не забывает о продвижении на нем же своих интересов. Недоумение, как ответная реакция на политику США в этом вопросе, уже ВОЗНИКЛО и у Германии, и у Франции, и у Австрии, то есть у всех тех, кто участвует в софинансировании проекта «Северный поток-2» – у наших партнеров.
А это порождает целый ряд вопросов по будущему кооперации в рамках данного проекта. Единственное, стоит отметить, что на этот год «Газпром» уже освоил часть финансирования, что должны были здесь заплатить партнеры России из ЕС.
«Деньги в настоящий момент находятся у оператора проекта – компании Nord Stream AG, и это известный факт. Поэтому под угрозой данного американского законопроекта интересы не только «Газпрома», но и всего пула его европейских партнеров», –комментирует сложившуюся ситуацию Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Вообще, во всей этой ситуации с санкциями, учитывая то, о каких шагах говорил «ранний» Трамп в контексте российско-американских отношений, логично было бы ожидать от администрации президента США более позитивных решений. Но на деле решения МЫ получили диаметрально противоположные.
Вывод напрашивается сам собой: Трамп скован в своих действиях конгрессменами, которые вынуждают, по сути, его вести политику в том же русле, что и его предшественники. Да-да, тон настоящей политике Америки сегодня задает Конгресс, у Белого дома нет никаких свобод в своих действиях. Да, финальное решение всегда будет оставаться за ним, но оно, можно сказать, уже вынесено Конгрессом – Трамп, так или иначе, подпишет законопроект, ведь конфликт с Конгрессом из-за нашей страны никак не соответствует политическим интересам главы Соединенных Штатов.
Да и России, по большей части, невыгодно, чтобы именно здесь Трамп наложил право вето, так как Конгресс все равно его преодолеет. Мало того, в случае доработки санкции лишь усилят. А пока ситуация складывается вполне благоприятно – все те ограничения, что имеются в законопроекте, так или иначе, можно обойти (вспомните случай с ExxonMobile, которая была оштрафована за нарушение санкционного режима США за сделку с «Роснефтью» на очень символическую сумму).
А вот для Европы законопроект США стал самым настоящим яблоком раздора между ним и Вашингтоном, что, опять же, со стратегической точки зрения должно быть выгодно России.
«Учитывая манеру поведения европейцев, на первом этапе, пока эти санкции носят голословный характер, они попытаются избежать прямого конфликта США и попытаются решить этот вопрос каким-то неформальным образом, в духе политических переговоров, а вот если этого не получится, то тогда Евросоюзу придется выбирать новую модель поведения», – констатирует заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов, подмечая, что у Вашингтона и Брюсселя из-за данных санкций обозначилась «сфера конфликтности».
По евроатлантическому единству может быть нанесен серьезный удар, а европейцы очень переживают за свои энергетические интересы. Поэтому можно ожидать шага ЕС в сторону конфликта с Соединенными Штатами – действие будет носить вынужденный характер.
Сначала ЕС будет искать варианты выхода из сложившейся ситуации, пытаясь увещевать Вашингтон. Выйти из прямого конфликта с США – цель №1 для всего Европейского союза. И сейчас, нельзя не отметить, на это есть надежда, беря во внимание тот факт, что новые американские санкции были качественно скорректированы.
Так или иначе, а действовать Европе придется по ситуации, впрочем, как и нашей стране, что не может не говорить о том, что вне зависимости от шагов Конгресса США, «Северный поток-2» для континента остается крайне важным проектом. Источник: Ева Лисовская.
Рейтинг публикации:
|